1. Сокращение должностным лицом Заказчика срока подачи заявок на участие в закупке, является нарушением Закона о контрактной системе.
Заказчиком осуществлена закупка на выполнение работ по реконструкции автомобильной дороги (далее - Закупка).
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с частью 6 статьи 65 Закона о контрактной системе заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
На заседании Комиссии установлено, что Извещение о проведении Аукциона в редакции N 1 размещено на Официальном сайте 14.09.2015.
При этом дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 30.09.2015.
29.09.2015 Заказчиком внесены изменения в документацию об Аукционе. Согласно извещению о внесении изменений 29.09.2015 N ИИ1 срок подачи заявок на участие в Аукционе продлен до 15.10.2015. Также 29.09.2015 опубликованы изменения извещения о внесении изменений в документацию об Аукционе 29.09.2015 N ИИ2, дата окончания срока подачи заявок - 30.09.2015.
На основании вышеизложенного следует, что Заказчиком, Уполномоченным органом не продлен срок подачи заявок на участие в Аукционе, в результате чего срок с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе составляет 1 день.
Действия Заказчика, Уполномоченного органа, не продливших срок подачи заявок на участие в Аукционе, нарушают часть 6 статьи 65 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении должностного лица Заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 02.09.2016 г. по делу N К-1264/15/АК661-16)
2. Заказчик должен установить в проекте контракта штрафные санкции в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Заказчиком проведен электронный аукцион на право заключения государственного контракта на приобретение металлопроката и труб стальных (далее - Аукцион).
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
1. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
Согласно извещению о проведении Аукциона от 09.09.2015 N 0375100001215000198 дата проведения Аукциона - 01.10.2015.
Вместе с тем, Пунктом 26 Информационной карты документации об Аукционе установлено, что дата проведения Аукциона - 01.09.2015.
Таким образом, Заказчиком установлены в извещении о проведении Аукциона и документации об Аукционе противоречивые сроки проведения Аукциона.
Указанные действия Заказчика нарушают часть 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
При этом частями 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила).
Следовательно, учитывая, что Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, неустойка (штраф, пени) подлежит включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса котировок, в размере процента цены контракта, указанного в подпунктах "а" - "г" пункта 4, 5 Правил определения неустойки.
Подпункты "а" - "г" пунктов 4, 5 Правил содержат различные размеры штрафа в зависимости от цены контракта. Учитывая, что контракт заключается по цене, предлагаемой участником закупки, но не превышающей начальную (максимальную) цену контракта, заказчику необходимо установить в проекте контракта под отлагательным условием все возможные значения размеров штрафа, предусмотренные Правилами для каждого порогового значения цены контракта, за исключением пороговых значений, превышающих начальную (максимальную) цену контракта.
Пунктами 6.2, 6.3.2 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено: "Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Штраф устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в размере 2,0 процента цены контракта, что составляет: _ рублей _ копеек. Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение Исполнителем обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения Исполнителем обязательств (в том числе гарантийных, если таковые установлены), предусмотренных контрактом. Штраф устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в размере 5,0 процентов цены контракта в случае, что составляет: ______ рублей ____ копеек".
Таким образом, Заказчиком в проекте государственного контракта документации об Аукционе не установлены соответствующие требованиям Правил размеры штрафа за ненадлежащее исполнение сторонами обязательств, предусмотренных государственным контрактом, что нарушает части 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Согласно части 4.2 статьи 7.30 КоАП, за утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении должностного лица Заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 02.09.2016 г. по делу N К-1324/15/АК666-16)
3. Порядок оценки заявок, утверждаемый заказчиком в документации о закупке, должен позволять выявить лучшее предложение участников закупки.
Заказчиком проведен открытый конкурс на право заключения государственного контракта на выполнение работ по разработке и внедрению программного обеспечения, предназначенного для информационной поддержки туристов (далее - Конкурс).
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) документация о закупке должна содержать критерии оценки заявок на участие в закупке, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки таких заявок.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки заявок).
