Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 10 октября 2016 г. N 8-КГ16-15
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Жубрина М.А., Гуляевой Г.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 10 октября 2016 г. гражданское дело по иску заместителя прокурора Ленинского района города Ярославля в интересах Чечиной В.П. к Государственному учреждению - Ярославскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о возложении обязанности по обеспечению техническими средствами реабилитации
по кассационной жалобе управляющего Государственным учреждением - Ярославским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации Лапочкина М.Ю. на решение Ленинского районного суда г. Ярославля от 6 октября 2015 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 24 декабря 2015 г., которыми исковые требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Жубрина М.А., объяснения представителей Государственного учреждения - Ярославского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Маслаковой О.Ю., Голиковой Л.В., поддержавших доводы кассационной жалобы, полагавших судебные постановления подлежащими отмене,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
заместитель прокурора Ленинского района г. Ярославля в интересах Чечиной В.П. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Ярославскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее также - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации) о возложении обязанности по обеспечению техническими средствами реабилитации.
В обоснование заявленных требований заместитель прокурора Ленинского района г. Ярославля указал, что Чечина В.П., являясь инвалидом первой группы бессрочно, 17 октября 2012 г. обратилась в Государственное учреждение - Ярославское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации с заявлением об обеспечении в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида от 8 октября 2012 г. техническими средствами реабилитации, в перечень которых включены подгузники (2 штуки в сутки) и впитывающие простыни (пелёнки) (1 штука в сутки).
Согласно уведомлению от 26 октября 2012 г. N 12473 Чечина В.П. поставлена на учёт по обеспечению техническими средствами реабилитации в Государственном учреждении - Ярославском региональном отделении Фонда социального страхования Российской Федерации.
С 17 октября 2012 г. Чечина В.П. обеспечена подгузниками в количестве 1552 штуки на 776 дней, то есть по 1 декабря 2014 г., и впитывающими простынями (пелёнками) - в количестве 899 штук на 889 дней, то есть по 3 апреля 2015 г.
За период со 2 декабря 2014 г. по 31 августа 2015 г. (273 дня) Чечина В.П. не была обеспечена подгузниками, за период с 4 апреля 2015 г. по 31 августа 2015 г. (150 дней) она не была обеспечена впитывающими простынями (пелёнками). В соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида ей полагается 546 подгузников (273 дня х 2) и 150 впитывающих простыней (пелёнок).
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Чечиной В.П. в прокуратуру Ленинского района г. Ярославля по вопросу необеспечения её Государственным учреждением - Ярославским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации техническими средствами реабилитации: подгузниками и впитывающими простынями (пелёнками).
Обращаясь в суд с иском в интересах Чечиной В.П., заместитель прокурора Ленинского района г. Ярославля просил обязать Государственное учреждение - Ярославское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обеспечить Чечину В.П. техническими средствами реабилитации: подгузниками (2 штуки в сутки) в количестве 546 штук за период со 2 декабря 2014 г. по 31 августа 2015 г. и впитывающими простынями (пелёнками) в количестве 150 штук за период с 4 апреля 2015 г. по 31 августа 2015 г.
Представитель ответчика Государственного учреждения - Ярославского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации иск в суде не признал.
Решением Ленинского районного суда г. Ярославля от 6 октября 2015 г. исковые требования заместителя прокурора Ленинского района г. Ярославля в интересах Чечиной В.П. удовлетворены частично. На Государственное учреждение - Ярославское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации возложена обязанность обеспечить Чечину В.П. техническими средствами реабилитации: подгузниками из расчёта 2 штуки в сутки, всего в количестве 484 штуки за период со 2 января 2015 г. по 31 августа 2015 г., впитывающими простынями (пелёнками) в количестве 150 штук за период с 4 апреля 2015 г. по 31 августа 2015 г.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 24 декабря 2015 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе управляющего Государственным учреждением - Ярославским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации Лапочкина М.Ю. ставится вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены указанных судебных постановлений.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы управляющего Государственным учреждением - Ярославским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации Лапочкина М.Ю. судьёй Верховного Суда Российской Федерации Жубриным М.А. 18 мая 2016 г. дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и его же определением от 22 августа 2016 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
В судебное заседание суда кассационной инстанции прокурор Ленинского района города Ярославля и Чечина В.П., надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, не явились, сведений о причинах неявки не представили. Прокурором Ленинского района города Ярославля направлены письменные возражения на кассационную жалобу, в которой выражено несогласие с приведёнными в жалобе доводами. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь ст. 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив обоснованность доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций были допущены такого рода существенные нарушения норм права и они выразились в следующем.
Судом установлено, что Чечина В.П. является инвалидом первой группы бессрочно.
Индивидуальной программой реабилитации инвалида Чечиной В.П. от 8 октября 2012 г. предусмотрено обеспечение техническими средствами реабилитации: подгузниками в количестве 2 штуки в сутки и впитывающими простынями (пелёнками) в количестве 1 штука в сутки.
