Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 17 сентября 2016 г. N 50-АПГ16-23
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Борисовой Л.В. и Калининой Л.А.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Омского областного отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" на решение Омского областного суда от 12 сентября 2016 года, которым отказано в удовлетворении его административного иска об отмене регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Омской области шестого созыва Бойко В.П., выдвинутого Омским региональным отделением Всероссийской политической партии "Единая Россия" по единому избирательному округу в составе региональной группы N 18 (избирательный округ Омский).
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Законодательного Собрания Омской области от 16 июня 2016 года N 170 на 18 сентября 2016 года назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Омской области шестого созыва.
Постановлением Избирательной комиссии Омской области от 29 июля 2016 года N 167-1317 зарегистрирован список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Омской области шестого созыва, выдвинутый избирательным объединением "Омское региональное отделение Всероссийской политической партии "Единая Россия" по единому областному избирательному округу. В состав региональной группы N 18 (избирательный округ Омский) входит кандидат Бойко В.П.
Постановлением Избирательной комиссии Омской области от 29 июля 2016 года N 167-1318 зарегистрирован список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Омской области шестого созыва, выдвинутый избирательным объединением "Омское областное отделение политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" по единому областному избирательному округу.
Избирательное объединение "Омское областное отделение политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" обратилось в суд с административным иском об отмене регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Омской области шестого созыва Бойко В.П.
В обоснование иска указано на нарушение последним избирательного законодательства, выразившегося в подкупе избирателей путем проведения благотворительной деятельности, что подтверждается опубликованной 22 июля 2016 года на официальном сайте Омского муниципального района Омской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" статьей "В районе крепнет социальное партнерство" с информацией о безвозмездной передаче генеральным директором группы компаний "Титан" В. Бойко пяти детским садам Омского муниципального района Омской области крупногабаритных стиральных машин, а также статьей "Беззубцев и Бойко задабривают избирателей стиральными машинами и скорыми?", размещенной 3 августа 2016 года на сайте superomsk.ru.
Данные обстоятельства с учетом положений пункта 9 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", по мнению административного истца, являются основанием для отмены регистрации кандидата Бойко В.П.
Решением Омского областного суда от 12 сентября 2016 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе Омское областное отделение политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" просит решение суда отменить и принять по административному делу новое решение об удовлетворении заявленного требования.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда правильным и оснований для его отмены не находит.
Выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для отмены регистрации кандидата в депутаты Бойко В.П. соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются имеющимися в деле доказательствами, проверенными и оцененными судом по правилам статей 59, 60, 61 и 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и согласуются с нормами материального права, регулирующими спорное правоотношение и подлежащими применению по настоящему делу.
В соответствии с пунктом 9 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регистрация кандидата, включенного в зарегистрированный список кандидатов, может быть отменена судом по заявлению избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, в случае, предусмотренном подпунктом "в", "д", "з" или "и" пункта 7 настоящей статьи, либо в случае установления факта подкупа избирателей кандидатом, а также действующими по его поручению иным лицом или организацией, либо в случае вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для исключения кандидата из списка кандидатов, предусмотренным подпунктом "а", "б", "в", "г" или "е" пункта 26 статьи 38 настоящего Федерального закона.
Согласно статье 41 Закона Омской области от 7 июля 2003 года N 455-ОЗ "О выборах депутатов Законодательного Собрания Омской области" ограничения при проведении предвыборной агитации определяются Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Положениями пункта 2 статьи 56 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" закреплен запрет кандидатам, их доверенным лицам и уполномоченным представителям, а также иным лицам и организациям при проведении предвыборной агитации осуществлять подкуп избирателей, участников референдума: вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности, кроме как за выполнение организационной работы (за сбор подписей избирателей, участников референдума, агитационную работу); производить вознаграждение избирателей, участников референдума, выполнявших указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосования или обещать произвести такое вознаграждение; проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных материалов (в том числе иллюстрированных) и значков, специально изготовленных для избирательной кампании, кампании референдума; предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях, а также воздействовать на избирателей, участников референдума посредством обещаний передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ (в том числе по итогам голосования), оказания услуг иначе, чем на основании принимаемых в соответствии с законодательством решений органов государственной власти, органов местного самоуправления.
Суд первой инстанции из исследованных по правилам Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации актов приема-передачи бытовой техники, а также показаний свидетелей установил, что бытовая техника муниципальным дошкольным образовательным учреждениям передавалась от имени Омской региональной общественной организации "Благотворительный центр помощи детям "Радуга", а не зарегистрированного кандидата в депутаты, и пришел к правильному выводу об отсутствии в действиях Бойко В.М. такого нарушения избирательного законодательства, как подкуп избирателей.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации принимает во внимание, что действия кандидатов как подкуп избирателей или незаконная благотворительная деятельность могут быть квалифицированы лишь при наличии доказательств, свидетельствующих о том, что эти действия осуществлялись по отношению к избирателям под условием голосования "за" или "против" конкретного депутата либо ставились в зависимость от результатов выборов.
Между тем доказательств того, что Бойко В.М. лично или через представителей, своих доверенных или уполномоченных лиц после выдвижения его кандидатом передавал избирателям материальные ценности с целью понудить их голосовать на выборах за него, административным истцом представлено не было.
Каких-либо нарушений, выраженных в несоблюдении кандидатом в депутаты Бойко В.М. требований, предъявляемых статьей 56 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", не установлено.
Таким образом, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным. Оснований для отмены данного решения суда по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе избирательного объединения "Омское областное отделение политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации", не имеется, поскольку указанные доводы сводятся к переоценке выводов суда, проверялись им и получили правильную оценку в решении.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Омского областного суда от 12 сентября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Омского областного отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Зинченко И.Н. |
Судьи |
Борисова Л.В. |
|
Калинина Л.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 17 сентября 2016 г. N 50-АПГ16-23
Текст определения официально опубликован не был