Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары

Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ по проекту федерального закона N 11078-7 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесенному Правительством Российской Федерации (первое чтение) (не действует)

Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 11078-7 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации",
внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)

 

Досье на проект федерального закона

 

Проектом федерального закона предлагается внести изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - НК РФ), направленные на регулирование механизмов уплаты налогов и сборов, а также на обеспечение сбалансированности бюджетов Российской Федерации.

Учитывая, что законопроектом вносятся изменения в НК РФ, а также в Федеральный закон от 29 декабря 2015 года N 386-ФЗ "Об установлении коэффициента-дефлятора на 2016 год и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", обращаем внимание на необходимость соблюдения требований пункта 7 статьи 1 НК РФ, предусматривающих внесение изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах отдельными федеральными законами.

Согласно изменениям подпункта 2 пункта 3 статьи 25.2 НК РФ (пункт 1 статьи 1 законопроекта) стороной договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков не может являться организация, в отношении которой принято решение о признании ее банкротом. Согласно действующей редакции таким условием является "возбуждение производства по делу о несостоятельности (банкротстве) в соответствии с законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве)".

Учитывая, что аналогичные изменения вносятся в подпункт 6 пункта 1 статьи 25.6 НК РФ, полагаем возможным формулировки в указанных двух подпунктах сделать идентичными, а также внести изменения в пункт 7 статьи 25.6 НК РФ.

Согласно проектируемому абзацу пункта 1 статьи 45 НК РФ обязанность по уплате налога за налогоплательщика может быть исполнена третьим лицом в порядке, установленном для уплаты налога налогоплательщиком.

Исходя из изменений, предлагаемых в текст НК РФ законопроектом, можно сделать вывод, что указанная норма направлена на уплату налога на добавленную стоимость по банковской гарантии или поручительству в случае неуплаты его налогоплательщиком. Предлагаемая, однако, формулировка изменений в статью 45 НК РФ позволяет толковать ее более расширительно и применять к случаям, когда налогоплательщик самостоятельно перекладывает свою обязанность по уплате налога на третье лицо, что противоречит правовой природе налогового платежа и может привести к нарушению прав граждан (например, при переложении страховых взносов на физических лиц).

Понятие налога, сформулированное в статье 8 НК РФ, также не позволяет переложить обязанность по уплате налогов на третье лицо, поскольку налогом является платеж организаций или физических лиц за счет собственных средств. Также остается неурегулированным вопрос об ответственности за неуплату налогов, когда такая обязанность была переложена на третье лицо. Кроме того, сокращенное понятие третьего лица дано только для целей статьи 45 НК РФ, однако оно также встречается в статье 176.1 НК РФ.

Согласно проектируемому пункту 2.1 статьи 176.1 НК РФ поручитель по налогу на добавленную стоимость должен являться организацией, зарегистрированной в качестве юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации. Указанные слова следует заменить словами "поручитель должен являться российской организацией", поскольку её сокращение уже дано в статье 11 НК РФ. Аналогичное замечание относится к подпункту 1 проектируемого пункта 2.2 статьи 184 НК РФ.

Пунктом 1 статьи 278.1 НК РФ в проектируемой редакции устанавливаются особенности учета убытков участников консолидированной группы налогоплательщиков при исчислении налога на прибыль организаций. Обращаем внимание, что пункт 6 статьи 278.1 НК РФ уже содержит положения об учете убытков. В связи с этим полагаем целесообразным вносить изменения именно в пункт 6 статьи 278.1 НК РФ.

Согласно новой редакции пункта 6 статьи 283 НК РФ налогоплательщик будет вправе перенести убыток, полученный в предыдущем налоговом периоде, только на текущий или следующий налоговый период. Согласно абзацу третьему указанного пункта 2 в проектируемой редакции ограничение, установленное абзацем первым указанного пункта, не применяется в отношении отдельных категорий налогоплательщиков. В этой связи полагаем, что речь должна идти об ограничении, установленном в пункте 2, а не только в абзаце первом данного пункта, а также о консолидированной группе налогоплательщиков, для которых пунктом 6 определена возможность переноса убытков не только в текущем или следующем налоговых периодах.

Кроме того, учитывая изменения общих положений налога на прибыль организаций при исчислении убытка, обращаем внимание, что в НК РФ содержится значительное количество норм, которые в отдельных случаях регулируют учет полученных в предыдущих налоговых периодах убытков (см., например, статьи 214.1, 214.5, 275.1, 346.6, 346.18 НК РФ).

В подпунктах 1 и 2 в предлагаемой законопроектом редакции пункта 18 статьи 342.4 НК РФ (подпункт "г" пункта 25 статьи 2 законопроекта) полагаем необходимым уточнить, что коэффициент 1 устанавливается для налогоплательщиков, не указанных в абзаце первом подпункта 1 указанного пункта статьи 342.4 НК РФ в редакции законопроекта.

Учитывая, что частями 3 и 4 статьи 4 законопроекта устанавливаются особенности распределения налоговой ставки по налогу на прибыль организаций между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации в отношении налоговых периодов 2017 - 2020 годов, обращаем внимание на необходимость их включения в федеральный закон отдельной статьей или в статью 284 НК РФ, поскольку части 1 и 2 статьи 4 законопроекта имеют самостоятельный предмет регулирования, предусматривающий вступление федерального закона в силу. Кроме того, в пункте 1.7 статьи 284 НК РФ остается прежнее распределение налоговой ставки по налогу на прибыль организаций между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации.

По законопроекту имеются замечания юридико-технического характера. В частности, наименование проекта необходимо изложить в следующей редакции:

 

О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации

 

Иные замечания юридико-технического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.

 

Начальник управления

М.В. Деменков

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.