Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы граждан Л.И. Бреусовой, А.П. Касьяновой и других к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации граждане Л.И. Бреусова, А.П. Касьянова, И.М. Козарезова, Р.А. Колесникова, В.Н. Михновская, В.Н. Науменко, Л.Н. Павлова и Л.А. Пронько, проработавшие в потребительской кооперации каждая более 20 лет и имеющие значки "За добросовестный труд в потребительской кооперации России", оспаривают конституционность:
статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", устанавливающей категории лиц, являющихся ветеранами труда (подпункты 1 и 2 пункта 1), органы и организации, определяющие порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", и награждения указанными знаками (пункт 1.1), а также содержащей положение о том, что порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт 4);
части 4 статьи 2 Закона Воронежской области от 7 июля 2006 года N 69-ОЗ "О присвоении звания "Ветеран труда", пункты 1 и 2 которой содержат перечень органов государственной власти Российской Федерации, а также органов государственной власти РСФСР и СССР, учрежденные которыми награды (почетные грамоты, дипломы, благодарности, нагрудные и почетные знаки, нагрудные значки, ведомственные медали, звания почетных и заслуженных работников отрасли (ведомства) при продолжительной работе (службе) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) учитываются при присвоении звания "Ветеран труда";
статьи 1 Закона Воронежской области от 12 марта 2008 года N 6-ОЗ "О внесении изменений в статью 2 Закона Воронежской области "О присвоении звания "Ветеран труда", пунктом 3 которой статья 2 Закона Воронежской области "О присвоении звания "Ветеран труда" была дополнена частью 4.
Как следует из представленных материалов, правоприменители, в том числе суды общей юрисдикции, со ссылкой на оспариваемые нормы отказали заявителям в присвоении звания "Ветеран труда", поскольку центральный союз потребительских обществ России не является ведомством, поименованным в Законе Воронежской области "О присвоении звания "Ветеран труда", а потому значки "За добросовестный труд в потребительской кооперации России" не могут быть отнесены к ведомственным знакам отличия в труде, дающим на это право.
По мнению заявителей, оспариваемые нормы не соответствуют статьям 1 (часть 1), 2, 7, 15 (части 1 и 2), 18, 19 (части 1 и 2), 21 (часть 1), 39 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, поскольку при решении вопроса о праве на присвоение звания "Ветеран труда" не позволяют учитывать награды Центросоюза Российской Федерации, притом что Центросоюз СССР, включающий организации потребительской кооперации, где начинали трудовую деятельность заявители, входил в систему органов государственного управления.
Оспариваемые положения были применены в деле заявителей судами общей юрисдикции.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Положение подпункта 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах", относя к числу ветеранов труда лиц, награжденных ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе), направлено на учет трудовых заслуг граждан перед обществом и государством с целью обеспечения этим лицам дополнительных мер социальной поддержки и не может расцениваться как нарушающее какие-либо конституционные права заявителей.
Разграничивая полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социальной защиты, федеральный законодатель отнес к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации решение вопросов социальной поддержки ветеранов труда (подпункт 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
Действуя в рамках предоставленных ему полномочий, законодатель Воронежской области определил основания для присвоения звания "Ветеран труда". В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона Воронежской области "О присвоении звания "Ветеран труда" ветеранами труда являются лица, определенные частью 1 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах". Это, в частности, лица, награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении. При этом в части 4 статьи 2 Закона Воронежской области "О присвоении звания "Ветеран труда" предусмотрен исчерпывающий перечень органов государственной власти, награды которых учитываются при присвоении звания "Ветеран труда".
Такое правовое регулирование распространяется в равной мере на всех лиц, проживающих на территории Воронежской области, и не может расцениваться как нарушающее конституционные права заявителей.
Разрешение же вопроса о возможности отнесения знака "За добросовестный труд в потребительской кооперации России" к ведомственным знакам отличия в труде, дающим право на присвоение звания "Ветеран труда", не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы граждан Бреусовой Лидии Ивановны, Касьяновой Аллы Петровны и других, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 29 сентября 2016 г. N 2059-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Бреусовой Лидии Ивановны, Касьяновой Аллы Петровны и других на нарушение их конституционных прав статьей 7 Федерального закона "О ветеранах", частью 4 статьи 2 Закона Воронежской области "О присвоении звания "Ветеран труда" и статьей 1 Закона Воронежской области от 12 марта 2008 года N 6-ОЗ "О внесении изменений в статью 2 Закона Воронежской области "О присвоении звания "Ветеран труда"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)