Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина Н.П. Ратникова к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин Н.П. Ратников оспаривает конституционность положений статей 5 и 24.13 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", предусматривающих перечень объектов оценки, включающий отдельные материальные объекты, и устанавливающих, что государственная кадастровая оценка проводится в отношении объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости.
Как следует из представленных материалов, Н.П. Ратников в 2014 году приобрел земельный участок, который в 2015 году разделил на два земельных участка, зарегистрировав право собственности на эти участки в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Вместе с тем в государственный кадастр недвижимости сведения об этом разделе были внесены в 2012 году и носили временный характер (данные сведения согласно статье 24 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" аннулируются либо по заявлению собственника земельного участка, либо по истечении пяти лет со дня постановки на учет образованных земельных участков, если не осуществлена государственная регистрация права на них). На основании этих кадастровых сведений была проведена кадастровая оценка как исходного, так и образованных земельных участков, а результаты такой оценки утверждены распоряжением уполномоченного государственного органа в 2013 году.
Решением суда общей юрисдикции, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, Н.П. Ратникову было отказано в удовлетворении требований, связанных с оспариванием данного распоряжения в части, касающейся правомерности утверждения результатов кадастровой оценки образованных земельных участков до момента государственной регистрации прав на них. Как указали суды, отсутствие зарегистрированного права собственности на земельные участки, образованные в результате раздела и учтенные в государственном кадастре недвижимости, не препятствует проведению их кадастровой оценки, однако до государственной регистрации права собственности Н.П. Ратникова на эти участки для целей налогообложения учитывалась кадастровая стоимость исходного земельного участка.
По мнению заявителя, оспариваемые законоположения не соответствуют статьям 1 (часть 1), 7, 8, 15 (части 1 и 2), 19 (части 1 и 2), 34, 35 (части 1-3), 46 (части 1 и 2), 55 и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку позволяют признавать земельные участки, образованные путем раздела исходного земельного участка, право собственности на которые не зарегистрировано, в качестве объектов недвижимости и гражданских прав, а также допускают возможность проведения государственной кадастровой оценки таких земельных участков, в том числе одновременно с государственной кадастровой оценкой исходного земельного участка, из которого они были образованы.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные заявителем материалы, не находит оснований для принятия его жалобы к рассмотрению.
Как следует из представленных судебных постановлений, заявитель не нес каких-либо обязательств в связи с кадастровой оценкой земельных участков, сведения о которых носили временный характер, и, будучи собственником единого земельного участка, имел возможность аннулировать указанные сведения, однако легализовал данный раздел, зарегистрировав право собственности на образованные земельные участки в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и сохраняет возможность оспорить кадастровую стоимость этих участков в установленном порядке.
С учетом изложенного оспариваемые законоположения, определяющие лишь перечень объектов оценки и ее разновидности - кадастровой оценки, сами по себе не нарушают конституционные права заявителя в указанном им аспекте.
Проверка же правильности установления судом фактических обстоятельств, имеющих значение для разрешения конкретного дела, не относится к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации, как они определены статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ратникова Никиты Павловича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 29 сентября 2016 г. N 1969-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ратникова Никиты Павловича на нарушение его конституционных прав положениями статей 5 и 24.13 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)