Письмо Минфина России от 3 октября 2016 г. N 07-01-09/57485
В связи с обращением Департамент регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности сообщает, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.06.2012 N 82н, Министерством не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Министерства по обращениям организаций, не рассматриваются по существу обращения организаций по проведению экспертизы договоров и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Вместе с тем обращаем внимание, что исходя из совокупности норм Положения по бухгалтерскому учету ПБУ 13/2000 "Учет государственной помощи", утвержденного приказом Минфина России от 16.10.2000 N 92н, Положения по бухгалтерскому учету ПБУ 9/99 "Доходы организации", утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н, для целей отражения в бухгалтерском учете казенного предприятия сумм бюджетных средств, полученных на финансирование мероприятий по созданию (приобретению) имущества, которое впоследствии будет передано в оперативное управление этому предприятию, правила ПБУ 13/2000 применяться не могут.
В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, государственные и муниципальные унитарные предприятия для учета всех видов расчетов с уполномоченными на их создание государственными органами и органами местного самоуправления применяют счет 75 "Расчеты с учредителями". Исходя из указанной Инструкции стоимость имущества, закрепленного за казенным предприятием на праве оперативного управления, отражается по кредиту счета 80, который для этих целей именуется "Фонд закрепленного имущества", и показывается по отдельной статье в разделе III "Капитал и резервы" бухгалтерского баланса.
По разъяснению Департамента налоговой и таможенной политики, порядок признания доходов в виде субсидий определен в пункте 4.1 статьи 271 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Что касается вопроса применения налога на добавленную стоимость в отношении полученных субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, то согласно пункту 1 статьи 146 Кодекса объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации независимо от источника оплаты.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 162 Кодекса налоговая база по налогу на добавленную стоимость увеличивается на суммы денежных средств, полученные в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг). Денежные средства, не связанные с оплатой товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость, в налоговую базу не включаются.
Таким образом, в случае если денежные средства в виде субсидий получены налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретаемых им товаров (работ, услуг), то такие денежные средства в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость не включаются, поскольку указанные денежные средства не связаны с оплатой реализуемых этим налогоплательщиком товаров (работ, услуг).
При этом следует отметить, что в случае оплаты указанных товаров (работ, услуг) за счет средств, выделенных из федерального бюджета, суммы налога на добавленную стоимость вычету не подлежат, поскольку принятие к вычету (возмещению) налога, оплаченного за счет средств федерального бюджета, приведет к повторному возмещению налога из бюджета. Поэтому суммы налога на добавленную стоимость, ранее принятые к вычету по таким товарам (работам, услугам), следует восстановить на основании подпункта 6 пункта 3 статьи 170 Кодекса.
Директор Департамента |
Л.З. Шнейдман |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Как пояснил Минфин России, для целей отражения в бухучете казенного предприятия сумм бюджетных средств, полученных на финансирование мероприятий по созданию (приобретению) имущества, которое впоследствии будет передано в оперативное управление этому предприятию, ПБУ 13/2000 "Учет государственной помощи" применяться не могут.
В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухучета ГУПы и МУПы для учета всех видов расчетов с уполномоченными на их создание госорганами и органами местного самоуправления применяют счет 75 "Расчеты с учредителями". Стоимость имущества, закрепленного за казенным предприятием на праве оперативного управления, отражается по кредиту счета 80, который для этих целей именуется "Фонд закрепленного имущества", и показывается по отдельной статье в разделе III "Капитал и резервы" бухбаланса.
Порядок признания доходов в виде субсидий определен в НК РФ.
В отношении НДС разъяснено следующее.
Если субсидии получены из бюджетов на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретаемых товаров (работ, услуг), то такие денежные средства в налоговую базу по НДС не включаются, поскольку они не связаны с оплатой реализуемых налогоплательщиком товаров (работ, услуг).
В случае оплаты указанных товаров (работ, услуг) за счет средств, выделенных из федерального бюджета, НДС вычету не подлежит. Суммы налога, ранее принятые к вычету по таким товарам (работам, услугам), следует восстановить.
Письмо Минфина России от 3 октября 2016 г. N 07-01-09/57485
Текст письма официально опубликован не был