Решение Европейского Парламента и Совета Европейского Союза 2016/344/ЕС от 9 марта 2016 г.
о создании Европейской Платформы для расширения сотрудничества в целях борьбы с незадекларированными трудовыми отношениями*(1)
(Действие Решения распространяется на Европейское экономическое пространство)
Европейский Парламент и Совет Европейского Союза,
Руководствуясь Договором о функционировании Европейского Союза, и, в частности, Статьей 153(2)(a) Договора,
Принимая во внимание предложение Европейской Комиссии,
После передачи проекта законодательного акта национальным парламентам,
Принимая во внимание заключение Европейского комитета по социальным и экономическим вопросам*(2),
Принимая во внимание заключение Комитета регионов*(3),
Действуя в соответствии с обычной законодательной процедурой*(4),
Принимая во внимание следующие обстоятельства:
(1) В своем Сообщении от 18 апреля 2012 г., озаглавленном "Навстречу интенсивному восстановлению рабочих мест", Европейская Комиссия подчеркнула необходимость усиленного сотрудничества между государствами-членами ЕС и объявила о запуске консультаций об установлении платформы на уровне Союза между инспекциями труда и другими исполнительными органами, уполномоченными бороться с незадекларированными трудовыми отношениями, с целью усиления сотрудничества, обмена лучшими практиками и определения общих принципов инспектирования.
(2) В соответствии со Статьей 148 Договора о функционировании Европейского Союза (TFEU) Решением (ЕС) 2015/1848*(5) Совет ЕС принял руководство по политике в сфере занятости государств-членов ЕС. В указанном руководстве государствам-членам ЕС даются ориентиры на определение программ национальных реформ и их осуществление. Руководство в сфере занятости формирует основу для рекомендаций каждой конкретной стране, которые Совет ЕС адресует государствам-членам ЕС в соответствии с указанной Статьей. В последние годы рекомендации, адресованные каждой конкретной стране, включали рекомендации по борьбе с незадекларированными трудовыми отношениями.
(3) Статья 151 TFEU устанавливает в качестве целей социальной политики развитие занятости и улучшение условий для жизни и работы. Для достижения указанных целей Союз может поддерживать и дополнять деятельность государств-членов ЕС в сферах охраны здоровья и безопасности на рабочем месте, условий труда, интеграции лиц, отстраненных от рынка труда, и борьбы с социальной изоляцией. Согласно Статье 153 (2) TFEU Союз вправе принять меры для стимулирования сотрудничества между государствами-членами ЕС без учета гармонизации законодательных и регламентарных положений государств-членов ЕС.
(4) Европейский Парламент в своей резолюции от 14 января 2014 г. об эффективных трудовых инспекциях в качестве стратегии улучшения условий труда в Европе приветствовал инициативу Европейской Комиссии о создании Европейской платформы и призвал к расширению сотрудничества на уровне Союза, чтобы бороться с незадекларированными трудовыми отношениями, которые, согласно резолюции, наносят ущерб экономике Союза, ведут к несправедливой конкуренции, подрывают финансовую стабильность социальных моделей Союза и повышают социальную и трудовую незащищенность работников.
(5) Незадекларированные трудовые отношения определены Сообщением Европейской Комиссии от 24 октября 2007 г., озаглавленном "Активация борьбы с незадекларированными трудовыми отношениями", как "любые оплачиваемые виды деятельности, которые правомерны по своей природе, но не задекларированы в государственных органах с учетом различий в системах регулирования государств-членов ЕС". Указанное определение не включает в себя все нелегальные виды деятельности.
(6) Незадекларированные трудовые отношения часто имеют трансграничное распространение. Природа незадекларированных трудовых отношений может отличаться от страны к стране в зависимости от экономического, административного и социального контекста. Национальное законодательство в отношении незадекларированных трудовых отношений и определения, используемые на уровне государств-членов ЕС, различаются. В этой связи меры по борьбе с незадекларированными трудовыми отношениями должны быть соответствующим образом приспособлены с учетом указанных различий.
(7) По оценкам незадекларированные трудовые отношения составляют значительную часть экономики Союза. Поскольку незадекларированные трудовые отношения определяются по-разному в национальном законодательстве государств-членов ЕС, то трудно получить точные данные о том, насколько указанное явление распространено.
