Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 12 сентября 2016 г. N 91-АПГ16-5
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Борисовой Л.В. и Калининой Л.А.,
при секретаре Костереве Д.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционным жалобам Михайлова Д.Ю., 1980 года рождения, и Псковского областного отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" на решение Псковского областного суда от 25 августа 2016 года, которым удовлетворен административный иск Михайлова Д.Ю., 1977 года рождения, выдвинутого в порядке самовыдвижения, о признании незаконным и отмене постановления окружной избирательной комиссии города Пскова по выборам депутатов Псковского областного Собрания депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 2 от 21 июля 2016 года N 2/2 "О регистрации кандидатом в депутаты Псковского областного Собрания депутатов шестого созыва на выборах по одномандатному избирательному округу N 2 Михайлова Д.Ю., зарегистрированного в едином списке кандидатов Псковского областного отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., объяснения Михайлова Д.Ю. 1980 года рождения, его представителя Михайлова И.С. и представителя Псковского областного отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" Богданова Д.П., поддержавших доводы апелляционных жалоб, возражения против удовлетворения апелляционных жалоб Михайлова Д.Ю. 1977 года рождения, и его представителя Нуколова Н.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей, что решение суда подлежит отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Псковского областного Собрания депутатов от 16 июня 2016 года N 1511 на 18 сентября 2016 года назначены выборы депутатов Псковского областного Собрания депутатов шестого созыва.
21 июля 2016 года окружной избирательной комиссией города Пскова по выборам депутатов Псковского областного Собрания депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 2 издано постановление N 2/2 о регистрации Михайлова Д.Ю., 1980 года рождения, выдвинутого Псковским областным отделением политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации", кандидатом в депутаты Псковского областного Собрания депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 2.
Михайлов Д.Ю., 1977 года рождения, зарегистрированный кандидатом по тому же избирательному округу, выдвинутый в порядке самовыдвижения, обратился в суд с административным иском о признании указанного постановления избирательной комиссии незаконным и его отмене.
В обоснование заявленных требований ссылался на то, что пакет документов, представленный Михайловым Д.Ю., 1980 года рождения, в окружную избирательную комиссию, не соответствует требованиям закона. Неправильно оформлены сведения об имуществе и обязательствах имущественного характера за пределами Российской Федерации, а именно: в справках о принадлежности кандидату, его супруге и несовершеннолетним детям недвижимого имущества и об обязательствах имущественного характера за пределами Российской Федерации в таблицах "Сведения о несовершеннолетних детях" не указан идентификационный номер налогоплательщика, не заполнены таблицы "Обязательства имущественного характера", где обязательно должно быть указано слово "отсутствует", не представлен документ, подтверждающий сведения о принадлежности кандидата к политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации", не приведен учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда по утвержденной форме, не представлена банковская справка об остатке средств фонда на дату сдачи отчета.
Решением Псковского областного суда от 25 августа 2016 года административный иск удовлетворен.
В апелляционных жалобах Михайлов Д.Ю., 1980 года рождения, и Псковское областное отделение политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" просят решение суда отменить и принять по административному делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда правильным и оснований для его отмены не находит.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
В силу подпунктов "в", "в.1", "в.2" пункта 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" основаниями отказа в регистрации кандидата являются, в том числе: отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата; наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона; отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также сведений, предусмотренных пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иным законом;
Пунктом 1 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусмотрено, что регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов.
Согласно пункту 3.1 статьи 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, либо на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона в иной срок в избирательную комиссию также должны быть представлены составленные по форме, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации: сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей; сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.
В случае отсутствия у названных лиц недвижимого имущества и обязательств имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, а также в случае несовершения ими сделок по приобретению земельных участков, других объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) в соответствующих графах справок проставляется запись об отсутствии имущества, обязательств имущественно характера и сделок (пункт 3 Указа Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 года N 546). Кроме того, сноской "4" к строке "ИНН" таблицы 1 указанных справок предусмотрено, что идентификационный номер налогоплательщика указывается при его наличии.
Вместе с тем, поскольку информация об ИНН отнесена Указом Президента Российской Федерации 6 июня 2013 года N 546 к сведениям о кандидате, его супруге и несовершеннолетних детях (раздел 1 Справки), а не к сведениям об имуществе и расходах кандидата, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (разделы 2 и 3 Справки), поэтому в силу пункта 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" неуказание кандидатом в депутаты сведений об ИНН законодателем не рассматривается в качестве самостоятельного основания для отказа в регистрации кандидата.
Согласно пункту 2 статьи 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" кандидат вправе указать в заявлении о согласии баллотироваться свою принадлежность к политической партии и свой статус в этой политической партии, при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии.
Как установил при рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции, на день, предшествующий дню заседания окружной избирательной комиссии, на котором должен был рассматриваться вопрос о регистрации кандидата Михайлова Д.Ю., 1980 года рождения, в справке об имуществе и обязательствах имущественного характера за пределами Российской Федерации в таблице "Обязательства имущественного характера" сведения о наличии или отсутствии имущественных обязательств Михайлова Д.Ю., 1980 года рождения, его супруги и несовершеннолетних детей не внесены. Более того, Михайлов Д.Ю., 1980 года рождения, не представил в окружную избирательную комиссию вместе с заявлением о согласии баллотироваться документ, подтверждающий указанные им в заявлении сведения о принадлежности к политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" и свой статус в этой политической партии.
Указанные обстоятельства, как правомерно посчитал суд первой инстанции, являются основанием отказа в регистрации кандидата в соответствии подпунктам "в", "в.1", "в.2" пункта 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", поэтому оспариваемое постановление избирательной комиссии является незаконным.
В этой связи, руководствуясь пунктом 6 статьи 76 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отмене оспариваемого постановления избирательной комиссии.
Обжалуемое решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционных жалоб не имеется. Доводы о пропуске процессуального срока на подачу административного иска проверялись судом первой инстанции и получили правильную оценку в решении.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Псковского областного суда от 25 августа 2016 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Михайлова Д.Ю., 1980 года рождения, и Псковского областного отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Зинченко И.Н. |
Судьи |
Борисова Л.В. |
|
Калинина Л.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 12 сентября 2016 г. N 91-АПГ16-5
Текст определения официально опубликован не был