18.12.2013 в 22.41 (UTC) в аэропорту Уфа после посадки, на пробеге, произошло выкатывание за пределы ИВПП ВС В-737-400 VP-BTA ООО "ГЛОБУС". По предварительной информации, экипаж выполнял заход на посадку в автоматическом режиме по системе ILS ИВПП-32R. Полет по глиссаде проходил без отклонений. Автоматика торможения включена на максимальный режим. Метеоусловия: видимость более 10 км, сплошная облачность 750 м, темп. -0/-3 град., ветер 250 градусов 5 м/сек., КСЦ = 0,4. На скорости 60 узлов при выключении реверса начался увод ВС влево. Отклонение педали вправо не изменило ситуацию. Самолет выкатился за пределы ИВПП на 25-35 м на боковую полосу безопасности на удалении от торца ИВПП-32R 1800 м. Пострадавших нет. ВС без повреждений. Расследование инцидента проводит комиссия Приволжского МТУ ВТ.
Количество выкатываний ВС за пределы ВПП в гражданской авиации Российской Федерации находится на среднем уровне 18-20 инцидентов в год. В 2013 году с самолетами коммерческой авиации произошло 17 инцидентов, связанных с выкатыванием самолетов за пределы ВПП (при посадке 15 инцидентов, при взлете 2 инцидента). В том числе 2 серьезных инцидента. Для сравнения - в 2011 году произошло 12 инцидентов. В 2012 году - 20 инцидентов.
Выкатывания самолетов при посадке за пределы ВПП составляют наиболее высокую степень опасности для безопасности полетов. Например, в 2012 году выкатывания за пределы ВПП при посадке привели к двум авиационным происшествиям - аварии самолета Ан-26Б-100 RA-26061 21.11.2012 в аэропорту Депутатский (Республика Саха (Якутия)) и катастрофе самолета Ту-204-100В RA-64047 29.12.2012 в аэропорту Внуково.
Помимо ошибок в летной эксплуатации (нестабилизированный заход на посадку, стремление выполнить излишне "мягкую" посадку и выполнение посадки на повышенной скорости, ошибки в эксплуатации систем ВС (тормозов, спойлеров, реверса)) и отказов систем ВС, в последние годы выкатываниям в значительной степени начинают способствовать недостатки в содержании покрытия ВПП.
Главными операторами аэропортов в ряде случаев не реализуются мероприятия (при наличии такой возможности) по:
- очистке искусственных покрытий ото льда или уплотненного снега (как на ВПП, так и на РД);
- удалению наслоений резины, которые на мокрой ВПП могут существенно понижать коэффициент сцепления;
- повышению квалификации и ответственности персонала, производящего замер коэффициента сцепления на ВПП.
Недопустимой является ситуация, когда главные операторы аэропортов под различными предлогами (недостаток спецтехники или средств на ее использование, погодные условия, интенсивность полетов и т.п.) упрощают подходы к содержанию искусственных покрытий ВПП и РД. Фактически перекладывая с себя ответственность за обеспечение безопасности взлетов и посадок на экипажи воздушных судов.
Информационные и методические материалы по вопросам выкатываний ранее доводились до сведения территориальных органов Росавиации и авиакомпаний в письмах Росавиации от 08.11.2012 года N 4.02-300 (результаты НИР по теме "Проведение исследований и обобщение происшедших в 2011 году инцидентов, связанных с выкатыванием самолетов коммерческой авиации за пределы взлетно-посадочной полосы на этапе посадки") и от 28.01.2013 НР 02.3-94 (Информация по безопасности полетов N 1 за 2013 год).
Предлагаю руководителям территориальных органов Росавиации:
1. Настоящую информацию довести до руководителей подконтрольных эксплуатантов ВТ, аэропортов и органов ОВД.
2. Практиковать инициирование и проведение внепланового инспекционного контроля деятельности аэропортов (в соответствии с требованиями пункта 3.6.5 ФАП "Сертификация аэропортов, процедуры") при выявлении недостатков в ходе расследования или по результатам расследований инцидентов, связанных с выкатываниями за пределы ВПП.
3. Обратить внимание специалистов профильных отделов территориального органа Росавиции, участвующих в расследованиях инцидентов и инспекционном контроле деятельности аэропортов, на необходимость полного и объективного анализа деятельности по аэродромному обеспечению полетов и разработки надлежащим образом обоснованных рекомендаций и мероприятий по безопасности полетов.
4. Обратить внимание специалистов отделов инспекции по безопасности полетов в аэропортах на необходимость контроля соблюдения требований к аэродромному обеспечению полетов в части содержания искусственных покрытий.
5. Предложить руководителям организаций гражданской авиации организовать изучение настоящей информации с летным составом, специалистами по аэродромному обеспечению полетов и специалистами по ОВД.
|
Мастеров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Телеграмма Федерального агентства воздушного транспорта от 23 декабря 2013 г. N 230600 "Информация по безопасности полетов N 24"
Текст телеграммы официально опубликован не был