Пунктом 10 Правил оценки заявок установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Кроме того, пунктом 11 Правил оценки заявок установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предусматривающий выполнение строительных работ, заказчик обязан установить показатель "опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" критерия "квалификация участников закупки", за исключением случая, предусмотренного пунктом 30 Правил. При этом значимость показателя должна составлять не менее 50 процентов значимости всех нестоимостных критериев оценки.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации. Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
Согласно пункту 3 Правил оценки заявок "оценка" - процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с Конкурсной документацией установлены следующие критерии оценки: цена контракта (значимость критерия - 30%), качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки (значимость критерия - 65%), квалификация участников закупки (значимость критерия - 5%).
По нестоимостному критерию оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" установлен показатель "Качество работ", согласно которому, в том числе:
Составляющая показателя Обозначение показателя |
Правила (условия) оценки |
Кол-во баллов (диапазон) |
Макс. Кол-во баллов |
Качество оформления предложения согласно требованиям конкурсной документации, формы I.3.3, Критерий С1 |
Отсутствует перечень принятых сокращений; или индексы стандартов указаны без регистрационного номера; или неоднократно нарушены иные требования по оформлению предложения, изложенные в требованиях формы I.3.3 конкурсной документации. |
0 |
4 |
Оформление предложения в целом соответствует требованиям, изложенным в формы I.3.3 конкурсной документации за исключением невыполнения одного из пунктов: - перечень принятых сокращений не полный; - неоднократное применение иностранных слов при наличии равнозначных слов в русском языке и при наличии сокращения слов, не установленных правилами орфографии и пунктуации; |
2 |
||
Оформление предложения соответствует требованиям, изложенным в формы I.3.3 конкурсной документации |
4 |
||
Качество комментарий Участника к разделу "Общие сведения" в предложении, Критерий С2 |
Участник закупки не предоставил комментариев хотя бы к одному из нижеприведенных пунктов: - Основания для выполнения работ; - Перечень нормативных, технических и методических документов, используемых в работе. |
0 |
4 |
Участник закупки не прокомментировал повышение эффективности деятельности Заказчика при получении результатов работ или не четко указал общий подход по работе с перечнем нормативных, технических и методических документов. |
2 |
||
Участник закупки прокомментировал повышение эффективности деятельности Заказчика при получении результатов работ и четко указал общий подход по работе с перечнем нормативных, технических и методических документов. |
4 |
||
Качество комментарий Участника по разделу "Цели и решаемые задачи", Критерий С3 |
Комментарии отсутствуют или из представленных комментариев можно сделать вывод о невозможности достижения целей работ и решения поставленных задач Участником или непониманием Участника целей и решаемых задач. |
0 |
8 |
Участник закупки не представил комментарии хотя бы по одному из нижеприведенных пунктов или разъяснил их не четко: - перечень необходимых действий для достижения заявленной цели; - ссылки на государственные программы по развитию Туризма с пояснениями; - краткое описание задач и сути предлагаемых решений; - выводы по достижению целей и решению задач предлагаемым подходом. |
4 |
||
Участник закупки представил следующие материалы и четкие разъяснения: - перечень необходимых действий для достижения заявленной цели; - ссылки на государственные программы по развитию Туризма с пояснениями; - краткое описание задач и сути предлагаемых решений; - выводы по достижению целей и решению задач предлагаемым подходом. |
8 |
||
Качество комментарий Участника по составу работ: "Разработка техно-рабочего проекта Системы, представляющей единый программный комплекс мобильного приложения Туриста и информационно-цифровой платформы, обеспечивающей информационно-цифровое, адресное взаимодействие Туриста с другими субъектами туристской сферы (Туроператор, Турагент, Ростуризм, другими органами государственного управления), в том числе между органами исполнительной власти (ОИВ). Техническое проектирование необходимо произвести в соответствии с Приложением 1 "Техническое задание на Разработку и внедрение программного обеспечения, предназначенного для информационной поддержки туристов и информационного взаимодействия с ИС "Электронная путевка"" , Критерий С4на Разработку и внедрение программного обеспечения, предназначенного для информационной поддержки туристов и информационного взаимодействия с ИС "Электронная путевка"" , Критерий С4 |
Комментарии отсутствуют или из представленных комментариев можно сделать вывод о непонимании Участником работы по данному подразделу |
0 |
10 |
Участник закупки не представил комментарии хотя бы по одному из нижеприведенных пунктов: - понимание положений конкретных стандартов и нормативной документации по технорабочему проекту; - перечень работ в составе технорабочего проектирования; - понимание стадий, этапов или блоков работ. |
