Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 30 августа 2016 г. N 33-АПГ16-18
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Гришечкине П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Трафимова А.Г. об отмене решения территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии Токсовского одномандатного избирательного округа N 6 от 1 августа 2016 г. N 1967 об отказе в регистрации его кандидатом в депутаты Законодательного собрания Ленинградской области шестого созыва по Токсовскому одномандатному избирательному округу N 6 и о возложении на избирательную комиссию обязанности зарегистрировать кандидата в депутаты Законодательного собрания Ленинградской области шестого созыва по названному избирательному округу Трафимова А.Г., выдвинутого в порядке самовыдвижения, по апелляционной жалобе административного истца на решение Ленинградского областного суда от 12 августа 2016 г., которым административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., объяснения представителя Трафимова А.Г. - Лапковского А.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Законодательного собрания Ленинградской области от 14 июня 2016 г. N 878 выборы депутатов Законодательного собрания Ленинградской области шестого созыва назначены на 18 сентября 2016 г.
Постановлением территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии Токсовского одномандатного избирательного округа N 6 (далее - ОИК N 6) от 1 августа 2016 г. N 1967 Трафимову А.Г., выдвинутому в порядке самовыдвижения, отказано в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного собрания Ленинградской области шестого созыва по Токсовскому одномандатному избирательному округу N 6 в связи с выявлением 53 недостоверных и (или) недействительных подписей избирателей, что составило 16,1 процента и превысило установленный статьёй 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) порог в 10 процентов.
Трафимов А.Г. обратился в суд с административным исковым заявлением об отмене приведённого решения, мотивируя тем, что заключение специалиста Ш. от 28 июля 2016 г. N 359-16, на основании которого признано недействительными 23 подписи избирателей, не отвечает требованиям Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции", Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации.
При этом в обосновании позиции административный истец ссылался на письменное мнение специалиста от 1 августа 2016 г. - 3 августа 2016 г. N 29 Б. согласно которому заключение специалиста Ш. не соответствует Федеральному закону от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" и не отвечает критериям достоверности и объективности.
По мнению Трафимова А.Г., названное заключение противоречит Федеральному закону N 67-ФЗ, закону Ленинградской области от 1 августа 2006 г. N 77-ОЗ "О выборах депутатов Законодательного собрания Ленинградской области", рекомендациям, утверждённым постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 13 июня 2012 г. N 128/986-6, постановлению Избирательной комиссии Ленинградской области от 15 июня 2016 г. N 123/862, поскольку подписные листы и нотариально удостоверенные списки лиц, осуществляющих сбор подписей, в нарушение требований закона в течение двух суток находились не по месту их хранения в помещении территориальной избирательной комиссии, в заключении не отражено, имеет ли Ш. право самостоятельного производства судебных почерковедческих экспертиз, обладает ли он специальными познаниями и знаком ли со специальной методикой по производству почерковедческих исследований рукописных записей и подписей в подписных листах на выборах различных уровней в Российской Федерации, также отсутствуют сведения о том, каким комплексом исследований воспользовался специалист.
Кроме того, незаконность обжалуемого решения избирательной комиссии подтверждается следующими обстоятельствами: членом территориальной избирательной комиссии является Зачек А.С., между тем в ведомостях проверки подписных листов указан и расписался Зачек С.А., в ведомости проверки подписных листов по папке N 8 указана и расписалась член избирательной комиссии Базаркина К.М., которая при проверке названных подписных листов не присутствовала, ведомости проверки подписных листов являются недействительными, так как подписан не каждый лист, и не содержатся выводы специалиста Ш. на момент проведения проверки у рабочей группы отсутствовала официальная справка органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту жительства и по месту пребывания, имелась лишь таблица без реквизитов, кандидат не был извещён в установленном порядке о продолжении проверки подписных листов на заседании рабочей группы 28 июля 2016 г.
Административный истец также считал, что избирательной комиссией необоснованно признаны недействительными 15 подписей избирателей, имеющих незначительные неточности, не искажающие данные об избирателях, позволяющие идентифицировать их и выраженное ими волеизъявление.
Решением Ленинградского областного суда от 12 августа 2016 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе Трафимов А.Г. просит решение суда первой инстанции отменить.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены или изменения решения суда, постановленного в соответствии с требованиями действующего избирательного законодательства.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришёл к правильному выводу об отсутствии предусмотренных избирательным законодательством оснований для отмены оспариваемого постановления.
