Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 14 сентября 2016 г. N 53-АПГ16-24
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Корчашкиной Т.Е.,
при секретаре Тришиной А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ващекиной Т.А. о признании незаконным и отмене решения Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Красноярского края третьего созыва по Советскому одномандатному избирательному округу N 7 от 12 августа 2016 года N 10/36 о регистрации Ребрика И.И. кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края третьего созыва по Советскому одномандатному избирательному округу N 7 по апелляционным жалобе Ващекиной Т.А. и представлению участвовавшего в деле прокурора на решение Красноярского краевого суда от 20 августа 2016 года, которым заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., объяснения представителя Ващекиной Т.А. - адвоката Щербакова И.П., поддержавшего доводы жалобы, возражения представителя Ребрика И.И. - Власова В.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., поддержавшей доводы апелляционного представления и считающей необходимым судебное постановление отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Законодательного собрания Красноярского края от 16 июня 2016 года N 10-4702П на 18 сентября 2016 года назначены выборы депутатов Законодательного собрания Красноярского края третьего созыва.
Решением Избирательной комиссии Красноярского края от 18 мая 2016 года N 184/1871-6 полномочия Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Красноярского края третьего созыва по Советскому одномандатному избирательному округу N 7 возложены на Территориальную избирательную комиссию Советского района г. Красноярска (далее - ОИК N 7).
12 августа 2016 года ОИК N 7 принято решение о регистрации выдвинутого в порядке самовыдвижения Ребрика И.И. кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края.
Зарегистрированная кандидатом по тому же избирательному округу Ващекина Т.А. обратилась в Красноярский краевой суд с административным исковым заявлением о признании незаконным и об отмене приведённого решения.
В обоснование требований (с учётом уточнений) административный истец ссылалась на то, что в нарушение требований избирательного законодательства избирательной комиссией не была признана недействительной 251 подпись избирателей в связи с неполными сведениями в подписных листах о лицах, осуществлявших сбор подписей избирателей.
Решением Красноярского краевого суда от 20 августа 2016 года административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
В апелляционных жалобе Ващекиной Т.А. и представлении участвующего в деле прокурора ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции ввиду неправильного применения норм материального права и вынесении нового решения об удовлетворении заявленных требований.
Относительно доводов апелляционных жалобы и представления ОИК N 7 и Ребриком И.И. представлены возражения о законности судебного постановления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалобы и представления, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
В силу пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что оно принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 данного закона, иных требований, предусмотренных этим же федеральным законом, иным законом.
Пунктом 1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ установлено, что регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии, в том числе, необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
В соответствии с пунктом 3 этой же статьи законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата количества подписей избирателей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия).
Согласно подпунктам "г.1" и "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ если для регистрации кандидата требуется представить 200 и более подписей избирателей, - выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом, а также недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, являются основаниями для отказа в регистрации кандидата.
На основании подпункта "з" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ все подписи избирателей в подписном листе признаются недействительными, если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, указаны в подписном листе не в полном объёме.
Пунктом 12 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ предусмотрено, что при заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, собственноручно указывает, среди прочего, адрес своего места жительства, под которым в силу подпункта 5 статьи 2 названного закона понимается адрес, включающий наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населённого пункта, улицы, номера дома и квартиры, по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учёта граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 25 Уставного закона Красноярского края от 21 апреля 2016 года N 10-4435 "О выборах депутатов Законодательного Собрания Красноярского края" (далее - Уставный закон Красноярского края) количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет три процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего одномандатного избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов.
Согласно части 6 статьи 26 Уставного закона Красноярского края проверке подлежит не менее 20 процентов подписей избирателей от необходимого для регистрации кандидата количества подписей. Количество подписей избирателей, подлежащих проверке, определяется решением Избирательной комиссии Красноярского края.
В соответствии с решением избирательной комиссии от 17 июня 2016 года N 1/4 для регистрации кандидата, выдвинутого в порядке самовыдвижения в депутаты законодательного Собрания Красноярского края третьего созыва по Советскому одномандатному избирательному округу N 7, необходимо собрать 3 150 подписей избирателей. Максимальное количество подписей, которые могут быть представлены кандидатом для регистрации, - 3 465 подписей.
Из материалов дела усматривается и судом установлено, что кандидатом в депутаты Ребриком И.И. представлены для регистрации в избирательную комиссию 3 445 подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата, которые были проверены рабочей группой в полном объёме, недействительными признаны 249 подписей.