5 |
||
Участник закупки представил следующие материалы и четкие разъяснения: - понимание положений конкретных стандартов и нормативной документации по технорабочему проекту; - перечень работ в составе технорабочего проектирования; - понимание стадий, этапов или блоков работ. |
10 |
||
Качество комментарий Участника по составу работ: "Разработка программного обеспечения мобильного приложения Туриста на платформах под управлением операционных систем iOS и Android, в соответствии с техническим заданием и техническим проектом, оформление соответствующей проектной документации", Критерий С5 |
Комментарии отсутствуют или из представленных комментариев можно сделать вывод о непонимании Участником работы по данному подразделу |
0 |
8 |
Участник закупки не представил комментарии хотя бы по одному из нижеприведенных пунктов: - перечень этапов работ; - перечень модулей ПО для каждого из этапов; - описание работ по тестированию; - описание работ по вводу в действие; - описание испытаний; - экранные формы мобильного приложения для отдельных режимов в виде графических образов; - архитектура программного обеспечения. |
4 |
||
Участник закупки представил следующие материалы и четкие разъяснения: - перечень этапов работ; - перечень модулей ПО для каждого из этапов; - описание работ по тестированию; - описание работ по вводу в действие; - описание испытаний; - экранные формы мобильного приложения для отдельных режимов в виде графических образов; - архитектура программного обеспечения. |
8 |
||
Качество комментарий Участника по составу работ: "Разработка программного обеспечения информационно-цифровой платформы взаимодействия Туриста с другими субъектами туристской сферы (Туроператор, Турагент, Ростуризм, другие органы государственного управления), в том числе между органами исполнительной власти (ОИВ), в соответствии с техническим заданием и техническим проектом), оформление соответствующей проектной документации", Критерий С6 |
Комментарии отсутствуют или из представленных комментариев можно сделать вывод о непонимании Участником работы по данному подразделу |
0 |
8 |
Участник закупки не представил комментарии хотя бы по одному из нижеприведенных пунктов: - перечень этапов работ; - перечень модулей ПО для каждого из этапов; - описание работ по тестированию; - описание работ по вводу в действие; - архитектура программного обеспечения. |
4 |
||
Участник закупки представил следующие материалы и четкие разъяснения: - перечень этапов работ; - перечень модулей ПО для каждого из этапов; - описание работ по тестированию; - описание работ по вводу в действие; - архитектура программного обеспечения. |
8 |
||
Качество комментарий Участника по составу работ: "Услуги по подключению информационно-цифровой коммуникационной платформе системы к внешним источникам данных Ростуризма и других ФОИВ. Допускается использование имитирующих программ при отсутствии реального тракта передачи данных с внешними источниками данных. Разработка имитирующей программы возлагается на Исполнителя создания Системы при непосредственном участии Заказчика", Критерий С7 |
Комментарии отсутствуют или из представленных комментарий можно сделать вывод о непонимании Участником работы по данному подразделу |
0 |
4 |
Участник закупки не представил комментарии хотя бы по одному из нижеприведенных пунктов: - перечень субъектов с которыми взаимодействует Ростуризм; - пояснения Участника по перечню субъектов для подключения информационно-цифровой платформы и обоснование. |
2 |
||
Участник закупки представил следующие материалы и четкие разъяснения: - перечень субъектов с которыми взаимодействует Ростуризм; - пояснения по перечню субъектов для подключения информационно-цифровой платформы и обоснование. |
4 |
||
Качество комментарий Участника по составу работ: "Подготовить необходимые материалы и документы для размещения программного обеспечения мобильного приложение Турист в электронных магазинах Google Play и Apple App Store", Критерий С8 |
Комментарии отсутствуют или из представленных комментариев можно сделать вывод о непонимании Участником работы по данному подразделу |
0 |
4 |
Участник закупки не представил комментарии хотя бы по одному из нижеприведенных пунктов: - порядок процедур размещения мобильных приложений в электронных магазинах Google Play и Apple App Store"; - перечень необходимых документов для размещения в магазине Google Play с пояснениями; - перечень необходимых документов для размещения в магазине Apple App Store с пояснениями. |
2 |
||
Участник закупки представил следующие материалы и четкие разъяснения: - порядок процедур размещения мобильных приложений в электронных магазинах Google Play и Apple App Store"; - перечень необходимых документов для размещения в магазине Google Play с пояснениями; - перечень необходимых документов для размещения в магазине Apple App Store с пояснениями. |
4 |
По нестоимостному критерию оценки "Квалификация участников закупки" установлены следующие показатели "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг", "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема", "Деловая репутация участника закупки".
