Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 16 октября 2015 г. N 03-03-06/59344
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу налогообложения и сообщает следующее.
Пунктом 1 статьи 54 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлено, что налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.
При обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения).
В случае невозможности определения периода совершения ошибок (искажений) перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения). Налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, также и в тех случаях, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога.
Вместе с тем для определения периода корректировки налоговой базы по налогу на прибыль организаций в связи с излишне уплаченной суммой налога на имущество необходимо установить, являлась ли указанная переплата ошибкой (искажением) в исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций соответствующего предыдущего налогового периода или корректировку суммы начисленного налога на имущества следует рассматривать как новое обстоятельство, свидетельствующее о необходимости включения излишне уплаченной суммы налога на имущество в состав внереализационных доходов текущего налогового периода, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
В соответствии с позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 17.01.2012 N 10077/11, исчисление как земельного, так и иных налогов, учитываемых в составе расходов, в излишнем размере (в том числе вследствие неприменения льготы или иного освобождения), как правило, не может квалифицироваться как ошибка при исчислении налога на прибыль.
Учитывая изложенное, включение в расходы для целей налогообложения прибыли организаций суммы начисленного и уплаченного налога на имущество, отраженных в соответствующей отчетности, не может рассматриваться как ошибка (искажение) в исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
В случае представления уточненных расчетов за прошлые налоговые периоды в связи с выявлением излишне уплаченной суммы налога на имущество указанную корректировку следует рассматривать как новое обстоятельство, приводящее к возникновению внереализационных доходов текущего отчетного (налогового) периода.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
А.С. Кизимов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно разъяснениям включение в расходы для целей налогообложения прибыли суммы уплаченного налога на имущество не может рассматриваться как ошибка (искажение) в исчислении налоговой базы по налогу на прибыль.
В случае представления уточненных расчетов за прошлые налоговые периоды в связи с выявлением излишне уплаченной суммы налога на имущество указанную корректировку следует рассматривать как новое обстоятельство, приводящее к возникновению внереализационных доходов текущего отчетного (налогового) периода.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 16 октября 2015 г. N 03-03-06/59344
Текст письма официально опубликован не был