Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 26 сентября 2016 г. N 26-КГ16-9
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Кириллова В.С. и Жубрина М.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 26 сентября 2016 года гражданское дело по иску Газдиева М.Б. к федеральному казенному учреждению здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Республике Ингушетия" о признании незаконными действий военно-врачебной комиссии
по кассационной жалобе представителя федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Республике Ингушетия" Тумгоева М.Д. на решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от 27 июля 2015 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 10 ноября 2015 года, которыми исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Кириллова В.С., выслушав объяснения представителей федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел по Республике Ингушетия" Коригова М.А. и Марьяна Г.В., представляющего также Министерство внутренних дел по Республике Ингушетия, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей обжалуемые судебные постановления подлежащими отмене,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Газдиев М.Б. обратился в суд с иском к федеральному казенному учреждению здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Республике Ингушетия" (далее - ФКУЗ "МСЧ МВД России по Республике Ингушетия") о признании незаконными действий военно-врачебной комиссии.
В обоснование исковых требований Газдиев М.Б. ссылался на то, что с декабря 1994 года он проходил службу на различных должностях в Государственной противопожарной службе, которая до 2002 года входила в состав МВД России по Республике Ингушетия, с февраля 2002 года входит в структуру Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Ингушетия (далее - ГУ МЧС России по Республике Ингушетия).
С июля 2013 года по 27 апреля 2015 года Газдиев М.Б. состоял в должности заместителя начальника ГУ МЧС России по Республике Ингушетия. В 2015 году он был направлен на освидетельствование в военно-врачебную комиссию ФКУЗ "МСЧ МВД России по Республике Ингушетия" (далее - также военно-врачебная комиссия). 10 марта 2015 года военно-врачебной комиссией Газдиеву М.Б. было выдано свидетельство о болезни N 201, согласно которому он признан ограниченно годным к военной службе вследствие заболевания, полученного в период военной службы.
Приказом начальника ГУ МЧС России по Республике Ингушетия от 27 апреля 2015 года Газдиев М.Б. уволен с занимаемой должности по пункту "з" части 1 статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N 4202-I (по ограниченному состоянию здоровья).
По мнению Газдиева М.Б., поскольку заключением служебной проверки от 17 апреля 2015 года установлено, что заболевание "сахарный диабет 2 типа", выявленное 17 января 1999 года, получено им при исполнении служебных обязанностей и непосредственном участии в выполнении служебных задач по защите конституционных прав граждан в условиях вооруженного конфликта, а прохождение службы в условиях вооруженного конфликта подтверждено приказом начальника ГУ МЧС России по Республике Ингушетия от 4 марта 2015 года о зачете в выслугу лет для назначения пенсии периода службы с 1 июня 1995 года по 31 декабря 2001 года в льготном исчислении из расчета один месяц службы за три месяца, то в свидетельстве о болезни вместо формулировки "заболевание получено в период прохождения военной службы" должна быть указана формулировка "военная травма".
17 мая 2015 года Газдиев М.Б. обратился к председателю военно-врачебной комиссии с заявлением об изменении формулировки причины заболевания на "военную травму". В письме врио начальника ФКУЗ "МСЧ МВД России по Республике Ингушетия" от 27 мая 2015 года Газдиеву М.Б. было сообщено, что при несогласии с вынесенным заключением военно-врачебной комиссии он вправе его обжаловать в вышестоящую военно-врачебную комиссию или в суд. В связи с этим Газдиев М.Б. просил признать незаконными действия военно-врачебной комиссии, возложить на ответчика обязанность изменить формулировку причинной связи заболевания - вместо формулировки "заболевание получено в период прохождения военной службы" указать "военная травма".