По показателю "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг" установлен следующий порядок оценки: "наличие квалифицированного персонала в таких специальностях как: креативный директор, дизайнер, web-дизайнер, копирайтер, аналитик, программист, ведущий программист и т.п. Максимум 100 баллов
Данный показатель оценивает наличие дипломов и документов, подтверждающих возможность участия специалиста в выполнении работ/оказании услуг
Подтверждением квалификации трудовых ресурсов считается наличие комплекта на одного специалиста, состоящего из копии диплома (на русском языке или нотариально заверенной копии перевода с иностранного языка на русский язык) и копии документа, подтверждающего факт привлечения специалиста к выполнению работ: копия приказа о назначении или копия трудовой книжки или копия заключенного трудового договора".
Как следует из материалов настоящего дела порядок оценки заявок не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта, поскольку в Конкурсной документации не установлен предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и соответственно подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по нестоимостным критериям, а также не раскрыто содержание, определяющее область отраслевых наград, благодарственных писем, почетных грамот.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок оценки заявок, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
Кроме того, пунктом 8 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе порядок предоставления участникам открытого конкурса разъяснений положений конкурсной документации, даты начала и окончания срока такого предоставления.
Частью 7 статьи 50 Закона о контрактной системе, любой участник открытого конкурса вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе.
Согласно пункту 2.2 "Разъяснение положений конкурсной документации" Конкурсной документации, установлено следующее:
"2.2.1. При проведении конкурса какие-либо переговоры Государственного заказчика или Единой комиссии с Участником не допускаются. В случае нарушения указанного положения конкурс может быть признан недействительным в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Заказчик может давать разъяснения положений конкурсной документации.
2.2.2. Любой Участник вправе направить Государственному заказчику запрос о разъяснении положений конкурсной документации в письменной форме. Разъяснения положений конкурсной документации и внесение в нее изменений осуществляются Государственным заказчиком в соответствии со статьей 50 Закона. В течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса Государственный заказчик направляет в письменной форме разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику не позднее, чем за пять дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе.
2.2.3. В течение одного дня со дня направления разъяснения положений конкурсной документации по запросу Участника такое разъяснение размещается Государственным заказчиком на официальном сайте с указанием предмета запроса, но без указания Участника, от которого поступил запрос. Разъяснение положений конкурсной документации не должно изменять ее суть.".
Таким образом, Конкурсная документация не содержит даты начала и окончания срока предоставления участникам закупок разъяснений положений Конкурсной документации.
Вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 8 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
Согласно части 4.2 статьи 7.30 КоАП, за утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении должностного лица Заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 08.09.2016 г. по делу N К-1420/15/АК736-16)
4. Уменьшение размера обеспечения заявок является нарушением Закона о контрактной системе, влекущим административную ответственность.
Заказчиком проведена закупка на поставку программно-технического комплекса для дежурно-диспетчерских служб (далее - Закупка).
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно данным, размещенным в единой информационной системе, извещение о проведении Закупки опубликовано 23.10.2015.
Как следует из материалов настоящего дела об административном правонарушении, в пункте 3.2 проекта государственного контракта документации о Закупке установлен следующий срок исполнения обязательств по поставке товара: "срок исполнения Поставщиком обязательств по поставке всего объема товара, предусмотренного Контрактом по 10 декабря 2015 года включительно (окончательный срок поставки товара)".
