Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина Р.С.-М. Арсанукаева к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. Решением суда общей юрисдикции, оставленным без изменения вышестоящими судами, гражданину Р.С.-М. Арсанукаеву было отказано в удовлетворении требований, предъявленных к учреждению уголовно-исполнительной системы, о восстановлении права состоять в очереди на улучшение жилищных условий и включении в список лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в целях последующего получения жилищной субсидии.
Как указали суды, в связи с введением в действие Жилищного кодекса Российской Федерации учреждения и органы уголовно-исполнительной системы с 1 марта 2005 года не осуществляют постановку своих сотрудников на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий; Р.С.-М. Арсанукаев (уволенный со службы в 2012 году) не имеет правовых оснований для получения жилищной субсидии, поскольку не был признан нуждающимся в жилом помещении и не обращался с рапортом о постановке на соответствующий учет до 1 марта 2005 года.
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации Р.С.-М. Арсанукаев оспаривает конституционность положения подпункта "а" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153), которое во взаимосвязи с иными положениями данного подпункта закрепляет право сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также граждан, уволенных со службы из этих учреждений и органов, на участие в соответствующей подпрограмме, предусматривающей получение жилищной субсидии, при условии признания их нуждающимися в предоставлении жилья.
По мнению заявителя, оспариваемое нормативное положение не соответствует Конституции Российской Федерации, в частности ее статьям 19 (часть 1), 25 и 40, поскольку позволяет лишать сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, которые не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года, права на получение жилищной субсидии.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные заявителем материалы, не находит оснований для принятия его жалобы к рассмотрению.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, требование о предоставлении социальных выплат на приобретение жилья непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает, условия их выплаты определяются федеральным законодателем и (или) Правительством Российской Федерации в рамках их компетенции.
Оспариваемое нормативное положение, принятое в рамках дискреции Правительства Российской Федерации и направленное на предоставление определенной категории граждан дополнительных гарантий в жилищной сфере, учитывает в этих целях такой критерий, как признание этих граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, который отвечает смыслу положений статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
С учетом изложенного это положение не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителя, который не был лишен возможности как в период службы, так и в течение значительного промежутка времени после увольнения со службы обратиться в уполномоченные органы с требованием о постановке на соответствующий учет.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Арсанукаева Руслана Саид-Магомедовича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 29 сентября 2016 г. N 2103-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Арсанукаева Руслана Саид-Магомедовича на нарушение его конституционных прав положением подпункта "а" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)