(8) Злоупотребление статусом самозанятых лиц, как определено в национальном законодательстве, на национальном уровне и на уровне трансграничных ситуаций, является формой ложным образом задекларированных трудовых отношений, что часто ассоциируется с незадекларированными трудовыми отношениями. Фиктивная самозанятость имеет место в том случае, когда лицо декларируется в качестве самозанятого, при этом удовлетворяя условиям, характерным для трудовых отношений, во избежание определенных юридических или финансовых обязательств. Платформа, созданная настоящим Решением ("Платформа"), должна бороться с незадекларированными трудовыми отношениями в их различных формах и с ложным образом задекларированными трудовыми отношениями, которые ассоциируются с незадекларированными трудовыми отношениями, включая фиктивную самозанятость.
(9) Незадекларированные трудовые отношения имеют серьезные последствия для соответствующих работников, которые вынуждены принимать ненадежные, а иногда и опасные условия труда, более низкую заработную плату, жесткие ограничения трудовых прав и значительно меньшую защиту, предоставленную законодательством о труде и социальной защите. Тем самым такие работники лишаются соответствующих социальных льгот, прав на пенсию и доступа к здравоохранению, а также развития навыков и возможности обучаться в течение жизни.
(10) В то время как негативное влияние незадекларированных трудовых отношений на общество и экономику принимает различные формы, Платформа направлена на улучшение условий труда и на содействие интеграции на рынке труда и социальной интеграции. Незадекларированные трудовые отношения имеют серьезные последствия для бюджета за счет сокращения налогов и доходов от социального страхования, тем самым они подрывают финансовую устойчивость систем социальной защиты. Они оказывают негативное влияние на занятость и производительность и нарушают равенство в указанной сфере.
(11) Незадекларированные трудовые отношения по-разному влияют на различные социальные группы, в том числе женщин, мигрантов и домашних работников. Некоторые из незадекларированных работников находятся в особенно уязвимом положении.
(12) В государствах-членах ЕС был введен широкий круг политических подходов и мер, направленных на борьбу с незадекларированными трудовыми отношениями. Государства-члены ЕС также заключили двусторонние соглашения и осуществляют многосторонние проекты о некоторых аспектах незадекларированных трудовых отношений. Борьба с комплексом проблем, вызванных незадекларированными трудовыми отношениями, все еще нуждается в развитии и требует целостного подхода. Платформа не должна препятствовать заключению двусторонних или многосторонних соглашений или договоренностей, касающихся административного сотрудничества.
(13) Участие в деятельности Платформы осуществляется без ущерба действию компетенций и/или обязательств государств-членов ЕС по борьбе с незадекларированными трудовыми отношениями, включая их национальные или международные обязательства, в том числе принятые в силу соответствующих и применимых конвенций Международной Организации Труда (МОТ), например, Конвенция N 81 об инспектировании труда в промышленности и торговле.
(14) Сотрудничество между государствами-членами ЕС на уровне Союза остается далеко не всесторонним в отношении вовлеченных государств-членов ЕС и в отношении охватываемых вопросов. Официальный механизм трансграничного сотрудничества между соответствующими органами государств-членов ЕС для решения во всестороннем порядке вопросов, связанных с незадекларированными трудовыми отношениями, отсутствует.
(15) Для более продуктивной и эффективной борьбы с незадекларированными трудовыми отношениями необходимо поощрение сотрудничества между государствами-членами ЕС на уровне Союза. В данном контексте Платформа должна быть направлена на облегчение и поддержку обмена лучшими практиками и информацией, а также на установление общих условий на уровне Союза с целью развития общего понимания, экспертизы и анализа незадекларированных трудовых отношений. Общие определения и концепции незадекларированных трудовых отношений должны влиять на развитие рынка труда. Платформа также должна поощрять сотрудничество между различными исполнительными органами государств-членов ЕС, участвующих в таких трансграничных акциях на добровольной основе.
(16) Настоящее Решение направлено на поощрение сотрудничества между государствами-членами ЕС на уровне Союза. Состояние проблем с незадекларированными трудовыми отношениями сильно различается в государствах-членах ЕС. Следовательно, потребности соответствующих органов и других субъектов в плане сотрудничества также различаются. Государства-члены ЕС компетентны принимать решение об уровне вовлеченности в мероприятия, одобренные на пленарном уровне Платформой.
(17) Тесное и эффективное сотрудничество между государствами-членами ЕС в целях поддержки и выполнения своей деятельности по борьбе с незадекларированными трудовыми отношениями должно поощряться на уровне Союза. Действие на национальном уровне зависит от контекста в каждом государстве-члене ЕС. Мероприятия в рамках Платформы не могут заменить оценку на национальном уровне соответствующих действий, которые будут предприняты.