При этом пунктом 4.2.6 проекта государственного контракта документации о Закупке предусмотрено, что "приемка товара по качеству и комплектности должна быть проведена в течение 15 календарных дней, со дня получения обращения, указанного в п. 4.2.3 Контракта, если порядок проверки данного вида товара, установленный нормативно-технической (в том числе конструкторской) документацией, не предусматривает более длительные сроки приемки товара по качеству и комплектности".
В соответствии с приложением N1 к государственному контракту установлены следующие адреса грузополучателей, на которые необходимо доставить товар:_____________________.
Вместе с тем, как следует из материалов настоящего дела об административном правонарушении, в соответствии с Коммерческими предложениями поставка указанного оборудования осуществляется в течение четырех месяцев.
Учитывая вышеизложенное, установленные в документации о Закупке сроки исполнения обязательств по поставке товара, предусмотренные проектом государственного контракта документации о Закупке, не позволяют надлежащим образом осуществить поставку товара.
Таким образом, указанные действия Заказчика, установившего сроки, не позволяющие надлежащим образом осуществить поставку товара, не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и нарушают положения пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Кроме того, в соответствии с частью 6 статьи 65 Закона о контрактной системе при внесении изменений в документацию не допускается, в том числе, увеличение размера обеспечения заявок на участие в закупке.
В извещении о проведении Закупки от 23.10.2015 начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 19 573 872,50 рубля, при этом обеспечение заявок на участие в закупке установлено в размере 5% от начальной (максимальной) цены контракта.
Как следует из материалов настоящего дела об административном правонарушении, 23.10.2015 Заказчиком внесены изменения в извещение о проведении Закупки от 23.10.2015 N ИИ1, согласно которым начальная (максимальная) цена контракта составляет 20 200 236, 42 рублей, при соответствующем обеспечении заявок на участие в закупке в размере 1 010 011,82 рублей, то есть Заказчиком увеличен размер обеспечения заявок на участие в Закупке.
Учитывая изложенное, действия Заказчика, увеличившего размер обеспечения заявок на участие в Закупке, нарушают часть 6 статьи 65 Закона о контрактной системе.
Кроме того, согласно части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.
Как следует из материалов настоящего дела об административном правонарушении, в проекте государственного контракта отсутствует размер обеспечения исполнения государственного контракта.
Учитывая вышеизложенное, действия Заказчика, не установившего в проекте государственного контракта документации о Закупке надлежащим образом размер обеспечения исполнения государственного контракта нарушают часть 1 статьи 96 Закона о контрактной системе.
Согласно части 4.2 статьи 7.30 КоАП, за утверждение документации об Аукционе, не соответствующей требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении должностного лица Заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 26.09.2016 г. по делу N К-1498/15/АК734-16)
5. В случае, если на закупку распространяются требования постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 заказчик обязан установить дополнительные требования к участникам закупки.
Заказчиком проведен конкурс с ограниченным участием на право заключения государственного контракта на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Реконструкция аэропортового комплекса" (далее - Конкурс).
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с частью 4 статьи 56 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в отношении участников конкурса с ограниченным участием предъявляются дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе. При этом в соответствии с частью 5 статьи 56 Закона о контрактной системе извещение о проведении конкурса с ограниченным участием и конкурсная документация наряду с информацией, предусмотренной статьями 49 и 50 Закона о контрактной системе, должны содержать указание на установленные в соответствии с частью 4 статьи 56 Закона о контрактной системе дополнительные требования к участникам закупки.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Дополнительные требования к участникам закупки установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 (далее - Постановление Правительства N 99). Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 и N 2 к Постановлению N 99.
Согласно пункту 5 приложения N 2 к Постановлению N 99 к участникам закупки на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, в случае если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд - превышает 50 млн. рублей устанавливаются требования в том числе о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта на выполнение соответствующих работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения за последние три года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс.
