Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 13 сентября 2016 г. N 69-АПГ16-12
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Борисовой Л.В. и Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Регионального отделения в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре всероссийской политической партии "Партия Роста" на решение Суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20 августа 2016 года, которым отказано в удовлетворении его административного иска о признании незаконным и отмене постановления Избирательной комиссии Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 3 августа 2016 года N 1204 "О регистрации списка кандидатов в депутаты Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением "Ханты-Мансийское региональное отделение политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., возражение против удовлетворения апелляционной жалобы представителя Ханты-Мансийского регионального отделения политической партии ЛДПР - Либерально демократической партии России Посталакия А.С., заключения представителя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Воронина Д.Ю. и прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавших, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 16 июня 2016 года N 2172 на 18 сентября 2016 года назначены выборы депутатов Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры шестого созыва.
Постановлением Избирательной комиссии Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 3 августа 2016 года N 1204 зарегистрирован список кандидатов в депутаты Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры шестого созыва, выдвинутый Ханты-Мансийским региональным отделением политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России по единому избирательному округу.
Региональное отделение в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре всероссийской политической партии "Партия Роста", список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, обратилось в суд с административным иском о признании указанного постановления незаконным и его отмене. В обоснование заявленных требований ссылалось на следующие обстоятельства.
В нарушение подпункта 9 пункта 4 статьи 21 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27 апреля 2016 года N 36-оз "О выборах депутатов Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" уполномоченным представителем названного объединения в установленный законом срок не представлен в избирательную комиссию официально заверенный постоянно действующим руководящим органом избирательного объединения список граждан, включенных в соответствующий список кандидатов, проживающих на территории автономного округа и являющихся членами данного избирательного объединения, что является основанием отказа в регистрации списка кандидатов в соответствии с подпунктом "б" пункта 25 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Доверенность уполномоченного представителя по финансовым вопросам избирательного объединения "Ханты-Мансийское региональное отделение политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России" была представлена на 2 дня позже пакета документов на выдвижение избирательного объединения, в то время как в соответствии с пунктом 4 статьи 21 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О выборах депутатов Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" уполномоченный представитель избирательного объединения обязан представить данный документ в избирательную комиссию вместе с тем же пакетом документов.
Несвоевременное представление доверенности служит основанием отказа в регистрации выдвинутого списка кандидатов.
Исходя из положений пункта 9 статьи 18 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О выборах депутатов Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", назначенный уполномоченным представителем избирательного объединения Сысун В.Б. не вправе был заверять список кандидатов по одномандатным избирательным округам и единому избирательному округу, а также список уполномоченных представителей избирательного объединения, поскольку выдвинут кандидатом в составе списка по единому избирательному округу в составе общерегиональной части, а также кандидатом по одномандатному избирательному округу N 19.
Одним из нарушений закона является представление в избирательную комиссию списка членов политической партии "Ханты-Мансийское региональное отделение политической партии ЛДПР - Либерально-демократическая партия России", включенных в список кандидатов в депутаты Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры шестого созыва, так как политической партии, называемой "Ханты-Мансийское региональное отделение политической партии ЛДПР - Либерально-демократическая партия России", не зарегистрировано.
Представление данным избирательным объединением выписки по операциям на счете вместо банковской справки к первому финансовому отчету об остатке денежных средств на специальном избирательном счете не на дату сдачи отчета в избирательную комиссию противоречит Инструкции о порядке формирования и расходования денежных средств избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений при проведении выборов депутатов автономного округа.
Наряду с указанными нарушениями избирательным объединением после подачи документов на заверение списка до регистрации его избирательной комиссией в документы кандидатов, в их заявления о согласии баллотироваться в депутаты дважды 25 июля и 30 июля 2016 года вносились изменения (дополнения и уточнения) в отношении ряда лиц, касающиеся сведений о месте жительства, месте работы, образовании, ИНН, в то время как необходимо было вносить соответствующие изменения в список кандидатов, так как избирательная комиссия не вправе самостоятельно вносить какие-либо изменения в представленные документы, что не соответствует требованиям пункта 25 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Оспариваемым постановлением избирательной комиссии зарегистрировано в качестве кандидатов в депутаты 58 человек, при этом в отношении отдельных кандидатов названного избирательного объединения документы оформлены с нарушением требований, то есть неправильно указаны имена и отчества членов семьи кандидатов, допущены неточности в названии места работы, места жительства и прочее, а к справкам кандидата Жириновского В.В. по утвержденной форме, содержащим сведения о принадлежащем ему, его супруге и несовершеннолетним детям недвижимого имущества, находящегося за пределами территории Российской Федерации, об источниках средств, за счет которых приобретено это имущество, сведения о расходах его, супруги, несовершеннолетних детей по каждой из сделок, совершенных в течение последних 3 лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруги за 3 последних года, предшествующих совершению сделки, не приложены документы, подтверждающие получение в собственность двух объектов недвижимости.