(18) Государства-члены ЕС и их соответствующие органы компетентны определять, анализировать и решать практические проблемы, связанные с исполнением соответствующего законодательства Союза об условиях труда и социальной защите на рабочем месте, а также решать, какие меры следует принять на национальном уровне, чтобы провести в действие результаты деятельности Платформы.
(19) Платформа должна использовать все соответствующие информационные ресурсы, в частности, исследования, двусторонние соглашения между государствами-членами ЕС и проекты многостороннего сотрудничества, а также должна создавать синергию между существующими инструментами и структурами на уровне Союза, чтобы максимизировать сдерживающий или профилактический эффект указанных мер. Действия Платформы могут принимать форму программы для совместной подготовки, экспертных оценок, набора инструментов, таких как интерактивный банк знаний. При этом следует принимать во внимание существующие технико-экономические исследования, в том числе, работу, проделанную Европейским фондом улучшения условий жизни и работы (Eurofond), а также, признавая важность защиты данных, решения для обмена данными. Европейские кампании или общие стратегии могут повысить осведомленность о незадекларированных трудовых отношениях, опираясь на политики и стратегии по повышению осведомленности о незадекларированных трудовых отношениях, которые уже существуют в той или иной степени в государствах-членах ЕС. Платформа должна также включать в качестве важного источника информацию негосударственных субъектов.
(20) Платформа должна способствовать усилению сотрудничества между государствами-членами ЕС, в том числе посредством содействия новаторским подходам к трансграничному сотрудничеству и приведению их в действие и посредством оценки опыта государств-членов ЕС в сфере такого сотрудничества. Своевременный обмен информацией является существенным фактором борьбы с незадекларированными трудовыми отношениями.
(21) Если член Платформы полагает, что для обмена информацией и опытом в рамках Платформы необходимо рассмотреть конкретные случаи, такие случаи должны быть обезличены в зависимости от обстоятельств. Платформа может быть эффективной только в такой среде, в которой лица, вовлеченные в рассматриваемую ситуацию, связанную с незадекларированными трудовыми отношениями, защищены от неблагоприятного обращения. Таким образом, Платформа должна стать форумом для обмена лучшими практиками в этой сфере.
(22) Обмен информацией и лучшими практиками позволит Платформе внести полезный вклад в принятие возможных мер на уровне Союза, в том числе Европейской Комиссией, в целях борьбы с незадекларированными трудовыми отношениями. В контексте Европейского Семестра деятельность Платформы может быть полезной, если меры по борьбе с незадекларированными трудовыми отношениями разумны.
(23) В работе по борьбе с незадекларированными трудовыми отношениями участвуют различные национальные правоприменительные органы, в частности, такие, как трудовые инспекции, другие органы, работающие в сфере охраны здоровья и безопасности на рабочем месте, инспекции социальной защиты и налоговые органы. В некоторых случаях в работу по борьбе с незадекларированными трудовыми отношениями могут быть вовлечены органы миграционной политики, службы занятости, таможенные органы, органы, ответственные за исполнение общей транспортной политики, полиция, прокуратура и социальные партнеры.
(24) Для того чтобы борьба с незадекларированными трудовыми отношениями носила всесторонний характер и проводилась успешно, в государствах-членах ЕС должен осуществляться комплекс политических мер. Этому должно способствовать стимулирование упорядоченного сотрудничества между соответствующими органами и другими субъектами. Платформа должна включать все соответствующие национальные органы, в частности, правоохранительные органы, которые ведут борьбу с незадекларированными трудовыми отношениями и/или участвуют в ней. Государства-члены ЕС остаются компетентными принимать решение о том, какие органы будут представлять их в различных видах деятельности Платформы. Сотрудничество между национальными органами государств-членов ЕС должно соответствовать действующему законодательству Союза и национальному законодательству.
(25) Для достижения своих целей Платформа должна быть поддержана старшим представителем в каждом государстве-члене ЕС, который координирует и поддерживает связь с органами государств-членов ЕС и, если это применимо, с другими субъектами, включая социальных партнеров, работая с многогранными аспектами незадекларированных трудовых отношений.
(26) Платформа должна включать общественных партнеров на уровне Союза, которые работают в межотраслевых сферах, и тех, которые работают в определенных отраслях, наиболее страдающих от незадекларированных трудовых отношений либо играющих особую роль в борьбе с незадекларированными трудовыми отношениями, а также должна сотрудничать с соответствующими международными организациями, такими как МОТ, Организацией экономического сотрудничества и развития и агентствами Союза, в частности Eurofond и Европейским агентством по безопасности и гигиене труда (EU-OSHA). Участие Eurofond и EU-OSHA в работе Платформы в качестве наблюдателей не должно расширять их существующие мандаты.