Таким образом, при закупке работ по строительству любого из указанных объектов к участникам закупки устанавливается требование о наличии опыта выполнения работ строительных любого из указанных в данном пункте объекта (особо опасного, технически сложного объекта капитального строительства или искусственного дорожного сооружения). При закупке работ по строительству - требование о наличии опыта выполнения работ по строительству любого из указанных в данном пункте объекта, а в случае закупки работ по реконструкции - требование о наличии опыта выполнения работ по реконструкции любого из указанных в данном пункте объекта, а в случае закупки работ по капитальному ремонту - требование о наличии опыта выполнения работ по капитальному ремонту любого из указанных в данном пункте объекта.
Согласно положениям Конкурсной документации объектом закупки является выполнение строительно-монтажных. Начальная (максимальная) цена контракта составляет 879 375 860 рублей.
При этом пунктом 16 "Дополнительные требования к участникам закупки" раздела II "Информационная карта конкурса" Конкурсной документации установлено следующее: "Наличие у участника закупки опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта, договора на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, в течение 3 лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе. При этом учитывается стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляющая не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс с ограниченным участием".
Таким образом, в Конкурсной документации неправомерно не установлено требование о подтверждении участниками закупки своего соответствия дополнительным требованиям, предусмотренным пунктом 5 приложения N 2 к Постановлению, путём предоставления опыта выполнения работ в отношении искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, а также в Конкурсной документации не установлен соответствующий объекту закупки конкретный вид работ, наличие контракта на выполнение которых требуется для подтверждения участниками закупок соответствия требованиям пункта 5 приложения N 2 к Постановлению N 99.
Указанные действия Заказчика не соответствуют части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе, нарушают часть 4 статьи 56 Закона о контрактной системе.
Кроме того, в соответствии с частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
В соответствии с частью 6 статьи 30 Закона о контрактной системе условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта.
Пунктом 17 раздела II "Информационная карта конкурса" Конкурсной документации установлено: "В соответствии с ч. 5 ст. 30 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ Подрядчик обязан привлекать для выполнения Работ или их части Субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства и (или) социально ориентированных некоммерческих организаций, в объеме не менее 15 процентов от цены Контракта".
При этом статьей 14.5 "Обязательства подрядчика" проекта государственного контракта Конкурсной документации установлено, что "Подрядчик обязан привлечь к исполнению Контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме 15% от цены контракта".
Учитывая изложенное, установленные Заказчиком положения в пункте 17 раздела II "Информационная карта конкурса" Конкурсной документации и статье 14.5 "Обязательства подрядчика" проекта государственного контракта Конкурсной документации противоречат друг другу.
Кроме того, извещением о проведении Конкурса установлены следующие требования к участникам:
"1. Единые требования к участникам (в соответствии с частью 1 Статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ), дополнительная информация к требованию отсутствует;
2. Требование об отсутствии в предусмотренном Федеральным законом N 44-ФЗ реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица (в соответствии с частью 1.1 Статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ), дополнительная информация к требованию отсутствует;
3. Требование о наличии на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта (в соответствии с пунктом 2 части 2 Статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ), дополнительная информация к требованию отсутствует.
4. Требование о наличии опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации (в соответствии с пунктом 3 части 2 Статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ), дополнительная информация к требованию отсутствует".
При этом, Законом о контрактной системе не предусмотрено право Заказчика включать в проект контракта требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, в случае если указанное требование не установлено в извещении о проведении закупки.
Учитывая изложенное, вышеуказанные требования к участникам Конкурса в извещении о проведении Конкурса не установлены.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего надлежащим образом в извещении о проведении Конкурса требования о привлечении субъектов малого предпринимательства, а также не установившего конкретный объем такого привлечения нарушают часть 6 статьи 30 Закона о контрактной системе.
Кроме того, в соответствии с положениями Закона о контрактной системе Заказчик обязан приложить к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса котировок, проект контракта. При этом по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о закупке положениями Закона о контрактной системе не предусмотрена возможность изменения заказчиком положений проекта контракта, за исключением необходимости включения в проект контракта цены, условий или информации о товаре, предложенных победителем соответствующей закупки.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки заявок)
Вместе с тем, согласно материалам настоящего дела, в нарушение частей 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, Заказчиком в проекте контракта, являющегося неотъемлемой частью Конкурсной документации, не установлен соответствующий требованиям Правил порядок определения размера штрафа за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также размера штрафа за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего порядок определения размера штрафа надлежащим образом, нарушают части 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Кроме того, согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать критерии оценки заявок на участие в закупке, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки таких заявок.
