Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 15 сентября 2016 г. N 78-АПГ16-23
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Калининой Л.А. и Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Сергеева О.Е. на решение Санкт-Петербургского городского суда от 25 августа 2016 года, которым отказано в удовлетворении его административного иска о признании незаконным и отмене решения окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 22 по выборам депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга шестого созыва от 11 августа 2016 года N 13-1 "Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 22 Сергеева О.Е.".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., объяснения представителей Сергеева О.Е. - Сергеева С.О. и адвоката Головлева С.А., возражения против удовлетворения апелляционной жалобы председателя территориальной избирательной комиссии N 29 Санкт-Петербурга с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 22 по выборам депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга шестого созыва Майковец М.А. и представителя данной избирательной комиссии Ершова А.С., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Законодательного Собрания Санкт-Петербурга от 15 июня 2016 года N 378 на 18 сентября 2016 года назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга шестого созыва.
Решением окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 22 по выборам депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга шестого созыва от 11 августа 2016 года N 13-1 Сергееву О.Е. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 22 в связи с непредставлением в установленный срок первого финансового отчета и признанием недостоверными и (или) недействительными более 10 процентов от общего числа подписей, подлежащих проверке.
Сергеев О.Е. обратился в суд с административным иском о признании указанного решения избирательной комиссии незаконным, его отмене и о возложении на избирательную комиссию обязанности зарегистрировать его кандидатом в депутаты, ссылаясь в обоснование заявленных требований на то, что первый финансовый отчет им был представлен в избирательную комиссию 2 августа 2016 года, также не согласен с признанием части подписей избирателей недействительными.
Решением Санкт-Петербургского городского суда от 25 августа 2016 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе Сергеев О.Е. просит решение суда отменить и принять по административному делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда правильным и оснований для его отмены не находит.
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 данного федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов.
Отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с названным федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата в силу положений, установленных подпунктом "в" пункта 24 статьи 38 этого Федерального закона, является основанием для отказа в регистрации кандидата.
Согласно пункту 1.2 статьи 37 вышеназванного Федерального закона на выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет 3 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов.
Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, является основанием для отказа кандидату в регистрации (подпункт "г.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").
Согласно подпункту "д" пункта 1 статьи 39 Закона Санкт-Петербурга от 17 февраля 2016 года N 81-6 "О выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга" для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, кандидат не ранее чем за 85 дней и не позднее чем за 46 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени представляет в соответствующую окружную избирательную комиссию в числе иных документов первый финансовый отчет кандидата.
В силу положений пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд обоснованно исходил из того, что представленный в избирательную комиссию Сергеевым О.Е. документ "Учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата" ошибочно был принят членом комиссии как финансовый отчет. Сергеев О.Е. был уведомлен избирательной комиссией о выявлении отсутствия в представленных им документах первого финансового отчета, однако данный документ кандидатом в избирательную комиссию не представлен. Учитывая, что уведомление Сергеева О.Е. избирательной комиссией не было произведено своевременно, суд пришел к выводу о том, что избирательная комиссия не вправе была принять решение об отказе в регистрации кандидата на основании отсутствия такого документа. Вместе с тем у избирательной комиссии имелись иные основания для отказа Сергееву О.Е. в его регистрации кандидатом, а именно, в связи с выявлением более 10 процентов недействительных подписей избирателей в поддержку кандидата.
Пунктом 1 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлено, что регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии, в том числе необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
Законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации списка кандидатов количества подписей избирателей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия) (пункт 3 статьи 38 указанного Федерального закона).
Согласно подпункту "г.1" пункта 24 статьи 38 этого же Федерального закона, если для регистрации кандидата требуется представить 200 и более подписей избирателей, основанием отказа в регистрации кандидата является выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей избирателей от общего количества подписей избирателей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом.
В соответствии с решением окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 22 по выборам депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга шестого созыва от 22 июня 2016 года N 5-4 для регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 22 необходимо представить не менее 4 932, но не более 5 425 подписей избирателей. Сергеевым О.Е. для регистрации представлены подписные листы, содержащие 5 273 подписи избирателей. Из данных подписей для проверки отобрано 1 233 подписи избирателей, десять процентов от которых составляет 132 подписи избирателей.
По результатам визуальной проверки с учетом заключения специалистов экспертно-криминалистического центра ГУ МВД Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области и официальной справки управления по вопросам миграции ГУ МВД Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области избирательной комиссией недействительными и недостоверными признаны 223 подписи избирателей, что составляет 18,08 процентов от общего числа подлежащих проверке подписей избирателей.
Проверяя доводы Сергеева О.Е. о незаконности решения об отказе в регистрации его кандидатом в связи с выявлением более 10 процентов недостоверных подписей, суд, исследовав в судебном заседании подписные листы, отобранные избирательной комиссией, заключение специалиста-почерковеда, справки управления по вопросам миграции ГУ МВД Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, ведомости и итоговый протокол проверки подписей в поддержку его выдвижения, обоснованно пришел к выводу о недостоверности 202 подписей, что составляет более десяти процентов от общего количества подписей, отобранных для проверки, исключив из числа признанных избирательной комиссией недействительными 21 подпись избирателей.
При этом суд правильно исходил из того, что избирательной комиссией необоснованно признаны недействительными и подлежат исключению: 6 подписей избирателей, признанных недействительному по тому основанию, что в подписных листах имеются подписи, даты внесения которых выполнены одним лицом, а также строки, в которых сведения об избирателе выполнены одним лицом, но не лицом, осуществлявшим сбор подписей, - по одной из таких подписей на листах 127, 150, 184, 227, 249, 425, поскольку избирательная комиссия исключила все подписи, указанные специалистом-почерковедом, без учета положений пункта 11 статьи 37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и пунктов 9, 10 Методических рекомендаций по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации, утвержденных постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 13 июня 2012 года N 128/986-6, согласно которым недействительными признаются все подписи одного и того же избирателя в поддержку выдвижения одного и того же избирателя, кроме одной; 13 подписей избирателей в связи с тем, что их несоответствие действительности не подтверждено в справке органа регистрационного учета; 1 подпись в строке 1 на листе 205 в связи с тем, что указание неверности даты подписи избирателя не является очевидной; 1 подпись на листе 22 в связи с тем, что данные избирателя, поставившего подпись 3 на листе 22 органами регистрационного учета признаны верными.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "пунктов 9, 10" имеется в виду "подпунктов 9, 10 пункта 3.2"
При таких обстоятельствах Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для отмены решения окружной избирательной комиссии об отказе Сергееву О.Е. в регистрации кандидатом.
Довод административного истца о недостоверности ведомости проверки подписных листов ввиду неподписания каждого ее листа членом рабочей группы и экспертом несостоятелен, поскольку такое требование не установлено законом и не свидетельствует о недостоверности изложенных в ведомостях сведений. Иные доводы апелляционной жалобы основаны на ошибочном толковании положений избирательного законодательства, обстоятельства, имеющие значение для дела, суд установил правильно, представленные доказательства оценил в соответствии с требованиями процессуального закона, нормы материального права применил верно, в связи с чем оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы Сергеева О.Е. Судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Санкт-Петербургского городского суда от 25 августа 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Сергеева О.Е. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Зинченко И.Н. |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Корчашкина Т.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 15 сентября 2016 г. N 78-АПГ16-23
Текст определения официально опубликован не был