Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
на проект федерального закона N 1090506-6 "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2015 год"
Досье на проект федерального закона
Комитет по бюджету и налогам рассмотрел проект федерального закона N 1090506-6 "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2015 год", внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Финансовая деятельность Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - Фонд) осуществлялась в 2015 году в соответствии с целями, установленными Федеральным законом от 1 декабря 2015 года N 387-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", которым доходы бюджета Фонда на 2015 год утверждены в сумме 1 632,3 млрд. рублей, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета, в сумме 23,9 млрд. рублей, расходы - в сумме 1 675,3 млрд. рублей.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как "1 декабря 2014 г."
Федеральным законом от 20 апреля 2015 года N 94-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон от 1 декабря 2014 года N 387-ФЗ" прогнозируемый общий объем доходов был уменьшен до 1 619,8 млрд. рублей, прогнозируемый объем расходов был сокращен до 1 662,8 млрд. рублей, а объем дефицита бюджета Фонда был сохранен на уровне 43,0 млрд.рублей.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Наименование названного Федерального закона следует читать как "О внесении изменений в Федеральный закон "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов"
Бюджет Фонда исполнен в 2015 году по доходам в сумме 1 573,5 млрд. рублей (97,1 процент к утвержденным показателям), по расходам - в сумме 1 638,8 млрд. рублей (98,6 процентов к утвержденным показателям), с дефицитом в сумме 65,2 млрд. рублей, источником финансового обеспечения которого являлись остатки средств на счетах по учету средств ОМС по состоянию на 1 января 2015 года.
млн. рублей | |||
Наименование показателя |
Утверждено Федеральным законом N 387-ФЗ |
Исполнено за 2015 год |
Процент исполнения |
Общий объем доходов бюджета ФОМС |
1 619 774,0 |
1 573 543,4 |
97,1 |
в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета |
23 860,0 |
23 860,0 |
100,0 |
Общий объем расходов бюджета ФОМС |
1 662 786,2 |
1 638 814,6 |
98,6 |
в том числе межбюджетные трансферты, передаваемые бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации |
19 030,0 |
18 367,6 |
96,5 |
Объем дефицита бюджета ФОМС |
43 012,2 |
65 271,2 |
151,8 |
В 2015 году впервые в бюджете Фонда предусмотрена предусмотрена дотация в федеральный бюджет на сбалансированность федеральному бюджету 116,4 млрд. рублей (в первоначальной редакции закона - 140,0 млрд. рублей)..
После исполнения всех текущих расходных обязательств Фонда, дотация на сбалансированность федерального бюджета перечислена в сумме 92,1 млрд. рублей, что к утвержденному Федеральным законом объему составило 79,1%.
Нормированный страховой запас Фонда в 2015 году был сформирован в общей сумме 108,2 млрд. рублей.
В 2015 году средства нормированного страхового запаса Фонда направлялись:
- на увеличение субвенций на дополнительное финансовое обеспечение оказания специализированной медицинской помощи федеральными государственными учреждениями, подведомственными Министерству здравоохранения Российской Федерации, Федеральному медико-биологическому агентству и Федеральному агентству научных организаций, в порядке и на условиях, установленных Правительством Российской Федерации в сумме 14,9 млрд. руб.;
- на предоставление в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, федеральному бюджету иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение оказания гражданам Российской Федерации высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, федеральными государственными учреждениями, включенными в перечень, утверждаемый федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, в сумме 77,1 млрд.руб.;
- на предоставление в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходов, возникающих при оказании гражданам Российской Федерации высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, медицинскими организациями, включенными в перечень, утверждаемый уполномоченным органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в сумме 5,0 млрд. руб.;
- в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на увеличение финансового обеспечения высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, и на дополнительное финансовое обеспечение территориальных программ обязательного медицинского страхования (в связи с изменением курсов валют при приобретении импортных лекарственных средств, медицинских изделий и расходных материалов, медицинского инструментария, реактивов и химикатов) в сумме 10,0 млрд. руб.;
- на изготовление и доставку полисов обязательного медицинского страхования единого образца - 96 773,3 тыс. руб.
Остаток средств нормированного страхового запаса на 01 января 2016 года составил 1,1 млрд. руб.
Объем межбюджетных трансфертов, полученных бюджетом Фонда в 2015 году из федерального бюджета, составил 23,9 млрд. рублей (100,0 процентов от запланированного объема).