Пунктом 10 Правил оценки заявок установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Кроме того, пунктом 11 Правил оценки заявок установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
В случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предусматривающий выполнение строительных работ, заказчик обязан установить показатель "опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" критерия "квалификация участников закупки", за исключением случая, предусмотренного пунктом 30 Правил оценки заявок. При этом значимость показателя должна составлять не менее 50 процентов значимости всех нестоимостных критериев оценки.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации. Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
Согласно пункту 3 Правил оценки заявок "оценка" - процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Приложением N 1 к разделу II "Информационная карта Конкурса" Конкурсной документации установлен следующий порядок оценки заявок участников Конкурса по нестоимостным показателям оценки:
"2.3 деловая репутация участника конкурса:
В процессе оценки члены Конкурсной комиссии анализируют деловую репутацию участника конкурса представленную в форме 3.7. "Пояснительная записка о деловой репутации участника конкурса" и выставляет от 0 до 20 баллов.
Участнику будет выставлено 20 (двадцать) баллов в случае не участия организации в судебных разбирательствах в качестве ответчика, в арбитражных судах в связи с контрактами (договорами), заключенными за последние 3 года или текущими контрактами (договорами) на выполнение строительных работ, а также в случае отсутствия претензий или рекламаций (замечаний) со стороны Заказчика, в том числе заказчика-застройщика.
Участнику будет выставлено 10 (десять) баллов в случае участия организации в судебных разбирательствах в качестве ответчика, в арбитражных судах в связи с контрактами (договорами), заключенными за последние 3 года или текущими контрактами (договорами) на выполнение строительных работ, а также в случае наличия претензий или рекламаций (замечаний) со стороны Заказчика, в том числе заказчика-застройщика при наличии 5 (пяти) и менее судебных дел, претензий или рекламаций со стороны Заказчика.
Участнику будет выставлено 0 (ноль) баллов в случае участия организации в судебных разбирательствах в качестве ответчика, в арбитражных судах в связи с контрактами (договорами), заключенными за последние 3 года или текущими контрактами (договорами) на выполнение строительных работ, а также в случае наличия претензий или рекламаций (замечаний) со стороны Заказчика, в том числе заказчика-застройщика при наличии свыше 5 (пяти) и более судебных дел, претензий или рекламаций со стороны Заказчика".
Принимая во внимание, что участие участников закупки в судебных разбирательствах в качестве ответчика, не указывает о наличии отрицательной или положительной репутации участников Конкурса, порядок оценки заявок по показателю "деловая репутация участника конкурса" не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта, поскольку положения Конкурсной документации не содержат инструкцию по заполнению заявки, позволяющей определить какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками, а также не раскрывают содержание понятия, позволяющее определить наличие положительной и/или отрицательной информации о деловой репутации участников закупки, и соответственно подлежащие представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по нестоимостным критериям.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок оценки заявок, не соответствуют пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
Как следует из материалов настоящего дела об административном правонарушении, должностным лицом Заказчика, утвердившим Конкурсную документацию, является Г.
Согласно части 4.2 статьи 7.30 КоАП, за утверждение документации о закупке, не соответствующей требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении должностного лица Заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 19.09.2016 г. по делу N К-1569/15/АК742-16)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представлен обзор административной практики в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Так, отмечено, что не допускается сокращать установленный срок подачи заявок на участие в закупке. Нельзя снижать размер обеспечения заявок.
Проект контракта должен предусматривать штрафные санкции в соответствии с Законом о контрактной системе.
Порядок оценки заявок, устанавливаемый в документации о закупке, должен позволять выявлять лучшее предложение участников.
Отмечены нарушения по правилам установления процедуры разъяснения документации о закупке.
Обзор административной практики (практики применения КоАП РФ) в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, ноябрь 2016)
Материал подготовлен для компании "Гарант" заместителем начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Лобовым А.Ю.