Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданки Республики Казахстан Т.Б. Шелеповой к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. Приговором суда с учетом изменений, внесенных судом апелляционной инстанции, гражданка Республики Казахстан Т.Б. Шелепова осуждена за совершение в составе организованной группы ряда преступлений, в том числе контрабанды, т.е. незаконного перемещения через Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС сильнодействующих веществ, не являющихся наркотическими средствами или психотропными веществами, незаконного приобретения и хранения в целях сбыта этих сильнодействующих веществ в крупном размере и их последующего сбыта, которые были квалифицированы по статьям 234 и 226.1 УК Российской Федерации. Как следует из судебных решений, незаконное перемещение из Республики Казахстан через Государственную границу Российской Федерации и последующий незаконный сбыт на территории Российской Федерации осуществлялись в отношении препаратов, содержащих в своем составе сильнодействующее вещество сибутрамин. При этом судами были отклонены доводы стороны защиты о том, что осужденными осуществлялась пересылка и реализация биологически активных добавок, прошедших сертификацию и разрешенных к свободной продаже в Российской Федерации, а о наличии в этих добавках сильнодействующих веществ им известно не было.
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации Т.Б. Шелепова оспаривает конституционность статьи 12 "Действие уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступление вне пределов Российской Федерации" УК Российской Федерации и утверждает, что содержащиеся в ней нормы позволяют привлекать к уголовной ответственности по законодательству Российской Федерации гражданина иностранного государства, находящегося на территории этого государства и осуществляющего деятельность, не запрещенную его законодательством.
Заявительница также настаивает на неконституционности статьи 226.1 "Контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов" УК Российской Федерации, как не разграничивающей - в условиях отсутствия законодательно определенного порядка перемещения сильнодействующих веществ через Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, а также с учетом прекращения деятельности ЕврАзЭС - запрещенные и разрешенные действия, связанные с таким перемещением, допуская признание незаконным любого, независимо от его цели и количества веществ, перемещения сильнодействующих веществ, в том числе входящих в состав разрешенных к использованию биологически активных добавок.
Кроме того, по мнению Т.Б. Шелеповой, статья 234 "Незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта" УК Российской Федерации при отсутствии легального определения понятия "сильнодействующее вещество", в том числе в чистом виде либо в смеси с иными компонентами, допускает привлечение к уголовной ответственности за оборот биологически активных добавок, прошедших государственную регистрацию, в отсутствие доказательств того, что лица, не являющиеся изготовителями либо импортерами таких веществ, но осуществлявшие их оборот, могли знать о наличии в их составе сильнодействующих веществ.
Заявительница утверждает, что применением оспариваемых норм были нарушены ее права, гарантированные Конституцией Российской Федерации, в том числе ее статьями 17 (часть 1), 18, 19, 21 (часть 1), 23 (часть 2), 41 (часть 1), 46, 49, 50, 54 (часть 2), 55 (части 1 и 3) и 62 (часть 3).
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
2.1. Уголовный кодекс Российской Федерации, который основывается на Конституции Российской Федерации и общепризнанных принципах и нормах международного права (часть вторая статьи 1), закрепляет в части третьей статьи 12, что иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности по данному Кодексу в случаях, если преступление направлено против интересов Российской Федерации либо гражданина Российской Федерации или постоянно проживающего в Российской Федерации лица без гражданства, а также в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации или иным документом международного характера, содержащим обязательства, признаваемые Российской Федерацией, в сфере отношений, регулируемых данным Кодексом, если иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории Российской Федерации.
Согласно Договору об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и государств - членов Таможенного союза от 5 июля 2010 года (вступил в силу для Российской Федерации с 30 декабря 2011 года) виды преступлений, а также порядок и принципы привлечения лиц к уголовной ответственности определяются внутренним законодательством государств с особенностями, установленными данным Договором (пункт 1 статьи 3); в случае совершения лицом преступления на территории нескольких государств местом его совершения считается территория страны, на которой совершено последнее преступное деяние; если преступления совершены лицом на территории разных государств, то по согласованию между уполномоченными в соответствии с законодательством государств органами уголовное дело может расследоваться на территории той страны, где совершено большинство преступлений или наиболее тяжкое из них; каждое государство в соответствии со своим законодательством может возбуждать и расследовать уголовные дела по преступлениям, направленным против его интересов, совершенным на территории других государств (пункты 1 и 2 статьи 5).
Соответственно, статья 12 УК Российской Федерации не может расцениваться как нарушающая права заявительницы в указанном ею аспекте.
2.2. Статья 226.1 УК Российской Федерации уже являлась предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации, который Постановлением от 16 июля 2015 года N 22-П признал ее положение, устанавливающее уголовную ответственность за контрабанду сильнодействующих веществ, не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 1), 54 (часть 2) и 55 (часть 3), в той мере, в какой данное положение - при наличии приводящей к его произвольному истолкованию и применению неопределенности правового регулирования порядка и условий перемещения физическими лицами через Государственную границу Российской Федерации с государствами членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС сильнодействующих веществ, входящих в состав лекарственных средств и не являющихся наркотическими средствами, психотропными веществами, их прекурсорами или аналогами, - не предполагает возможность учета специфики их перемещения, осуществляемого физическими лицами в целях личного использования, и не позволяет этим лицам осознавать общественно опасный и противоправный характер своих действий и предвидеть их уголовно-правовые последствия.
