Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина А.П. Казначеева к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин А.П. Казначеев оспаривает конституционность Федерального закона от 9 декабря 2010 года N 350-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", изложившего абзац первый пункта 10 статьи 12 указанного Федерального закона в новой редакции, устанавливающей порядок увеличения суммы заработка для целей исчисления размера ежемесячной страховой выплаты, и дополнившего пункт 10 данной статьи абзацем, предусматривающим порядок увеличения суммы заработка, полученного за период до 1 мая 2002 года (статья 1), а также установившего порядок и условия перерасчета ранее назначенных ежемесячных страховых выплат (статья 2).
По мнению заявителя, оспариваемый Федеральный закон, неопределенность содержания которого в части используемого в нем понятия "суммы заработка" позволила судам общей юрисдикции оставить без удовлетворения его требования о применении коэффициента индексации к установленному судебным решением условному месячному заработку, из которого был исчислен размер ежемесячной страховой выплаты, вступает в противоречие с Конституцией Российской Федерации, в том числе ее статьями 2, 18, 45 и 55, и требует внесения в него изменений и дополнений.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Конституция Российской Федерации, закрепляя, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливаются гарантии социальной защиты (статья 7, часть 2) и каждому гарантируется социальное обеспечение в определенных законом случаях (статья 39, часть 1), относит установление эффективного механизма восполнения гражданам, здоровью которых был причинен вред в связи с исполнением трудовых обязанностей, имущественных потерь, связанных с утратой трудоспособности, к компетенции законодателя. При этом законодатель вправе устанавливать, в каком порядке исчисляется, а также увеличивается с учетом повышения стоимости жизни средний заработок для целей определения размера ежемесячной страховой выплаты застрахованному лицу в связи с наступлением страхового случая.
Действуя в пределах предоставленных ему полномочий, законодатель в Федеральном законе от 9 декабря 2010 года N 350-ФЗ предусмотрел, что при назначении ежемесячной страховой выплаты суммы заработка, из которого исчисляется размер данной выплаты, полученные за период до дня проведения индексации размеров ежемесячных страховых выплат в соответствии с пунктом 11 статьи 12 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", увеличиваются с учетом соответствующих коэффициентов, установленных для индексации размера ежемесячной страховой выплаты. При этом было установлено правило, согласно которому коэффициенты, примененные к суммам заработка, не применяются к назначенному размеру ежемесячной страховой выплаты.
Одновременно был предусмотрен перерасчет с 1 января 2011 года ежемесячных страховых выплат, исчисленных и назначенных до дня вступления в силу оспариваемого Федерального закона без учета вышеназванных коэффициентов.
Таким образом, Федеральный закон от 9 декабря 2010 года N 350-ФЗ направлен на совершенствование механизма увеличения сумм ежемесячных страховых выплат в связи с повышением стоимости жизни и изменениями в уровне оплаты труда, в целях возможно более полного обеспечения социальной защиты лиц, застрахованных от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а потому его положения не могут рассматриваться как неопределенные и нарушающие конституционные права граждан.
Проверка же правильности исчисления ежемесячной страховой выплаты с учетом фактических обстоятельств конкретного дела, равно как и разрешение вопроса о внесении в оспариваемый Федеральный закон целесообразных, с точки зрения заявителя, изменений и дополнений, не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, определенную в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Казначеева Анатолия Петровича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 29 сентября 2016 г. N 2051-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Казначеева Анатолия Петровича на нарушение его конституционных прав Федеральным законом "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)