Объем межбюджетных трансфертов, переданных из бюджета Фонда бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в соответствии с его заявками, составил 18,4 млрд. рублей (96,5 процента).
Доходы бюджета Фонда в 2015 году составили - 1 573, 5 млрд.рублей, что на 46,2 млрд. рублей или 3 процента меньше показателя, утвержденного Федеральным законом. По сравнению с 2014 годом доходы бюджета Фонда увеличились на 322,9 млрд. рублей, или на 25,8 процента, в связи с отменой предельной величины базы для начисления страховых взносов на ОМС работающего населения.
Основу доходов бюджета Фонда, как и в 2015 году, составили страховые взносы на ОМС - 1 537,6 млрд. рублей (97,8 процентов). Налоговые, безвозмездные и прочие поступления составили 35,9 млрд. рублей, или 2,2 процента общего объема доходов.
В общем объеме страховых взносов на ОМС наибольшую сумму поступлений 921 348,8 млрд. рублей (95,2 процента) составили страховые взносы на ОМС работающего населения. Всего в 2015 году не было получено 46 066,9 млн. рублей страховых взносов на ОМС работающего населения, что может свидетельствовать о завышении прогнозного объема доходов.
В 2015 году контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения, уплачиваемых в бюджет Фонда, осуществлялся Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами.
Страховые взносы на ОМС неработающего населения составили 616,3 млрд. рублей, или 40,1 процента от общей суммы поступлений страховых взносов на ОМС.
Уплата страхователями (органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации) страховых взносов на ОМС неработающего населения в 2015 году осуществлялась в соответствии с Федеральными законами от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и от 30 ноября 2011 г. N 354-ФЗ "О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения".
Страховые взносы на ОМС неработающего населения уплачивались исходя из тарифа 18 864,6 рублей и коэффициента дифференциации, установленного в приложении 1 к Федеральному закону "О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения" для каждого субъекта Российской Федерации.
По данным Счетной палаты за 2015 год недовыполнение планового показателя по страховым взносам на ОМС неработающего населения произошло в результате неперечисления в декабре 2015 года ежемесячной суммы страхового взноса органами исполнительной власти двух субъектов Российской Федерации - Республики Дагестан и Республики Калмыкия. Указанные субъекты Российской Федерации в декабре 2015 года не перечислили страховые взносы на ОМС неработающего населения в бюджет Фонда (долг Республики Дагестан составляет 967,1 млн. рублей, долг Республики Калмыкия - 103,4 млн. рублей).
При этом Счетной палатой представлены данные, свидетельствующие о завышении численности застрахованных лиц, в том числе отнесенных к неработающим, из-за включения в численность застрахованных неработающих военнослужащих и приравненных к ним в организации оказания медицинской помощи лиц из органов МВД России, МЧС России, ФСБ России и ФСИН России.
При этом до настоящего времени Минздравом России и Фондом не исполнены рекомендации, содержащиеся в постановлении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 2 декабря 2015 г. N 7756-6 ГД "О проекте федерального закона N 911758-6 "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2016 год", в части внесения изменений в законодательство в части персонифицированного учета застрахованных граждан.
Кроме того, Счетной палатой установлено, что соответствующий информационный обмен между территориальными фондами ОМС и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по численности неработающих застрахованных лиц в должном порядке не ведется, по данным, представленным территориальными фондами ОМС, численность неработающих определяется путем вычитания численности работающих граждан, сведения о которых предоставляются территориальными отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, из общей численности застрахованных лиц по данным Единого регистра застрахованных лиц, что не соответствует положениям статьи 49 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
В ходе проверки Счетной палатой выявлено ненадлежащее исполнение обязанности Фонда по контролю за уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, в том числе в части проверок деятельности территориальных фондов по выполнению полномочий по администрированию доходов бюджета Фонда, поступающих от уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, установленного пунктом 3 части 2 статьи 7 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
У страхователей для неработающих граждан перед бюджетом Фонда на конец 2015 года числилась задолженность по страховым взносам на ОМС неработающего населения по пеням и штрафам на общую сумму 1 438,7 млн. рублей.
Из общей суммы страховых взносов на ОМС неработающего населения пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование составили 6,1 млн. рублей.
Отмечается, что доходы бюджета Фонда от возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение прошлых лет составили 11 895,8 млн. рублей, или 106,7% утвержденных бюджетных назначений (11 148,9 млн. рублей), что в 4,9 раза больше уровня 2014 года по данным статьям доходов (2 019,24 млн. рублей).