(27) Платформа должна принять свои процедурные правила, рабочие программы и правила о регулярных отчетах.
(28) Платформа должна иметь возможность создавать рабочие группы для проверки определенных вопросов, а также опираться на результаты экспертиз, проводимых специалистами, имеющими определенную компетенцию.
(29) Платформа должна сотрудничать на уровне Союза с соответствующими экспертными группами и комиссиями, чья работа связана с незадекларированными трудовыми отношениями.
(30) Платформа и ее деятельность должны финансироваться за счет средств, выделенных в рамках раздела "Прогресс" Программы в сфере занятости и социальных инноваций Европейского Союза (EaSI), в пределах, установленных Европейским Парламентом и Советом ЕС. Европейская Комиссия должна гарантировать, что Платформа будет использовать выделенные ей финансовые средства прозрачным и эффективным образом.
(31) Учитывая важность принципов открытости и доступности документов, отраженных в Статье 15 TFEU, Платформа должна проводить свою работу прозрачным образом и в соответствии с указанными принципами.
(32) Европейская Комиссия должна принять необходимые административные меры для создания Платформы.
(33) Платформа должна полностью учитывать основные права и соблюдать принципы, признанные в Хартии Европейского Союза об основных правах.
(34) Регламент (ЕС) 45/2001 Европейского Парламента и Совета ЕС*(6) и Директива 95/46/EC Европейского Парламента и Совета ЕС*(7), а также соответствующие национальные имплементационные меры применяются к обработке персональных данных, осуществляемой в рамках настоящего Решения.
(35) С Европейским инспектором по защите данных были проведены консультации в соответствии со Статьей 28(2) Регламента (ЕС) 45/2001,
Приняли настоящее Решение:
_____________________________
*(1) DECISION (EU) 2016/344 OF THE EUROPEAN PARLIAMENT AND OF THE COUNCIL of 9 March 2016 on establishing a European Platform to enhance cooperation in tackling undeclared work (Text with EEA relevance). Опубликовано в Официальном Журнале (далее - ОЖ) N L 65, 11.03.2016, стр. 12.
*(2) ОЖ N C 458, 19.12.2014, стр. 43.
*(3) ОЖ N C 415, 20.11.2014, стр. 37.
*(4) Позиция Европейского Парламента от 2 февраля 2016 г. (еще не опубликована в ОЖ) и решение Совета ЕС от 24 февраля 2016 г.
*(5) Решение (ЕС) Совета ЕС 2015/1848 от 5 октября 2015 г. о руководстве по политике в сфере занятости государства-членов ЕС на 2015 г. (ОЖ N L 268, 15.10.2015, стр. 28).
*(6) Регламент (ЕС) 45/2001 Европейского Парламента и Совета ЕС от 18 декабря 2000 г. о защите физических лиц в отношении обработки персональных данных и свободном обращении таких данных (ОЖ N L 8, 12.1.2001, стр. 1).
*(7) Директива 95/46/EC Европейского Парламента и Совета ЕС от 24 октября 1995 г. о защите физических лиц в отношении обработки персональных данных и о свободном перемещении таких данных (ОЖ N L 281, 23.11.1995, стр. 31)
*(8) Регламент (ЕС) 1024/2012 Европейского Парламента и Совета ЕС от 25 октября 2012 г. об административном сотрудничестве посредством Информационной системы внутреннего рынка и об отмене Решения 2008/49/EC Европейской Комиссии ("Регламент IMI") (ОЖ N L 316, 14.11.2012, стр. 1).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Европейского Парламента и Совета Европейского Союза 2016/344/ЕС от 9 марта 2016 г. о создании Европейской Платформы для расширения сотрудничества в целях борьбы с незадекларированными трудовыми отношениями*
Решение адресовано государствам-членам Европейского Союза. Российская Федерация членом ЕС не является.
Настоящее Решение вступает в силу на следующий день после его опубликования в Официальном Журнале Европейского Союза
Переводчик - И.Л. Воробей
Текст перевода официально опубликован не был; текст Решения на английском языке опубликован в Официальном Журнале, N L 65, 11.03.2016, стр. 12.
Регламентом Европейского Союза от 20 июня 2019 г. N 2019/1149 настоящий документ признан утратившим силу с 1 августа 2021 г.