Нарушением является отсутствие в справках некоторых кандидатов в строке "ИНН" идентификационных номеров налогоплательщиков, их супругов и несовершеннолетних детей.
Решением Суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20 августа 2016 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе избирательное объединение "Региональное отделение в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре всероссийской политической партии "Партия Роста" просит решение суда отменить и принять по административному делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда правильным и оснований для его отмены не находит.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации списка кандидатов может быть отменено судом по заявлению избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктом 25 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Подпункты "б", "б.1", "б.2", "з" пункта 25 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусматривают в качестве оснований для отказа в регистрации списка кандидатов отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации списка кандидатов (за исключением случаев отсутствия указанных документов в отношении отдельных кандидатов, включенных в список кандидатов); отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации списка кандидатов (за исключением случаев отсутствия указанных документов в отношении отдельных кандидатов, включенных в список кандидатов); наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации списка кандидатов, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона (за исключением случаев ненадлежащего оформления документов в отношении отдельных кандидатов, включенных в список кандидатов); отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации списка кандидатов, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, каких-либо сведений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом (за исключением случаев отсутствия сведений в отношении отдельных кандидатов, включенных в список кандидатов); превышение числа кандидатов, исключенных из списка кандидатов по заявлениям кандидатов о снятии своих кандидатур, решению избирательного объединения (за исключением выбытия по вынуждающим к тому обстоятельствам), а также по решению избирательной комиссии, принятому в связи с наличием предусмотренных пунктом 26 настоящей статьи оснований для такого исключения, более чем на 25 процентов от общего числа кандидатов в заверенном списке кандидатов на выборах в федеральные органы государственной власти и более чем на 50 процентов от общего числа кандидатов в заверенном списке кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.
Согласно пункту 14 статьи 35 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением, представляется в избирательную комиссию, организующую выборы, вместе с документами, указанными в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти - также в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона. Одновременно со списком кандидатов в указанную избирательную комиссию представляется официально заверенный постоянно действующим руководящим органом политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения список граждан, включенных в соответствующий список кандидатов и являющихся членами данной политической партии.
Аналогичные положения содержит и Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О выборах депутатов Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры".
В силу пункта 4.10 устава политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России персональный (первичный) учет членов ЛДПР ведется в ее региональных отделениях, сводный учет ведет Центральный аппарат партии, а пункт 4.9 устава предусматривает обязанность члена партии в месячный срок лишь информировать региональное отделение, в котором он состоит на учете, в случае изменения места своего постоянного или преимущественного проживания.
Судом первой инстанции установлено, что оба списка, предусмотренные пунктом 14 статьи 35 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", имелись, составление еще одного списка не предусмотрено законом, а действующее законодательство и устав политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России не предусматривают ограничений относительно места жительства членов избирательного объединения. С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований по этим доводам административного истца.
Выводы суда первой инстанции о том, что Сысун В.Б., будучи координатором регионального отделения политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России, в соответствии с пунктом 6.11 устава названной партии вправе без доверенности представлять региональное отделение в органах государственной власти и иных структурах, организациях, а также подписывать документы от имени регионального отделения, таким образом, являлся лицом, наделенным полномочием по заверению списков кандидатов, являются правильными, подтвержденными исследованными судом доказательствами.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что представленная избирательным объединением "Ханты-Мансийское региональное отделение политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России" банковская справка (выписка) от 22 июля 2016 года фактически подтверждает остаток средств на избирательном счете на дату сдачи первого финансового отчета, то есть на 25 июля 2016 года, находя его обоснованным, подтвержденным имеющимися в деле доказательствами, представленными, в том числе, избирательной комиссией.
Нарушения закона при оформлении списка кандидатов в депутаты избирательного объединения "Ханты-Мансийское региональное отделение политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России", являющиеся безусловными основаниями для отмены оспариваемого постановления, отсутствуют.
Судом первой инстанции установлено, что необходимые документы для регистрации списка кандидатов, предусмотренные статьями 33, 35, 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", избирательным объединением "Ханты-Мансийское региональное отделение политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России" были представлены.
По указанным выше доводам, а также остальным доводам, содержащимся в апелляционной жалобе избирательного объединения "Региональное отделение в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре всероссийской политической партии "Партия Роста", оснований для отмены состоявшегося решения суда не имеется, так как они сводятся к переоценке выводов суда, проверялись им и получили правильную оценку в решении.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20 августа 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу избирательного объединения "Региональное отделение в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре всероссийской политической партии "Партия Роста" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Зинченко И.Н. |
Судьи |
Борисова Л.В. |
|
Корчашкина Т.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 13 сентября 2016 г. N 69-АПГ16-12
Текст определения официально опубликован не был