Письмо Администрации Президента РФ от 12 октября 2016 г. N А6-11814
В Государственно-правовом управлении Президента Российской Федерации рассмотрено Ваше обращение по вопросу о допустимости в соответствии с законодательством о государственной гражданской службе осуществления государственным гражданским служащим (далее - гражданский служащий) деятельности арбитра в рамках арбитража (третейского разбирательства).
По существу Вашего обращения сообщаем следующее.
Федеральным законом "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации" не устанавливается каких-либо императивных запретов, связанных с замещением гражданином должностей государственной гражданской службы. Часть 11 статьи 11 указанного Федерального закона отсылает к специальным федеральным законам, регулирующим правовой статус отдельных категорий физических лиц.
Частью 2 статьи 14 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) устанавливается, что наряду с прохождением государственной гражданской службы гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.
В соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
Поскольку споры, разрешаемые в третейских судах, а также вопросы, с которыми сталкиваются гражданские служащие при выполнении своих должностных обязанностей, характеризуются многообразием и сложностью, имеется значительная вероятность прямого или косвенного пересечения сфер деятельности гражданского служащего с вопросами, входящими в компетенцию третейского суда (арбитража). Так, гражданский служащий может принять решение, которое окажет прямое или косвенное воздействие на положение лица, которое впоследствии окажется стороной в третейском разбирательстве. И наоборот, принятое арбитром решение или содержащееся в нем толкование положений законодательства Российской Федерации могут вступить в противоречие с позицией государственного органа, в котором гражданский служащий исполняет должностные обязанности.
В этой связи полагаем, что участие гражданского служащего в третейском разбирательстве в качестве арбитра создает существенные риски как с точки зрения соблюдения требований Федерального закона о предотвращении конфликта интересов, так и с точки зрения соблюдения требований Федерального закона "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации" о независимости и беспристрастности арбитра.
Кроме того, гражданский служащий, исполняющий обязанности арбитра, лишен возможности в полной мере обеспечить соблюдение отдельных запретов, установленных Федеральным законом.
Так, например, в пункте 10 части 1 статьи 17 Федерального закона для гражданского служащего установлен запрет допускать публичные высказывания, суждения и оценки в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, если это не входит в его должностные обязанности. Полагаем, что данный запрет может быть нарушен, если разбирательство в третейском суде затрагивает деятельность государственных органов, и при выполнении обязанностей арбитра гражданский служащий выскажется (в том числе в решении третейского суда) относительно правомерности принятых такими органами решений или даст юридическую квалификацию их правовых последствий.
В соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 17 Федерального закона гражданским служащим запрещается заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Полагаем, что рассматриваемый запрет может быть нарушен в случае, если гражданский служащий будет осуществлять полномочия арбитра в споре, одним из участников которого является иностранное юридическое лицо либо российское юридическое лицо, финансируемое за счет средств иностранных лиц и иностранных структур без образования юридического лица. При этом на практике выяснить источник финансирования, из которого выплачен гонорар конкретного арбитра, будет затруднительным либо невозможным, что в каждом конкретном случае будет вести к еще большей неопределенности по вопросу соблюдения гражданским служащим требований Федерального закона.
Таким образом, считаем, что исполнение обязанностей арбитра гражданским служащим в целом ведет к неустранимому риску неисполнения требований законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе, а также к увеличению вероятности отказа в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда по причине обоснованных сомнений в независимости и беспристрастности арбитра, являющегося гражданским служащим.
В связи с изложенным полагаем, что государственных гражданских служащих, предлагающих свое участие в третейском разбирательстве в качестве арбитра, следует ориентировать на нежелательность совмещения такого участия с государственной гражданской службой.
Помощник Президента |
Л. Брычева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
По мнению Администрации Президента РФ, госслужащих, предлагающих свое участие в третейском разбирательстве в качестве арбитра, следует ориентировать на нежелательность совмещения такого участия с госслужбой.
Дело в том, что исполнение обязанностей арбитра госслужащим в целом ведет к неустранимому риску неисполнения требований законодательства о госслужбе, а также к увеличению вероятности отказа в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда по причине обоснованных сомнений в независимости и беспристрастности арбитра, являющегося госслужащим.
Письмо Администрации Президента РФ от 12 октября 2016 г. N А6-11814
Текст письма официально опубликован не был