Решением Магасского районного суда Республики Ингушетия от 27 июля 2015 года исковые требования Газдиева М.Б. удовлетворены. Признаны незаконными действия военно-врачебной комиссии, выразившиеся в отказе изменить Газдиеву М.Б. причинную связь заболевания с формулировки "заболевание получено в период военной службы" на формулировку "военная травма" на момент увольнения 23 апреля 2015 года. На военно-врачебную комиссию МСЧ МВД России по Республике Ингушетия возложена обязанность изменить Газдиеву М.Б. формулировку заключения военно-врачебной комиссии с "заболевание получено в период военной службы" на "военная травма" на момент увольнения 23 апреля 2015 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 10 ноября 2015 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе представителя ФКУЗ "МСЧ МВД России по Республике Ингушетия" Тумгоева М.Д. ставится вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены судебных постановлений, как незаконных, и принятия по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы представителя ФКУЗ "МСЧ МВД России по Республике Ингушетия" судьёй Верховного Суда Российской Федерации Кирилловым В.С. 28 апреля 2016 года дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и его же определением от 8 августа 2016 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
В судебное заседание Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации Газдиев М.Б., надлежаще извещённый о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явился, о причинах неявки не сообщил. На основании статьи 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, поскольку имеются основания для отмены в кассационном порядке судебных постановлений.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуально кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела имеются такого характера существенные нарушения норм материального и процессуального права, допущенные судами первой и апелляционной инстанций, и они выразились в следующем.
Судом установлено и усматривается из материалов дела, что Газдиев М.Б. с декабря 1994 года проходил службу на различных должностях начальствующего состава Государственной противопожарной службы, которая до 2002 года входила в состав МВД по Республике Ингушетия, с февраля 2002 года входит в структуру ГУ МЧС России по Республике Ингушетия. В период с июля 2013 года по 27 апреля 2015 года истец занимал должность заместителя начальника ГУ МЧС России по Республике Ингушетия (по государственной противопожарной службе).
Согласно свидетельству о болезни от 10 марта 2015 года N 201, выданному военно-врачебной комиссией МСЧ МВД по Республике Ингушетия, у Газдиева М.Б. имеется ряд хронических заболеваний, в том числе "сахарный диабет 2 типа", полученных им в период военной службы. Газдиев М.Б. признан ограниченно годным к службе в органах внутренних дел по категории "В" с 4-ой степенью ограничения, не годен к службе в должности заместителя начальника ГУ МЧС России по Республике Ингушетия по 1 группе предназначения. Кроме того, в данном свидетельстве о болезни содержится указание о том, что определенный 17 января 1999 года истцу диагноз "сахарный диабет 2 типа" не подтвержден данными лабораторного обследования.
Заключением служебной проверки, утвержденным начальником ГУ МЧС России по Республике Ингушетия 17 апреля 2015 года, на основании справки эндокринологического диспансера Республики Ингушетия от 17 января 1999 года о наличии у Газдиева М.Б. заболевания "сахарный диабет 2 типа", имеющееся у него указанное заболевание признано полученным при исполнении служебных обязанностей и непосредственном участии в выполнении служебных задач по защите конституционных прав граждан в условиях вооруженного конфликта.
Приказом начальника ГУ МЧС России по Республике Ингушетия от 4 марта 2015 года N 71 Газдиеву М.Б. в выслугу лет для назначения пенсии период службы с 1 июня 1995 года по 31 декабря 2001 года засчитан в льготном исчислении из расчета один месяц службы за три месяца.
Приказом начальника ГУ МЧС России по Республике Ингушетия от 27 апреля 2015 года Газдиев М.Б. уволен с занимаемой должности по пункту "з" части 1 статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N 4202-I (по ограниченному состоянию здоровья).
Разрешая спор и удовлетворяя требования Газдиева М.Б., суд первой инстанции исходил из того, что факт получения Газдиевым М.Б. заболевания "сахарный диабет 2 типа" при исполнении служебных обязанностей и непосредственном участии в выполнении служебных задач по защите конституционных прав граждан в условиях вооруженного конфликта установлен в ходе служебной проверки, по результатам которой 17 апреля 2015 года вынесено заключение, выслуга лет за этот период исчислена истцу в льготном исчислении из расчета один месяц службы за три месяца, в связи с чем суд пришел к выводу о наличии оснований для признания заболевания Газдиева М.Б. полученным при исполнении служебных обязанностей и возложения на военно-врачебную комиссию обязанности изменить формулировку заключения военно-врачебной комиссии МСЧ МВД по Республике Ингушетия от 10 марта 2015 года N 201 с "заболевание получено в период службы" на "военная травма".
С выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции, дополнительно сославшись на показания свидетеля Базоркиной А.А., врача-эндокринолога, выдавшей Газдиеву М.Б. справку Республиканской поликлиники г. Назрани от 17 января 1999 года об установлении ему диагноза "сахарный диабет 2 типа".
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит выводы судов первой и апелляционной инстанций основанными на неправильном применении к спорным отношениям норм материального и процессуального права.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 года N 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" до принятия соответствующих федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации порядок и условия прохождения службы лицами рядового и начальствующего состава, а также организация деятельности работников Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий регламентируется Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N 4202-I "Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации", Федеральным законом "О пожарной безопасности", соответствующими федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации.
Порядок проведения военно-врачебной экспертизы регулируется постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года N 565 "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе" (далее - Положение о военно-врачебной экспертизе от 4 июля 2013 года N 565, Положение).
В пункте 1 Положения о военно-врачебной экспертизе от 4 июля 2013 года N 565 поименованы органы, организации и учреждения, на которые распространяется данное Положение.
Военно-врачебная экспертиза проводится в мирное и военное время, в том числе в спасательных воинских формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), в целях определения годности к службе, установления причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний у военнослужащих и приравненных к ним лиц, граждан уволенных с военной службы, приравненной службы с прохождением ими военной и приравненной службе (пункт 1 Положения о военно-врачебной экспертизе).
Таким образом, в отношении сотрудников, проходящих службу в МЧС России, проводится военно-врачебная экспертиза на условиях и в порядке, определенных Положением о военно-врачебной экспертизе.
Судами первой и апелляционной инстанций при вынесении обжалуемых судебных постановлений не принято во внимание, что причинную связь телесных повреждений, заболевания сотрудника МЧС России с исполнением служебных обязанностей в соответствии с действующим правовым регулированием, в том числе с постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года N 565, может устанавливать лишь военно-врачебная комиссия.
В соответствии с пунктом 2 Положения о военно-врачебной экспертизе для проведения военно-врачебной экспертизы в Вооружённых Силах, других войсках, воинских формированиях, органах и учреждениях создаются военно-врачебные комиссии.
В силу подпункта "г" пункта 3 Положения о военно-врачебной экспертизе определение причинной связи увечий, заболеваний у военнослужащих, сотрудников, граждан, проходящих военные сборы, граждан, проходивших военную службу (приравненную службу), граждан, проходивших военные сборы, прокуроров, научных и педагогических работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации (далее - органы и организации прокуратуры), граждан, уволенных из органов и организаций прокуратуры, пенсионное обеспечение которых осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", а также увечий, заболеваний, приведших к смерти военнослужащих, сотрудников, граждан, проходящих военные сборы, прокурорских работников, в том числе приведших к смерти лиц, застрахованных по обязательному государственному страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации, возлагается на военно-врачебные комиссии.
Пунктом 91 Положения о военно-врачебной экспертизе предусмотрено, что при освидетельствовании военнослужащих, сотрудников, граждан, призванных на военные сборы, военно-врачебная комиссия определяет причинную связь полученных ими увечий, заболеваний, за исключением случаев, когда указанные граждане, получившие увечья, заболевания, находятся под следствием или когда уголовное дело в отношении таких граждан передано в суд.
Пунктом 94 Положения о военно-врачебной экспертизе установлены случаи, при которых военно-врачебная комиссия выносит заключение о причинной связи увечий, заболеваний с формулировкой "заболевание получено в период военной службы" и "военная травма". Данный перечень является исчерпывающим.
При этом следует отметить, что заключение военно-врачебной комиссии с формулировкой "военная травма" свидетельствует о наличии юридически значимой причинной связи увечья, заболевания с исполнением обязанностей военной службы (службы в иных органах).
