Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 28 сентября 2016 г. N 53-АПГ16-26
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Калининой Л.А. и Горчаковой Е.В.,
при секретаре Гришечкине П.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Уделько Е.Н. на решение Красноярского краевого суда от 12 сентября 2016 года об отказе в удовлетворении её административного искового заявления.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда первой инстанции законным и обоснованным и поэтому не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
решением Избирательной комиссии Красноярского края от 18 мая 2016 года N 184/1871-6 полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Красноярского края третьего созыва по Кежемскому одномандатному избирательному округу N 19 возложены на территориальную избирательную комиссию Кежемского района Красноярского края (далее - ОИК N 19).
Решением ОИК N 19 от 4 августа 2016 года N 11/33 Уделько Е.Н., выдвинутая избирательным объединением "Красноярское региональное (краевое) отделение политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ), зарегистрирована кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края третьего созыва по Кежемскому одномандатному избирательному округу N 19.
Решением ОИК N 19 от 8 августа 2016 года N 13/35 Симановский А.А., выдвинутый избирательным объединением "Красноярское региональное отделение Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края третьего созыва по Кежемскому одномандатному избирательному округу N 19.
Уделько Е.Н. обратилась с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата в депутаты Симановского А.А., ссылаясь на несоблюдение требований избирательного законодательства, выразившееся в незакрытии им счетов в иностранных банках - в ПАО "..." и ПАО КБ "...", расположенных на территории Украины, что является основанием для отмены регистрации кандидата.
Решением Красноярского краевого суда от 12 сентября 2016 года Уделько Е.Н. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе поставлен вопрос об отмене решения суда.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Изучив доводы апелляционных жалоб, проверив материалы дела, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.
Выводы суда о законности регистрации кандидата в депутаты Симановского А.А. соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются имеющимися в деле доказательствами, проверенными и оценёнными судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и согласуются с нормами материального права, подлежащими применению в настоящем деле.
В силу статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 данного федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов (пункт 1); при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации кандидат представляет в избирательную комиссию, осуществляющую регистрацию кандидатов, списков кандидатов, вместе с иными документами, необходимыми для регистрации кандидата, письменное уведомление о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами (пункт 1.6); при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации кандидат обязан к моменту представления документов, необходимых для регистрации кандидата, списка кандидатов, закрыть счета (вклады), прекратить хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и (или) осуществить отчуждение иностранных финансовых инструментов (пункт 3.3).
В силу подпункта "и" пункта 7 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случае установления факта открытия или наличия у зарегистрированного кандидата счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами.
Таких обстоятельств судом не установлено.
Из доказательств по делу следует, что решением Избирательной комиссии Красноярского края от 16 июля 2016 года N 196/2011-6 заверен список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края третьего созыва, выдвинутых избирательным объединением "Красноярское региональное отделение Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", в количестве 26 человек, в числе которых в качестве кандидата в депутаты по Кежемскому одномандатному избирательному округу N 19 указан Симановский А.А.
1 и 2 августа 2016 года Симановским А.А. представлены в ОИК N 19 необходимые для выдвижения и регистрации кандидата в депутаты документы, в том числе письменное уведомление о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами.
1 августа 2016 года в ОИК N 19 поступило заявление Малыхиной А.А. о наличии у Симановского А.А. незакрытых счетов в банках иностранного государства - Украины, а именно: счёта ... в украинских гривнах, открытого в ПАО "..."; счёта ... в украинских гривнах, открытого в ПАО "..."; счёта 2 ... в долларах США, открытого в ПАО "..."; счёта ... в евро, открытого в ПАО "..."; счёта ... в украинских гривнах, открытого в ПАО КБ "...", с приложением в подтверждение названных обстоятельств нотариально удостоверенных документов из указанных банков и переводов с украинского языка на 16 листах.
6 августа 2016 года ОИК N 19 направлен запрос в Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Сибирскому федеральному округу (МРУ Росфинмониторинга по СФО) о проведении проверки выполнения Симановским А.А. требований избирательного законодательства.
8 августа 2016 года ОИК N 19 принято решение о регистрации Симановского А.А. в качестве кандидата в депутаты.
1 сентября 2016 года в ОИК N 19 на вышеуказанный запрос поступил ответ МРУ Росфинмониторинга по СФО от 23 августа 2016 года, в котором сообщалось, что в базе данных Росфинмониторинга сведения о сомнительных финансовых операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подпадающих по действие Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", совершенных с участием запрашиваемого лица и связанных с приобретением и продажей недвижимого имущества, находящегося за пределами территории Российской Федерации, приобретением, погашением обязательств имущественного характера за рубежом, а также о счетах и хранящихся ценностях в иностранных банках (равно как и операциях по таким счетам), отсутствуют.
Поскольку МРУ Росфинмониторинга по СФО в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и Положением о Федеральной службе по финансовому мониторингу, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13 июня 2012 года N 808, является органом, уполномоченным проводить проверки в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", у суда не имелось оснований не доверять информации, содержащейся в указанном ответе.
В то же время из материалов дела усматривается, что документами представленными в суд административным истцом, не подтверждаются факты открытия или наличия у Симановского А.А. счетов (вкладов) в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.
Названные документы не были получены уполномоченным органом в рамках проведения проверки в порядке, предусмотренном пунктом 6.1 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Каких-либо сведений, указывающих на то, каким образом подлинники документов (как указывает представитель административного истца) - анкета заемщика, договор счета, справки на имя Симановского А.А. - были получены в иностранных банках или из других источников, административным истцом не представлено, что ставит под сомнение сам факт выдачи документов указанными банками.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не могут повлиять на отмену решения, все они судом проверялись, им дана надлежащая судебная оценка, что нашло обстоятельное и мотивированное отражение в судебном постановлении, с которой Судебная коллегия согласна.
В связи с изложенным, принимая во внимание, что в апелляционной жалобе не приводится доводов, влекущих безусловную отмену решения в апелляционном порядке, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 177, 307, 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Красноярского краевого суда от 12 сентября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Уделько Е.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Зинченко И.Н. |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Горчакова Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 28 сентября 2016 г. N 53-АПГ16-26
Текст определения официально опубликован не был