Приказом Государственного учреждения - Ярославского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 26 октября 2012 г. N 2836-ТС Чечина В.П. поставлена на учёт по обеспечению указанными техническими средствами реабилитации, о чем ей было направлено уведомление.
С момента постановки на учёт по обеспечению техническими средствами реабилитации Чечина В.П. неоднократно обеспечивалась подгузниками (2 штуки в сутки) и впитывающими простынями (пелёнками) (1 штука в сутки).
За период с 17 октября 2012 г. по 31 августа 2015 г. Чечина В.П. была обеспечена подгузниками в количестве 1614 штук, то есть на 807 дней (по 1 января 2015 г.), и впитывающими простынями (пелёнками) в количестве 899 штук, то есть на 889 дней (по 3 апреля 2015 г.).
1 сентября 2015 г. заместитель прокурора Ленинского района г. Ярославля в интересах Чечиной В.П. обратился в суд с иском о возложении на ответчика обязанности обеспечить Чечину В.П. техническими средствами реабилитации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида - подгузниками в количестве 546 штуки за период с 2 декабря 2014 г. по 31 августа 2015 г. и впитывающими простынями (пеленками) в количестве 150 штук за период с 4 апреля 2015 г. по 31 августа 2015 г.
Разрешая спор и удовлетворяя частично иск заместителя прокурора Ленинского района г. Ярославля, действующего в интересах Чечиной В.П., и возлагая на Государственное учреждение - Ярославское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обязанность обеспечить её техническими средствами реабилитации в виде подгузников за период с 2 января 2015 г. по 31 августа 2015 г. и впитывающих простыней (пеленок), суд, руководствуясь положениями статей 10, 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", учитывая, что ответчик не оспаривал право Чечиной В.П. на обеспечение техническими средствами реабилитации в соответствии с выданной индивидуальной программой реабилитации инвалида, установив, что Чечина В.П. не была обеспечена техническими средствами реабилитации - подгузниками в количестве 484 штуки за период со 2 января 2015 г. по 31 августа 2015 г. и впитывающими простынями (пелёнками) в количестве 150 штук за период с 4 апреля 2015 г. по 31 августа 2015 г., пришёл к выводу о том, что Государственное учреждение - Ярославское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации не исполнило возложенные на него законом обязанности по обеспечению Чечиной В.П. техническими средствами реабилитации, чем нарушило гарантированное инвалиду законом право на получение технических средств реабилитации за счёт средств федерального бюджета.
При этом суд указал, что Чечиной В.П. не может быть отказано в предоставлении государственной социальной помощи в виде обеспечения техническими средствами реабилитации, поскольку реализация социальных прав инвалидов не может быть поставлена в зависимость от финансирования регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации из федерального бюджета на указанные цели или его отсутствия, от проведения или непроведения процедур закупок для заключения контрактов на обеспечение техническими средствами реабилитации.
Суд апелляционной инстанции, оставляя решение суда без изменения, также указал, что недостаточный объем бюджетных ассигнований не может служить основанием для освобождения ответчика от исполнения возложенных на него обязанностей, поскольку такое освобождение влечет нарушение гарантированных государством конституционных прав инвалидов на реабилитацию, предусматривающую полное или частичное восстановление способностей к бытовой, общественной и профессиональной деятельности, лишает возможности социальной адаптации в обществе.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.
Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ), определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (часть 1 статьи 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ).
Медицинская реабилитация, как следует из содержания частей 2 и 3 статьи 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ, - одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее, в том числе использование инвалидами технических средств реабилитации.
Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счёт средств федерального бюджета (часть 1 статьи 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ).
Согласно части 14 статьи 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Во исполнение указанной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации).
В абзаце 2 пункта 2 названных Правил предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Подпунктом "а" пункта 3 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путём предоставления соответствующего технического средства (изделия).
В силу абзаца первого пункта 4 Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подаётся инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключённым Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.
В соответствии с абзацем первым пункта 5 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учёт по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдаёт) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).
Согласно части 6 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрёл соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счёт, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретённого технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установлённом частью четырнадцатой статьи 11.1 названного федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения её размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. N 57н утверждён Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретённое инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения её размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, в пункте 3 которого установлено, что компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрёл указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счёт собственных средств.
Компенсация инвалиду выплачивается на основании заявления инвалида либо лица, представляющего его интересы, о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги и документов, подтверждающих расходы по самостоятельному приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги инвалидом за собственный счёт, а также предъявления им следующих документов: документа, удостоверяющего личность, индивидуальной программы реабилитации инвалида, страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования, содержащего страховой номер индивидуального лицевого счёта (СНИЛС). Выплата инвалиду компенсации осуществляется уполномоченным органом в месячный срок с даты принятия соответствующего решения путём почтового перевода или перечисления средств на счёт, открытый инвалидом в кредитной организации (пункт 5 Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретённое инвалидом техническое средство реабилитации).