В абзаце четвертом подпункта "а" пункта 94 Положения о военно-врачебной экспертизе определено, что военно-врачебная комиссия выносит заключение о причинной связи заболеваний с формулировкой "военная травма", если заболевание возникло у освидетельствуемого в период проведения контртеррористических операций, выполнения задач в условиях чрезвычайного положения или при вооруженных конфликтах (при условии льготного исчисления выслуги лет для назначения пенсии из расчета один месяц службы за три месяца), либо в период прохождения военной службы (приравненной службы) в государстве, где велись боевые действия (при условии льготного исчисления выслуги лет для назначения пенсии из расчета один месяц службы за три месяца), либо в период его пребывания на разведывательной и контрразведывательной работе за границей, или если имело место прогрессирование (утяжеление течения) заболевания, возникшего до указанных событий, или если хроническое, медленно прогрессирующее заболевание подтверждается медицинскими документами и особенностями течения заболевания, позволяющими отнести начало заболевания к периоду участия освидетельствуемого в указанных событиях (при данных условиях).
По смыслу подпункта "б" пункта 94 Положения, формулировка заключения военно-врачебной комиссии в редакции "заболевание получено в период военной службы" приводится, когда необходимая причинная связь между заболеванием и исполнением освидетельствуемым обязанностей военной службы (служебных обязанностей) отсутствует или если увечье, заболевание получено освидетельствованным в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей).
Военно-врачебная комиссия выносит заключение о причинной связи увечья, заболевания на основании справки о травме, выданной командиром воинской части (руководителем органа, подразделения или учреждения), в которой гражданин проходил военную службу (приравненную службу), службу в органах и организациях прокуратуры, военные сборы в момент получения увечья, заболевания. В справке указываются обстоятельства получения увечья, заболевания (пункт 96 Положения о военно-врачебной экспертизе).
В силу пункта 97 Положения о военно-врачебной экспертизе при освидетельствовании граждан, проходящих (проходивших) военную службу (приравненную службу), службу в органах и организациях прокуратуры, военные сборы и получивших в период прохождения военной службы (приравненной службы), службы в органах и организациях прокуратуры, военных сборов увечье, заболевание, но не имеющих справки о травме, военно-врачебная комиссия может вынести заключение о причинной связи увечья, заболевания на основании рассмотрения других документов, отражающих обстоятельства получения увечья, заболевания.
Таким образом, право определять категорию годности к военной службе, равно как и устанавливать причинно-следственную связь полученного сотрудником МЧС России заболевания с формулировкой "военная травма", принадлежит исключительно органам военно-врачебной комиссии. Заключение, вынесенное военно-врачебной комиссией, в отношении гражданина может быть обжаловано им согласно пункту 8 Положения о военно-врачебной экспертизе в вышестоящую военно-врачебную комиссию или в суд.
Поскольку установление причинно-следственной связи полученного увечья сотрудником МЧС России с формулировкой "военная травма", то есть при исполнении служебных обязанностей, возложено нормативными предписаниями исключительно на военно-врачебные комиссии, самостоятельные выводы судебных инстанций о признании заболевания Газдиева М.Б. военной травмой, вопреки заключению военно-врачебной комиссии медико-санитарной части МВД по Республике Ингушетия от 10 марта 2015 года, являются неправомерными, поскольку нарушают нормы материального права, регулирующие спорные отношения, об определении категории годности сотрудника МЧС России к службе и наличии причинно-следственной связи имеющегося у такого сотрудника заболевания с исполнением им обязанностей военной службы.
С учётом изложенного обжалуемые судебные постановления нельзя признать законными, поскольку они приняты с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Судебная коллегия находит возможным, отменяя судебные постановления, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Газдиева М.Б., не передавая дело для нового рассмотрения, в связи с отсутствием предусмотренных законом оснований для их удовлетворения.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от 27 июля 2015 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 10 ноября 2015 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований Газдиева М.Б. к федеральному казенному учреждению здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Республике Ингушетия" о признании незаконными действий военно-врачебной комиссии.
Председательствующий |
Пчелинцева Л.М. |
Судьи |
Кириллов В.С. |
|
Жубрин М.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 26 сентября 2016 г. N 26-КГ16-9
Текст определения официально опубликован не был