При этом суд обоснованно исходил из предписаний пункта 6 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ, согласно которым решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом, по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что оно принято с нарушением требований, предусмотренных пунктом 24 статьи 38 поименованного федерального закона, иных требований, предусмотренных данным федеральным законом, иным законом.
Пунктом 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ предусмотрены основания признания подписей недействительными:
- подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности, только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо на основании заключения эксперта, привлечённого к проверке в соответствии с пунктом 3 данной статьи (подпункт "в");
- подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, а также подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями не собственноручно, - на основании заключения эксперта, привлечённого к проверке в соответствии с пунктом 3 поименованной статьи (подпункт "е");
- все подписи избирателей в подписном листе, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, и (или) кандидата, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, не достигшим к моменту сбора подписей возраста 18 лет, и (или) указанное лицо признано судом недееспособным, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом имеются исправления, специально не оговорённые, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, о кандидате, указаны в подписном листе не в полном объёме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не внесены им собственноручно либо внесены нерукописным способом или карандашом (подпункт "з");
- подписи избирателей, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, внесённых в этот подписной лист, - на основании заключения эксперта, привлечённого к проверке в соответствии с пунктом 3 этой же статьи (подпункт "л").
В силу подпункта "г.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ если для регистрации кандидата требуется представить 200 и более подписей избирателей, выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом, является основанием для отказа в регистрации кандидата.
Постановлением Избирательной комиссии Ленинградской области от 15 июня 2016 г. N 123/859 определено, что кандидату в депутаты Законодательного собрания Ленинградской области шестого созыва, выдвинутому по Токсовскому одномандатному избирательному округу N 6, для регистрации необходимо представить 1 643 подписи избирателей, сверх необходимого для регистрации количества подписей может быть представлено 164 подписи избирателей.
Постановлением этой же комиссии от 15 июня 2016 г. N 863 установлено количество подписей избирателей в поддержку кандидатов, выдвинутых по названному избирательному округу, подлежащее выборочной проверке (объём случайной выборки) и составляет 329 подписей.
При рассмотрении дела установлено, что 24 июля 2016 г. кандидатом Трафимовым А.Г. сданы в территориальную избирательную комиссию 10 папок с подписными листами (199) с заявленным количеством подписей избирателей - 1793, протокол об итогах сбора подписей избирателей от 22 июля 2016 г.
Согласно протоколу от 24 июля 2016 г. в результате случайной выборки подписных листов отобрано 194 подписи из папки N 8 и 135 подписей из папки N 6, всего 329 подписей.
Суд первой инстанции, исследовав подлинные подписные листы, которые были предметом проверки избирательной комиссии, а также проанализировав справку Управления по вопросам миграции отдела по Всеволожскому району Ленинградской области ГУ МВД РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 27 июля 2016 г., ведомости проверки подписных листов, итоговый протокол, заключение специалиста-эксперта 39 отдела ЭКЦ ГУ МВД РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Ш. от 28 июля 2016 г. N 359-16, обоснованно констатировал, что территориальной избирательной комиссией в соответствии с требованиями пункта 11 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ правомерно признаны недействительными по основаниям, предусмотренным подпунктами "в", "з", "л" и "е" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, более 10 процентов подписей избирателей, подлежащих проверке.
Мотивы принятого решения подробно изложены в обжалуемом судебном акте, выводы соответствуют нормам, регулирующим возникшие отношения, а также материалам дела.
При таких обстоятельствах Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с заключением суда первой инстанции о том, что решение ОИК N 6 об отказе в регистрации кандидату в депутаты Законодательного Собрания Ленинградской области шестого созыва по Токсовскому одномандатному избирательному округу N 6 Трафимову А.Г. является законным и обоснованным.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, аналогичны позиции административного истца в суде первой инстанции, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, аргументированно изложенная в обжалуемом судебном акте, не согласиться с которой у Судебной коллегии оснований не имеется.
Ввиду изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Ленинградского областного суда от 12 августа 2016 г., оставить без изменения, апелляционную жалобу Трафимова А.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Корчашкина Т.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 30 августа 2016 г. N 33-АПГ16-18
Текст определения официально опубликован не был