Расходы Фонда в 2015 году составили 1 638,8 млрд. рублей, что составило 98,6% к объему, утвержденному Федеральным законом.
Основной статьей расходов бюджета Фонда в 2015 году, как и в предыдущие годы, является предоставление субвенций на выполнение территориальных программ ОМС - 1 427,1 млрд. рублей, с ростом на 253,1 млрд. рублей или 21,6 процента по сравнению с уровнем 2014 года.
Превышение объема субвенций над запланированным размером обусловлено направлением средств нормированного страхового запаса Фонда в размере 15 000 млн. рублей на увеличение субвенций на дополнительное финансовое обеспечение оказания специализированной медицинской помощи федеральными государственными учреждениями.
Счетная палата в своем заключении отмечает, что в соответствии с Правилами направления в 2015 году средств нормированного страхового запаса Фонда на увеличение иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение оказания гражданам Российской Федерации высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу медицинского страхования (в связи с изменением курсов валют при приобретении импортных лекарственных средств, медицинских изделий и расходных материалов, медицинского инструментария, реактивов и химикатов), средства нормированного страхового запаса Фонда в сумме 542,8 млн. рублей были направлены федеральному бюджету для Минздрава России для дальнейшего перечисления на финансовое обеспечение оказания высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, федеральными государственными учреждениями, включенными в перечень, утверждаемый Минздравом России.
В связи с поздним принятием Правительством Российской Федерации нормативной правовой базы по состоянию на 1 января 2016 года территориальными фондами ОМС не были использованы иные межбюджетные трансферты на дополнительное финансовое обеспечение территориальных программ обязательного медицинского страхования в связи с изменением курсов валют при приобретении импортных лекарственных средств, медицинских изделий и расходных материалов, медицинского инструментария, реактивов и химикатов в общей сумме 931,2 млн. рублей.
В 2015 году было изготовлено и доставлено в территориальные фонды более 18 млн. полисов, из них 2,5 млн. электронные, более 15 млн. - бумажные.
Однако Счетная палата в своем заключении отмечает, что в 2015 году было изготовлено, персонализировано и доставлено 16 819 095 полисов обязательного медицинского страхования, в том числе 14 160 425 бумажных полисов и 2 658 670 электронных полисов. Расходы Фонда на изготовление электронных полисов составили 570,7 млн. рублей, на изготовление бумажных полисов 622,3 млн. рублей. При этом стоимость изготовления одного электронного полиса в 4,9 раза превышала стоимость изготовления одного бумажного полиса.
В соответствии с пунктом 29 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 28 февраля 2011 г. N 158н, территориальный фонд обязательного медицинского страхования принимает решение о выдаче застрахованным лицам субъекта Российской Федерации электронных полисов с учетом технической возможности субъекта Российской Федерации по обеспечению их обращения. Однако в 2015 году территориальные фонды обязательного медицинского страхования 45 субъектов Российской Федерации направили Фонду заявки на изготовление, персонализацию и доставку электронных полисов при отсутствии технической возможности указанных субъектов Российской Федерации по обращению электронных полисов.
Так же отмечается, что при этом Фонд в ходе своих контрольных мероприятий, проведенных в 2015 году, данное несоответствие не выявил и мер, в том числе по прекращению изготовления для указанных субъектов Российской Федерации электронных полисов обязательного медицинского страхования, не принял.
На работу в сельские населенные пункты и рабочие поселки в 2015 году было привлечено 3 734 медицинских работника. Расходы Фонда на указанные цели составили 1,9 млрд.рублей (58,5 процента к утвержденному бюджету) в связи с тем, что финансирование единовременных компенсационных выплат осуществлялось на основании заявок уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и территориального фонда ОМС.
Финансовое обеспечение "родовых сертификатов" осуществлялось Фондом в соответствии с заявками Фонда социального страхования Российской Федерации, в 2015 году на эти цели было направлено 18,3 млрд. рублей или 96,5 процента от запланированного объема.
Средства направлялись медицинским организациям, оказывающим амбулаторно-поликлиническую помощь женщинам в период беременности, и медицинским организациям, оказывающим стационарную помощь женщинам и новорожденным в период родов и послеродовой период, на оплату труда, а также на приобретение медицинского оборудования, инструментария, мягкого инвентаря, изделий медицинского назначения, медикаментов и дополнительного питания для беременных и кормящих женщин.
