Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
по проекту федерального закона N 4313-7 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 4313-7 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает.
Согласно пояснительной записке законопроект направлен на создание правовых условий в целях реализации федерального закона о федеральном бюджете на 2017 - 2019 годы, а также закрепляет возможность оперативного перераспределения бюджетных ассигнований по специальным расходам федерального бюджета.
1. Так, в законопроекте в целях ограничения уровня дефицита федерального бюджета на 2017 - 2019 годы предлагается приостановить до 1 января 2017 года нормы Бюджетного кодекса, согласно которым условно утверждаемые на плановый период расходы утверждаются в законе (решении) о бюджете, а их объемы являются предметом рассмотрения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в первом чтении.
2. В законопроекте предлагается установить, что в 2017 году остатки средств федерального бюджета, зарезервированных на реализацию решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по обеспечению отдельных мероприятий в сфере общегосударственных вопросов, национальной обороны, национальной безопасности и правоохранительной деятельности, исследования и использования космического пространства, развития оборонно-промышленного комплекса, направляются на те же цели.
Комитет отмечает, что в 2016 году на эти цели зарезервированы 144,9 млрд. рублей, а также другие средства в соответствии с "закрытыми" приложениями к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2016 год", которые распределяются в соответствии с решениями Министра финансов Российской Федерации без внесения изменений в закон о бюджете.
Для обеспечения возможности реализации данной нормы в законопроекте предлагается приостановить до 1 января 2018 года действие абзацев шестого - восьмого пункта 4 статьи 94 Бюджетного кодекса, ограничивающих направление использования иных остатков средств федерального бюджета на сокращение долговых обязательств и уменьшение заимствований.
3. Законопроектом предлагается во исполнение поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации дополнить статью 217 Бюджетного кодекса новой частью 7.2, в соответствии с которой в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете по решениям Министра финансов Российской Федерации в соответствии с предложениями руководителей федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих деятельность в сфере национальной обороны, национальной безопасности и правоохранительной деятельности, могут быть внесены изменения по перераспределению бюджетных ассигнований, предусмотренных указанным главным распорядителям средств федерального бюджета, в пределах 10 процентов объема указанных бюджетных ассигнований.
При этом согласно пояснительной записке дополнительного уточнения полномочий руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти в целях осуществления поручений Президента Российской Федерации не требуется.
Законопроектом также предлагается запретить уменьшение бюджетных ассигнований, предусмотренных на исполнение публичных нормативных обязательств, а также увеличение бюджетных ассигнований на оплату труда при осуществлении данного перераспределения.
Комитет отмечает необходимость определения механизма парламентского контроля в части изменений сводной бюджетной росписи без внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете по предлагаемому в новой части 7.2 статьи 217 Бюджетного кодекса основанию, а так же при распределении перенесенных для использования в 2017 году остатков бюджетных средств, зарезервированных на реализацию решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по обеспечению отдельных мероприятий в сфере общегосударственных вопросов, национальной обороны, национальной безопасности и правоохранительной деятельности, исследования и использования космического пространства, развития оборонно-промышленного комплекса.
4. В законопроекте предлагается дополнить Бюджетный кодекс положениями, предусматривающими возможность предоставления субсидий бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - ФФОМС), а также иных межбюджетных трансфертов из бюджетов территориальных фондов ОМС бюджетам субъектов Российской Федерации.
Предоставление указанных межбюджетных трансфертов обусловлено механизмом софинансирования расходов субъектов Российской Федерации, возникающих при оказании высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, гражданам Российской Федерации, предусмотренным Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 286-ФЗ о внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
Комитет отмечает, что с учетом предлагаемых в законопроекте изменений, необходимо дополнительно уточнить положения Бюджетного кодекса о соглашениях о предоставлении субсидий бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания для устранения технической неточности в части разграничения действия данных положений.
5. В связи с тем, что правила формирования и ведения перечня источников доходов Российской Федерации утверждены постановлением Правительства Российской Федерации только 31 августа 2016 года, и учитывая сроки подготовки бюджетов в регионах, в законопроекте предлагается отложить на один год срок вступления в силу норм Бюджетного кодекса об обязательном формировании, ведении и внесении в составе материалов к проекту бюджета реестра источников доходов Российской Федерации в отношении субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Счетная палата отмечает, что нормы статьи 47.1 Бюджетного Кодекса об обязательном формировании и ведении перечня и реестра источников доходов Российской Федерации были включены в Бюджетный кодекс Российской Федерации в 2014 году Федеральным законом от 22 октября 2014 г. N 311-ФЗ и эти нормы вступили в силу с 1 января 2016 года.
Комитет отмечает, что фактически с 2014 года в Бюджетном кодексе содержатся неиспользуемые нормы, срок вступления в силу по которым второй раз предлагается отложить на 1 год в отношении субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
6. Кроме того, в законопроекте предлагается уточнить часть 1 статьи 184.2 и часть 4 статьи 192 Бюджетного кодекса в части предоставления одновременно с проектом закона (решения) о бюджете в законодательный (представительный) орган данных реестра источников доходов бюджетов вместо самого реестра, а также данные реестра расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета.
Согласно пояснительной записке указанные уточнения обусловлены тем, что реестр источников доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и реестр расходных обязательств представляют собой компоненты постоянно обновляемых информационных систем. Однако Счетная палата отмечает, что состав указанных "данных" не определен.
7. В законопроекте предусматриваются иные изменения. Так предлагается исключить ограничение пункта 5 статьи 103 Бюджетного кодекса в виде условия о снижении расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации при осуществлении замещения заимствований, так как, согласно пояснительно записке, расчет эффекта указанного замещения может носить исключительно оценочный характер.
Комитет отмечает, что в настоящее время действие данного ограничения приостановлено до 1 ноября 2016 года Федеральным законом от 2 июня 2016 года N 158-ФЗ.
По мнению Счетной палаты, в условиях планового увеличения в 2017 - 2019 годах объема привлеченных на внутреннем рынке средств отмена ограничения на замещение долговых обязательств приведет к ухудшению условий заимствования и повлечет риски дополнительных расходов федерального бюджета на обслуживание долга. В связи с этим Счетная палата полагает нецелесообразным исключение данного ограничения на постоянной основе.
Комитет отмечает, что в Основных направлениях бюджетной политики Российской Федерации на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов указано, что расходы на обслуживание государственного долга в 2019 году составят 917 млрд. рублей или 5,7% общего объема расходов федерального бюджета в 2019 году.
8. В законопроекте также предлагается:
сохранение в 2017 году действия временного основания для внесения изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете, в целях реализации решений Президента Российской Федерации по повышению оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы;
объединение нормативов отчислений от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и от минимального налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, для устранения правовых коллизий.
Кроме того Комитет отмечает необходимость приведения норм Бюджетного кодекса в соответствие с внесенными в Налоговый кодекс изменениями, связанными с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование.
С учетом изложенного Комитет по бюджету и налогам поддерживает концепцию проекта федерального закона N 4313-7 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении с учетом доработки ко второму чтению в соответствии с представленными замечаниями.
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.