Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о предложениях по использованию разработанных отраслевых стандартов качества (далее - ОСК) по их использованию при государственных и муниципальных закупках и в рамках своей компетенции сообщает.
Закупка товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона N 44-ФЗ для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке может устанавливать такой критерий оценки, как квалификация участников закупки, в том числе наличие у них опыта работы, связанного с предметом контракта (пункт 4 части 1 статьи 32 Закона N 44-ФЗ).
Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - закупка) в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки заявок, окончательных предложений участников закупки утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1085 (далее - Правила).
Согласно пункту 3 Правил оценка - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно подпункту "б" пункта 27 Правил показателем нестоимостного критерия оценки квалификации участников закупки может быть опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема.
Учитывая изложенное, в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при оценке заявок заказчик может установить такой показатель нестоимостного критерия оценки квалификации участников закупки, как "объемы успешного выполнения аналогичных работ" в качестве опыта участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера.
При этом документами, подтверждающими сведения по такому показателю, как опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема, могут быть представленные в составе заявки копии выполненных аналогичных контрактов (договоров) за определенный период времени.
Кроме того, согласно части 2 статьи 31 Закона N 44-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования.
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99 (далее - постановление N 99) установлены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов.
Учитывая изложенное, требование к опыту исполнения контракта на выполнение соответствующих предмету закупки услуг по охране объектов и (или) имущества, наличие в штате определенного количества работников и т.п. могут быть реализованы путем внесения изменений в постановление N 99 с указанием перечня документов, подтверждающих соответствие указанным требованиям.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает единое требование о соответствии участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Таким образом, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации объект закупки относится к лицензируемым видам деятельности, заказчик в извещении о закупке и документации о закупке обязан установить требование к участнику закупки о наличии соответствующей лицензии, предусмотренной законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 32 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" частная охранная деятельность подлежит обязательному лицензированию.
Учитывая изложенное, заказчик обязан установить требование о наличии лицензии при осуществлении закупки на оказание охранных услуг (услуги), предусмотренной пунктом 7 части третьей статьи 3 Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г. N 2487-I "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 2487-1), в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно частям 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 315-Ф3 "О саморегулируемых организациях" членство субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемых организациях является добровольным. При этом федеральные законы могут предусматривать случаи обязательного членства таких субъектов в саморегулируемых организациях.
Таким образом, в случае обязательного членства в СРО для частных охранных организаций данное требование заказчик будет обязан устанавливать в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ.
Кроме того, согласно части 11 статьи 34 Закона N 44-ФЗ для осуществления заказчиками закупок федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", осуществляющие нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, разрабатывают и утверждают типовые контракты, типовые условия контрактов, которые размещаются в единой информационной системе и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов.
Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июля 2014 г. N 606 (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 2 Порядка типовые контракты, типовые условия контрактов для закупки товаров, работ, услуг разрабатываются федеральными органами исполнительной власти и Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" (далее - ответственные органы), осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, и утверждаются нормативными правовыми актами ответственных органов.
Решение о необходимости подготовки проекта нормативного правового акта об утверждении типовых контрактов, типовых условий контрактов принимается ответственным органом самостоятельно.
Согласно положениям Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии" федеральная служба войск Национальной гвардии Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск Национальной гвардии Российской Федерации, оборота оружия, частной охранной деятельности и вневедомственной охраны.
Одновременно обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов.
В соответствии с Положением о Минэкономразвития России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации.
Директор Департамента |
М.В. Чемерисов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Правительства РФ N 99 установлены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг. Предлагается дополнить указанное постановление, включив в него требование к опыту исполнения контракта на выполнение услуг по охране объектов и (или) имущества.
Разъяснено, что, если объект закупки относится к лицензируемым видам деятельности, заказчик обязан установить требование к участнику закупки о наличии соответствующей лицензии. Так, частная охранная деятельность подлежит обязательному лицензированию. В случае обязательного членства в СРО для частных охранных организаций данное требование заказчик также будет обязан устанавливать.
Для осуществления закупок федеральные органы исполнительной власти разрабатывают и утверждают типовые контракты, типовые условия контрактов, которые размещаются в ЕИС. Решение об утверждении таких контрактов принимается ответственным органом самостоятельно. Таким госорганом в сфере деятельности войск нацгвардии, оборота оружия, частной охранной деятельности и вневедомственной охраны является Росгвардия.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 10 октября 2016 г. N Д28и-2619 "О предложениях по совершенствованию законодательства"
Текст письма официально опубликован не был