Из приведённых нормативных положений следует, что гарантированное государством право инвалида на обеспечение за счёт средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида, осуществляется путём предоставления этих средств в натуре или посредством выплаты денежной компенсации, если данные средства не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрёл соответствующее техническое средство реабилитации за собственный счёт, то есть механизм реализации указанного права регламентирован. При этом действующими нормативными правовыми актами не предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации в натуре за прошлый период в случае их непредоставления инвалиду уполномоченным органом по какой-либо причине. В такой ситуации право инвалида на обеспечение за счёт средств федерального бюджета и Фонда социального страхования техническими средствами реабилитации осуществляется путём выплаты инвалиду денежной компенсации за самостоятельно приобретённое техническое средство реабилитации в порядке, установленном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. N 57н.
Между тем суд, разрешая спор, неправильно истолковал подлежащие применению положения Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, вследствие чего пришел к ошибочному выводу о том, что Чечина В.П. была лишена принадлежащего ей права на обеспечение техническими средствами реабилитации и восстановление ее права возможно только путем предоставления ей технических средств реабилитации в натуре за прошлое время, которое не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия достаточного финансирования расходов на приобретение технических средств реабилитации.
Как указывалось выше, правоотношения, связанные с обеспечением инвалидов техническими средствами реабилитации, урегулированы законом, а также принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, и в случае непредоставления инвалиду уполномоченным органом по какой-либо причине технических средств реабилитации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, его право на обеспечение за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования техническими средствами реабилитации осуществляется путем выплаты денежной компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации.
Ссылка судов первой и апелляционной инстанций на то, что действующее законодательство не содержит запрета на получение инвалидом в натуре технических средств реабилитации, которые он не получил своевременно, а получение компенсации за самостоятельно приобретённые технические средства реабилитации является правом инвалида, несостоятельна, поскольку механизм реализации права инвалида на данную меру социальной поддержки в указанном случае урегулирован положениями части 6 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ, приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. N 57н.
Необоснованны и выводы судов первой и апелляционной инстанций о недостаточности финансирования расходов, связанных с обеспечением инвалидов техническими средствами реабилитации.
Статьей 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что решение суда должно быть законным и обоснованным.
Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пунктах 2 и 3 постановления от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Согласно статье 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пунктах 5 и 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 июня 2008 г. N 11 "О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству", под уточнением обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, следует понимать действия судьи и лиц, участвующих в деле, по определению юридических фактов, лежащих в основании требований и возражений сторон, с учётом характера спорного правоотношения и норм материального права, подлежащих применению. В случае заблуждения сторон относительно фактов, имеющих юридическое значение, судья на основании норм материального права, подлежащих применению, разъясняет им, какие факты имеют значение для дела и на ком лежит обязанность их доказывания (статья 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). При определении закона и иного нормативного правового акта, которым следует руководствоваться при разрешении дела, и установлении правоотношений сторон следует иметь в виду, что они должны определяться исходя из совокупности данных: предмета и основания иска, возражений ответчика относительно иска, иных обстоятельств, имеющих юридическое значение для правильного разрешения дела.
Из изложенных норм процессуального закона и разъяснений по их применению следует, что выводы суда об установленных им фактах должны быть основаны на доказательствах, исследованных в судебном заседании. При этом бремя доказывания юридически значимых обстоятельств между сторонами спора подлежит распределению судом на основании норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также требований и возражений сторон.
Кроме того, в силу положений статей 67, 71, 195-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, а выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требования относимости и допустимости. В противном случае нарушаются задачи и смысл судопроизводства, установленные статьёй 2 названного кодекса.
Данные требования закона судами не соблюдены, а выводы судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии достаточного финансирования расходов на приобретение инвалидам технических средств реабилитации и о недостаточном объеме бюджетных ассигнований на указанные цели какими-либо доказательствами не подтверждены, и данные обстоятельства, связанные с финансированием расходов Фонда социального страхования Российской Федерации, в том числе Государственного учреждения - Ярославского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, судами не устанавливались.
С учётом приведённых обстоятельств Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что принятые по делу судебные постановления нельзя признать законными. Они приняты с существенным нарушением норм материального права, повлиявшим на исход дела, без его устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами материального закона, толкование которых даётся в настоящем определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, а также с соблюдением требований процессуального закона.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Ленинского районного суда г. Ярославля от 6 октября 2015 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 24 декабря 2015 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Ленинский районный суд г. Ярославля.
Председательствующий |
Пчелинцева Л.М. |
Судьи |
Жубрин М.А. |
|
Гуляева Г.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 10 октября 2016 г. N 8-КГ16-15
Текст определения официально опубликован не был