Приведенная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации относится к случаям перемещения через Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС только сильнодействующих веществ, входящих в состав лекарственных средств и не являющихся наркотическими средствами, психотропными веществами, их прекурсорами или аналогами, в целях личного использования.
Вместе с тем в указанном Постановлении Конституционный Суд Российской Федерации также отметил, что соблюдение требования формальной определенности уголовного закона, вытекающего из Конституции Российской Федерации, в том числе ее 1 (часть 1), 4 (часть 2), 6 (часть 2), 15 (часть 2) и 19 (части 1 и 2), и подразумевающего ясное и четкое определение признаков преступления, без чего не может быть достигнуто единообразное понимание и применение соответствующих норм, а значит, и соблюдение общих принципов правового регулирования и правоприменения и равенство всех перед законом, обеспечивается в правовом регулировании как содержанием конкретных нормативных положений, включая нормы Уголовного кодекса Российской Федерации, так и наличием системных и иерархических связей различных нормативных предписаний.
Оценка определенности положений статьи 226.1 УК Российской Федерации может быть осуществлена лишь в привязке к положениям нормативных правовых актов, устанавливающих перечень веществ, отнесенных к сильнодействующим, и порядок их перемещения через Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, в том числе учитывающий наличие единой таможенной территории и унифицированное таможенное регулирование, включая единые правила декларирования и таможенные режимы.
Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года закрепил принципы функционирования таможенного союза в рамках Евразийского экономического союза, в соответствии с которыми осуществляется единое таможенное регулирование (подпункт 4 пункта 1 статьи 25), и установил, что до вступления в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза таможенное регулирование в Союзе осуществляется в соответствии с Договором о Таможенном кодексе таможенного союза от 27 ноября 2009 года и иными международными договорами государств-членов, регулирующими таможенные правоотношения, заключенными в рамках формирования договорно-правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства и входящими в соответствии со статьей 99 данного Договора в право Союза (пункт 1 статьи 101) (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 19 ноября 2015 года N 2592-О).
Федеральный закон от 2 января 2000 года N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", относя биологически активные добавки к пищевым продуктам, определяет их как природные (идентичные природным) биологически активные вещества, предназначенные для употребления одновременно с пищей или введения в состав пищевых продуктов (статья 1), и прямо закрепляет, что в обороте могут находиться пищевые продукты, материалы и изделия, соответствующие требованиям нормативных документов и прошедшие государственную регистрацию в порядке, установленном данным Федеральным законом (пункт 1 статьи 3).
При этом как законодательство Таможенного союза в рамках Евразийского экономического союза, так и нормативные акты Российской Федерации исключают содержание в биологически активных добавках сильнодействующих веществ, определенных действующими нормативно-правовыми актами (пункт 55 Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к продукции (товарам), подлежащей санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденных решением Комиссии Таможенного союза от 28 мая 2010 года N 299 "О применении санитарных мер в Евразийском экономическом союзе"; постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 6 марта 2007 года N 8 "Об усилении надзора за производством и оборотом БАД" и от 20 мая 2009 года N 36 "О надзоре за биологически активными добавками к пище (БАД)").
Согласно примечанию к статье 234 УК Российской Федерации (которая в частях первой-третьей криминализирует деяния, связанные с незаконным изготовлением, переработкой, приобретением, хранением, перевозкой или пересылкой в целях сбыта, а равно незаконным сбытом сильнодействующих или ядовитых веществ, не являющихся наркотическими средствами или психотропными веществами, либо оборудования для их изготовления или переработки) списки сильнодействующих и ядовитых веществ, а также крупный размер сильнодействующих веществ для целей этой статьи и других статей данного Кодекса утверждаются Правительством Российской Федерации.
В развитие приведенного законоположения Правительством Российской Федерации издано постановление от 29 декабря 2007 года N 964 "Об утверждении списков сильнодействующих и ядовитых веществ для целей статьи 234 и других статей Уголовного кодекса Российской Федерации, а также крупного размера сильнодействующих веществ для целей статьи 234 Уголовного кодекса Российской Федерации", в силу которого сибутрамин, а также его структурные аналоги, обладающие схожим психоактивным действием, отнесены к сильнодействующим веществам.
Соответственно, статьи 226.1 и 234 УК Российской Федерации не предполагают уголовной наказуемости действий, совершенных в отношении разрешенных к обороту на территории Российской Федерации биологических активных добавок, не содержат неопределенности, в результате которой лицо было бы лишено возможности осознавать противоправность своих поступков и предвидеть наступление ответственности за их совершение и которая препятствовала бы единообразному пониманию и применению данных законоположений правоприменительными органами, а потому не могут расцениваться как нарушающие конституционные права заявительницы в указанном ею аспекте.
Следовательно, жалоба Т.Б. Шелеповой, как не отвечающая критерию допустимости, закрепленному в Федеральном конституционном законе "О Конституционном Суде Российской Федерации", не может быть принята Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Республики Казахстан Шелеповой Татьяны Борисовны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 29 сентября 2016 г. N 1924-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Республики Казахстан Шелеповой Татьяны Борисовны на нарушение ее конституционных прав статьями 12, 226.1 и 234 Уголовного кодекса Российской Федерации"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)