Определение СК по делам военнослужащих Верховного Суда РФ от 13 октября 2016 г. N 206-КГ16-8
Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Воронова А.В.,
судей Дербилова О.А., Сокерина С.Г.
при секретаре Жиленковой Т.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании материалы по иску командира войсковой части ... о привлечении сержанта запаса Парады С.В. к материальной ответственности по кассационной жалобе представителя истца на определение Барнаульского гарнизонного военного суда от 3 июля 2015 г., оставленное без изменения определением Западно-Сибирского окружного военного суда от 1 сентября 2015 г., об оставлении искового заявления без движения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Воронова А.В., изложившего обстоятельства административного дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации установила:
определением судьи Барнаульского гарнизонного военного суда от 3 июля 2015 г., оставленным без изменения 1 сентября 2015 г. судом апелляционной инстанции, исковое заявление командира войсковой части ... о привлечении сержанта запаса Парады С.В. к материальной ответственности оставлено без движения в связи с неуплатой государственной пошлины при её подаче и для устранения этого недостатка установлен срок до 27 июля 2015 г.
17 сентября 2015 г. определением судьи гарнизонного военного суда указанное исковое заявление возвращено командиру войсковой части ...
Определением судьи Западно-Сибирского окружного военного суда от 19 января 2016 г. отказано в передаче кассационной жалобы представителя истца на судебные постановления гарнизонного военного суда от 3 июля и окружного военного суда от 1 сентября 2015 г. для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Определением гарнизонного военного суда от 9 июня 2016 г. удовлетворено заявление представителя командира войсковой части 21350 о восстановлении срока на обжалование указанных судебных постановлений в кассационном порядке.
В кассационной жалобе представитель командира войсковой части ... утверждает, что войсковая часть ... является органом военного управления, выполняющим задачи в области обороны и безопасности государства, а поэтому в силу подп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации как государственный орган подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины. Выводы судов об оставлении искового заявления без движения по причине неуплаты истцом государственной пошлины не основаны на законе.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. кассационная жалоба с материалами передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Рассмотрев материалы и обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по делам военнослужащих находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Согласно ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
В соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве судами общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по этим делам в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утверждённым Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082 (далее - Положение), установлено, что Министерство обороны Российской Федерации, являясь федеральным органом исполнительной власти, осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, а также полномочия в сфере управления и распоряжения имуществом Вооружённых Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
В структуру Министерства обороны Российской Федерации входят службы Министерства обороны Российской Федерации и им равные подразделения, центральные органы военного управления, не входящие в службы и им равные подразделения, и иные подразделения.
Согласно п. 5 Положения Министерство обороны Российской Федерации осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты).
Исходя из разъяснений, содержащихся в п. 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", при решении вопроса об уплате органом военного управления государственной пошлины при обращении в суд необходимо учитывать льготы, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации. Разрешая вопрос, относится ли орган военного управления к государственному органу, имеющему льготу по уплате государственной пошлины, следует применять то значение понятия государственного органа, которое используется в соответствующей отрасли законодательства. Так, органы военного управления, созданные в целях обороны и безопасности государства, относятся к государственным органам, освобождаемым от уплаты государственной пошлины в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, при выступлении в качестве истцов или ответчиков.
Из положений п. 2 названного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что к органам военного управления относятся Министерство обороны Российской Федерации, иной федеральный орган исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, центральные органы военного управления (командования, штабы, управления, департаменты, службы, отделы, отряды, центры), территориальные органы военного управления (военные комиссариаты, региональные центры, комендатуры территорий), управления и штабы объединений, соединений, воинских частей Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.
Согласно пп. 4, 7 ст. 1 Федерального закона от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне", Вооружённые Силы Российской Федерации создаются в целях обороны Российской Федерации, выполняют задачи в области обороны.
Вооружённые Силы Российской Федерации - государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации (п. 1 ст. 10 Федерального закона от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне").
В соответствии со ст. 11 указанного Федерального закона Вооружённые Силы Российской Федерации состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооружённых Сил Российской Федерации и в войска, не входящие в виды и рода войск Вооружённых Сил Российской Федерации.
Таким образом, учитывая подведомственность войсковой части ..., а также цели создания и выполнение ею функций в области обороны Российской Федерации в рамках компетенции и функций государственного органа - Министерства обороны Российской Федерации, на войсковую часть в полной мере распространяются положения подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ.
Поэтому выводы судов о необходимости оставления без движения искового заявления командира войсковой части по мотиву неуплаты государственной пошлины нельзя признать законными и обоснованными.
Допущенные нарушения повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав истца.
Это обстоятельство в силу ст. 387 ГПК РФ является основанием для отмены в кассационном порядке судебных актов и направления материалов дела в Барнаульский гарнизонный военный суд.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 386, 387, 390 ГПК РФ, Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации определила:
определение Барнаульского гарнизонного военного суда от 3 июля 2015 г. и определение Западно-Сибирского окружного военного суда от 1 сентября 2015 г., а также определение гарнизонного военного суда от 17 сентября 2015 г. о возвращении искового заявления отменить, направить материалы по иску командира войсковой части ... о привлечении сержанта запаса Парады С.В. к материальной ответственности в Барнаульский гарнизонный военный суд для решения вопроса о принятии искового заявления к производству суда.
Председательствующий |
Воронов А.В. |
Судьи |
Дербилов О.А. |
|
Сокерин С.Г. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по делам военнослужащих Верховного Суда РФ от 13 октября 2016 г. N 206-КГ16-8
Текст определения официально опубликован не был