Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее соответственно - Закон N 44-ФЗ, Закон N 223-ФЗ) и сообщает.
1. О создании филиалом комиссии по осуществлению закупок.
В соответствии с положениями статьи 3 Закона N 44-ФЗ государственными заказчиками являются государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с частью 1 статьи 15 Закона N 44-ФЗ бюджетное учреждение, осуществляющие закупки.
Согласно статье 55 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. Филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.
Учитывая изложенное, обособленное подразделение (филиал) не является самостоятельным заказчиком по смыслу Закона N 44-ФЗ и, следовательно, не имеет права создавать комиссию по осуществлению закупок (далее - Комиссия).
Обращаем внимание, что частью 6 статьи 39 Закона N 44-ФЗ, устанавливающей ряд запретов на привлечение определенных лиц к работе Комиссии, не предусмотрен такой запрет для работников филиала.
Таким образом, ФГБУ науки "Национальный научный центр морской биологии" ДВО РАН (далее - ННЦМБ), являясь заказчиком, вправе создать Комиссию для обеспечения собственных нужд и потребностей филиалов с включением в ее состав как работников головной организации, так и работников филиалов с учетом ограничений, установленных частью 6 статьи 39 Закона N 44-ФЗ.
Дополнительно сообщаем, что в соответствии со статьей 39 Закона N 44-ФЗ для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик создает Комиссию, решение о создании которой принимается заказчиком до начала проведения закупки. При этом определяются состав Комиссии, порядок ее работы, назначается ее председатель. Заказчиком могут создаваться конкурсные, аукционные, котировочные комиссии, комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений и единые комиссии, осуществляющие функции по осуществлению закупок путем проведения конкурсов, аукционов, запросов котировок, запросов предложений. Заказчик включает в состав комиссии преимущественно лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лиц, обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки.
2. Об осуществлении ННЦМБ после завершения реорганизации ИМБ ДВО РАН закупочной деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона N 44-ФЗ бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и иных средств в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ.
Следует отметить, что частью 2 статьи 15 Закона N 44-ФЗ установлены случаи, при которых бюджетные учреждения вправе осуществлять закупки с соблюдением требований Закона N 223-ФЗ при наличии правого акта (далее - Положение о закупке), принятого бюджетным учреждением в соответствии с пунктом 6 части 3 статьи 2 Закона N 223-ФЗ и размещенного до начала года в единой информационной системе (ЕИС).
Согласно статье 57 ГК РФ реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом.
В соответствии со статьей 58 ГК РФ при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица. При этом происходит универсальное правопреемство, в силу которого вновь созданной организации переходят, в том числе права и обязанности.
Таким образом, для осуществления закупок в соответствии с Законом N 223-ФЗ бюджетному учреждению, реорганизованному путем присоединения с изменением наименования, необходимо утвердить Положение о закупке в соответствии с требованиями действующего законодательства (в случае утверждения и размещения положения о закупке на официальном сайте в 2016 году бюджетное учреждение сможет осуществлять закупки в соответствии с положениями Закона N 223-ФЗ не ранее 2017 года), а также в соответствии с Правилами формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требованиями к форме такого плана, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2012 г. N 932, разместить в ЕИС план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год.
3. О правомерности делегирования полномочий по внесению изменений в план закупок, план-график директорам филиалов.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона N 44-ФЗ планы закупок формируются заказчиками исходя из целей осуществления закупок, определенных с учетом положений статьи 13 Закона N 44-ФЗ, а также с учетом установленных статьей 19 Закона N 44-ФЗ требований к закупаемым заказчиками товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 21 Закона N 44-ФЗ планы-графики содержат перечень закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на финансовый год и являются основанием для осуществления закупок. Планы-графики формируются заказчиками в соответствии с планами закупок.
Вместе с тем следует отметить, что план закупок формируется заказчиком и включает в себя закупки, необходимые для нужд филиалов.
Таким образом, ННЦМБ самостоятельно осуществляет ведение плана закупок и плана-графика для собственных нужд и для нужд своих филиалов.
Одновременно обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов.
В соответствии с Положением о Минэкономразвития России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации.
Директор Департамента |
М.В. Чемерисов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Даны разъяснения по вопросам организации закупок ФГБУ науки "Национальный научный центр морской биологии" ДВО РАН и филиалами учреждения.
Речь идет, в частности, о создании последним комиссии по закупкам.
Указано, что обособленное подразделение (филиал) не является самостоятельным заказчиком. Оно (он) не вправе создавать комиссию по закупкам.
ФГБУ, являясь заказчиком, вправе создать такую комиссию для обеспечения собственных нужд и потребностей филиалов с включением в ее состав как работников головной организации, так и работников филиалов с учетом ограничений, установленных Законом о контрактной системе.
Также отмечено, что учреждение самостоятельно осуществляет ведение плана закупок и плана-графика для собственных нужд и для нужд своих филиалов.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 8 сентября 2016 г. N Д28и-2335 "О разъяснении положений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст письма официально опубликован не был