Финансовое обеспечение реализации мероприятий по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию в 30 субъектах Российской Федерации 32 перинатальных центров, предусмотренных частью 2 статьи 6 Федерального закона, в рамках программы модернизации здравоохранения в 2015 году Фондом осуществлялось в соответствии с соглашениями, заключенными между высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, Министерством здравоохранения Российской Федерации и Фондом в соответствии с порядком и на условиях, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2011 г. N 85. На указанные цели уточненной сводной бюджетной росписью были предусмотрены бюджетные ассигнования в размере 5 481,3 млн. рублей.
Исходя из проведенной Счетной палатой проверки следует, что, "из указанных 32 перинатальных центров в 2015 году введен в эксплуатацию один - в Нижегородской области, и с августа 2015 года осуществляется прием пациентов".
В настоящее время осуществляют прием пациентов еще пять перинатальных центров - в Белгородской, Калужской, Челябинской, Липецкой и Самарской областях. Введены в эксплуатацию и получают лицензию на осуществление медицинской деятельности перинатальные центры в Республиках Татарстан и Башкирия, получают разрешение на ввод объекта в эксплуатацию перинатальные центры в Ставропольском и Алтайском краях.
Согласно проверке Счетной палаты, в 2015 году Фондом было оплачено за оказание платных консультационных услуг Международного банка реконструкции и развития (далее - МБРР) - 16,6 млн. рублей. Из них, 6,9 млн. рублей - 10 июня 2015 года, 9,7 млн. рублей - 14 декабря 2015 года. Отмечается, что статус "конфиденциально" придан всем документам, переданным Банком в соответствии с Соглашением с МБРР, что делает невозможным их опубликование и общественное обсуждение с участием экспертов и профессионального сообщества.
Расходы на финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Фонда и других мероприятий, связанных с деятельностью Фонда, в 2015 году составили 628,1 млн. рублей или 94,1 процент к утвержденным в Федеральном законе.
Комитет по охране здоровья поддерживает проект федерального закона N 1090506-6 "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2015 год", и считает целесообразным проработать вопрос о повышении эффективности использования бюджетных ассигнований, предназначенных для финансового обеспечения единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, прибывшим или переехавшим на работу в сельский населенный пункт или рабочий поселок, и изменении пропорций долевого участия в финансировании указанных выплат за счет средств бюджета Фонда и средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Кроме того, "Комитет обращает внимание, что до настоящего момента не внесены изменения в государственные программы, и субвенции бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования, расходы на изготовление полисов обязательного медицинского страхования значатся по целевой статье несуществующей подпрограммы "Организация обеспечения обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации" государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения".
Комитет по бюджету и налогам в своем заключении на проект закона о бюджете Фонда на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов обращал внимание на неточность данных Фонда о численности работающих и неработающих граждан и существование рисков завышения прогнозного объема доходов Фонда от страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Комитет считает целесообразным:
Правительству Российской Федерации обеспечить выполнение рекомендаций, установленных в постановлении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 2 декабря 2015 г. N 7756-6 ГД "О проекте федерального закона N 911758-6 "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2016 год";
рекомендовать Федеральному фонду обязательного медицинского страхования совместно с Федеральной налоговой службой и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации провести сверку сведений о застрахованных лицах в системе обязательного медицинского страхования в целях установления статуса "работающий", а также в целях выявления застрахованных граждан, имеющих доход, но не оплачивающих взносы на обязательное медицинское страхование;
рекомендовать высшим органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации совместно с территориальными фондами обязательного медицинского страхования и при участии территориальных органов (подразделений) Минобороны России, ФСБ России, ФСИН России, МЧС России и МВД России провести сверку сведений о неработающих застрахованных гражданах в целях выявления военнослужащих и приравненных к ним в организации медицинской помощи лиц с последующим их исключением из территориального регистра застрахованных в системе обязательного медицинского страхования лиц;
проработать вопрос о внесении изменений в законодательство Российской Федерации по установлению административной ответственности за нарушение законодательства об обязательном медицинском страховании;
рекомендовать Федеральному фонду обязательного медицинского страхования осуществлять производство электронных полисов ОМС только для субъектов Российской Федерации, представивших подтверждение об имеющихся технических возможностях по обеспечению их обращения.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам рекомендует Государственной Думе утвердить отчет об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2015 год и принять проект федерального закона N 1090506-6 "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2015 год".
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.