С целью проверки доводов административного истца суд первой инстанции исследовал подлинные подписные листы и признал недействительными дополнительно 10 подписей избирателей: 5 подписей избирателей, содержащихся на листе 17 папки 1 и на листе 543 папки 2, в связи с отсутствием в данных о месте жительства лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, сведений о населённом пункте и субъекте Российской Федерации, две подписи (лист 93 папки 1) в связи с отсутствием сведений о дате выдачи паспорта лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, одну подпись (лист 391 в папке 1) в связи с установлением несоответствующих действительности сведений о номере паспорта избирателя, 2 подписи (лист 544 папки 2 и лист 697 папки 3) из-за неоговорённых исправлений в сведениях об избирателях (фамилии и адресе места жительства соответственно) на основании подпунктов "г", "ж" и "з" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ.
В силу предписаний, содержащихся в перечисленных нормах, недействительными признаются подписи избирателей без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с названным федеральным законом; подписи избирателей с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями, или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей; все подписи избирателей в подписном листе в случае, если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей указаны в подписном листе не в полном объёме или не соответствуют действительности.
Оснований для признания иных подписей избирателей недействительными по доводам административного истца суд не усмотрел.
Судебная коллегия не может согласиться с позицией суда первой инстанции о том, что неуказание в сведениях об адресе места жительства лица, осуществляющего сбор подписей избирателей, названия субъекта Российской Федерации, района не может повлечь признание подписи избирателя недействительной.
При рассмотрении дела в апелляционном порядке установлено, что сведения о лицах, осуществлявших сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата Ребрика И.И., в подписных листах содержатся не в полном объёме, который определён пунктом 12 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ, а именно:
не указано наименование субъекта Российской Федерации - Красноярский край в подписных листах NN 17 (3 подписи), 51 (5 подписей), 76 (4 подписи), 84 (1 подпись), 85 (2 подписи), 86 (3 подписи), 89 (5 подписей), 90 (5 подписей), 110 (5 подписей), 123 (5 подписей), 132 (1 подпись), 163 (4 подписи), 183 (4 подписи), 184 (4 подписи), 193 (4 подписи), 219 (3 подписи), 224 (4 подписи), 244 (5 подписей), 245 (4 подписи), 246 (5 подписей), 267 (4 подписей), 268 (4 подписи), 286 (5 подписей), 299 (5 подписей), 343 (3 подписи), 346 (2 подписи), 393 (5 подписей), 395 (5 подписей), 396 (5 подписей), 442 (4 подписи), 543 (2 подписи), 569 (5 подписей), 570 (5 подписей), 571 (5 подписей), 641 (3 подписи), 644 (4 подписи), 667 (5 подписей), 705 (2 подписи), 768 (5 подписей), 769 (1 подпись), 770 (4 подписи) в адресе места жительства - С., Н., К., М., Н., Б., В., Ч., П., С., Л. осуществляющих сбор подписей;
отсутствует наименование района в адресе места жительства И. проживающего в населённом пункте Нижнеудинск Иркутской области, не являющемся городским округом, в подписных листах 306 (5 подписей), 307 (3 подписи), 361 (4 подписи), 423 (4 подписи), 424 (5 подписей), 425 (5 подписей), 711 (4 подписи), 730 (4 подписи), а также в отношении С. проживающей в пос. Снежница в Красноярском крае в подписных листах 49 (3 подписи), 672 (4 подписи), 680 (1 подпись), 706 (2 подписи), 708 (3 подписи), 715 (3 подписи), 723 (4 подписи), 726 (3 подписи), 729 (4 подписи).
Поскольку обязательность указания в адресе места жительства субъекта Российской Федерации и наименование района, в котором расположен населённый пункт, является требованием федерального законодателя, 220 подписей избирателей в перечисленных подписных листах должны быть признаны недействительными на основании подпункта "з" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ.
При суммировании указанного количества недействительных подписей избирателей с подписями, признанными недействительными рабочей группой и судом первой инстанции, общее число недействительных подписей избирателей составит 249 + 10 + 220 = 479 или 13,9% от общего числа подписей, отобранных для проверки, следовательно, кандидатом Ребриком И.И. представлено 2 966 достоверных подписей избирателей (3445 - 479), что менее необходимого для регистрации кандидата количества подписей избирателей.
При таком положении Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда об отсутствии оснований для отмены решения ОИК N 7 о регистрации кандидата Ребрик И.И., которое принято с нарушением предписаний подпунктов "г.1" и "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ.
Поскольку судом первой инстанции допущена ошибка в применении и толковании норм материального права, решение нельзя признать законным и обоснованным, в силу чего оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований.
Ввиду изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Красноярского краевого суда от 20 августа 2016 г. отменить, принять по делу новое решение.
Административное исковое заявление Ващекиной Т.А. удовлетворить.
Решение Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Красноярского края третьего созыва по Советскому одномандатному избирательному округу N 7 от 12 августа 2016 года N 10/36 о регистрации Ребрика И.И. кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края третьего созыва по Советскому одномандатному избирательному округу N 7 отменить.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Корчашкина Т.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 14 сентября 2016 г. N 53-АПГ16-24
Текст определения официально опубликован не был