Определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 1 ноября 2016 г. N 69-УД16-23
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Колышницына А.С.
судей Зателепина О.К., Земскова Е.Ю.
при секретаре Багаутдинове Т.Г.
рассмотрела уголовное дело по кассационной жалобе адвоката Ягубова А.В. в защиту осужденного Тишабаева Д.У. о пересмотре приговора Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18 февраля 2010 года, кассационного определения судебной коллегии по уголовным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 июня 2010 года и постановления президиума суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17 мая 2013 года.
По приговору Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18 февраля 2010 года
Тишабаев Д.У. ... несудимый,
осужден по ст. 228.1 ч. 3 п.п. "а, г" УК РФ (3 преступления) к 11 годам 6 месяцам за каждое; к лишению свободы по ст.ст. 30 ч. 1 и 228.1 ч. 3 п.п. "а, г" УК РФ (2 преступления) на 9 лет 6 месяцев за каждое, по ст.ст. 30 ч. 3 и 228.1 ч. 3 п.п. "а, г" УК РФ на 10 лет, по ст. 228.1 ч. 3 п. "а" УК РФ на 11 лет;
На основании ст. 69 ч. 3 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения наказаний окончательно назначено Тишабаеву Д.У. 13 лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
По данному делу осуждены также Оморов М.Ж., Алимов З.Р., Маматкулов М.Т., Базаров Д.Р. и Потапов В.В.
Кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 июня 2010 года приговор в отношении Тишабаева Д.У. оставлен без изменения.
Постановлением президиума суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17 мая 2013 года приговор и кассационное определение в отношении Тишабаева Д.У. оставлены без изменения.
Заслушав доклад судьи Колышницына А.С., объяснение адвоката Кротовой С.В., поддержавшей доводы кассационной жалобы, выступление прокурора Коловайтеса О.Э., полагавшего дополнить приговор указанием о виде наказания по ст. 228.1 ч. 3 п.п. "а, г" УК РФ, Судебная коллегия установила:
по приговору суда Тишабаев осужден за два приготовления к незаконному сбыту наркотических средств, организованной группой, в особо крупном размере; за покушение на незаконный сбыт наркотических средств, организованной группой, в особо крупном размере; за три факта незаконного сбыта наркотических средств, организованной группой, в особо крупном размере, а также за незаконный сбыт наркотических средств, организованной группой, в крупном размере.
Преступления совершены в период с 19 января по 14 апреля 2009 года в г. ... автономного округа ...
В кассационной жалобе адвокат Ягубов просит о пересмотре состоявшихся в отношении Тишабаева судебных решений, считая их постановленными с существенными нарушениями норм уголовного и уголовно-процессуального закона, повлиявшими на исход дела; указывает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам уголовного дела; в основу приговора положены недопустимые доказательства, такие как протокол опознания голоса Тишабаева по фонограмме, протокол осмотра и прослушивания фонограмм; выводы суда не подтверждаются доказательствами, рассмотренными в судебном заседании; обращает внимание на то, что суд первой инстанции, признав Тишабаева виновным в совершении трех преступлений, предусмотренных ст. 228.1 ч. 3 п.п. "а, г" УК РФ, не указал вид наказания; ссылается на то, что сотрудники полиции применяли к осужденному недозволенные методы ведения следствия, заставив оговорить себя; в ходе судебного разбирательства было нарушено право Тишабаева на защиту, поскольку интересы двоих подсудимых его и Б. представлял один адвокат, несмотря на наличие имеющихся у них противоречий; по мнению автора жалобы, причастность Тишабаева к сбыту героина в составе организованной группы в ходе судебного разбирательства не была установлена; обвиняемые на следствии допрашивались без переводчика; показания Тишабаева о том, что изъятый у него героин он приобрел для личного употребления, не опровергнуты; назначенное ему наказание является чрезмерно суровым. Просит приговор и последующие судебные решения изменить, переквалифицировать действия Тишабаева на ст. 228 ч. 2 УК РФ, назначив ему наказание с применением ст. 73 УК РФ, а в остальной части оправдать его за непричастностью к совершению преступлений.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия пришла к следующему выводу.
Вопреки доводам кассационной жалобы фактические обстоятельства дела установлены судом на основании исследованных в судебном заседании доказательств, и отсутствуют факты, на основании которых можно поставить их под сомнение. Доводы о непричастности осужденного к преступлениям, о нарушениях уголовно-процессуального закона судом первой инстанции были предметом проверки вышестоящими судами и обоснованно признаны несостоятельными.
Вместе с тем согласно части первой статьи 401.15 УПК РФ приговор может быть изменен в кассационном порядке при существенных нарушениях уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявших на исход дела, допущенных при рассмотрении уголовного дела судами первой и последующих инстанций.
При этом по смыслу закона, круг оснований для отмены или изменения судебного решения в кассационном порядке ограничен лишь такими нарушениями, которые повлияли на исход уголовного дела, то есть на правильность его разрешения по существу, в частности на вывод о виновности, на юридическую оценку содеянного, назначение судом наказания или применение иных мер уголовно-правового характера и на решение по гражданскому иску.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 308 УПК РФ, в резолютивной части обвинительного приговора должны быть указаны вид и размер наказания, назначенного подсудимому за каждое преступление, в совершении которого он признан виновным.
Как усматривается из приговора, суд, признав Тишабаева виновным, в том числе в совершении трех преступлений, предусмотренных п.п. "а, г" ч. 3 ст. 228.1 УК РФ, назначил ему наказание в виде одиннадцати лет шести месяцев без штрафа за каждое, не указав вид назначенного осужденному наказания, перечень которых содержится в ст. 44 УК РФ. Тем самым суд фактически не назначил осужденному наказание за данные преступления.
Вместе с тем указанные преступления входят в совокупность преступлений, за которые Тишабаеву назначено наказание на основании ч. 3 ст. 69 УК РФ в виде тринадцати лет лишения свободы.
При таких обстоятельствах, поскольку судом фактически не назначено наказание за три преступления, предусмотренные ст. 228.1 ч. 3 п.п. "а, г" УК РФ, то оно не должно учитываться и при назначении наказания по совокупности преступлений.
Руководствуясь ст.ст. 401.13, 401.14 УПК РФ, Судебная коллегия определила:
приговор Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18 февраля 2010 года, кассационное определения судебной коллегии по уголовным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 июня 2010 года и постановление президиума суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17 мая 2013 в отношении Тишабаева Д.У. изменить, исключить из совокупности преступлений, по которым назначено окончательное наказание, наказание, назначенное Тишабаеву Д.У. по трем преступлениям, предусмотренным ст. 228.1 ч. 3 п.п. "а, г" УК РФ.
На основании ст. 69 ч. 3 УК РФ по совокупности преступлений, предусмотренных ст.ст. 30 ч. 1 и 228.1 ч. 3 п.п. "а, г" (2 преступления), 30 ч. 3 и 228.1 ч. 3 п.п. "а, г", 228.1 ч. 3 п. "а" УК РФ, окончательно Тишабаеву Д.У. назначить 12 (двенадцать) лет 6 месяцев лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
В остальном приговор и последующие судебные решения оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Колышницын А.С. |
Судьи |
Зателепин О.К. |
|
Земсков Е.Ю. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 1 ноября 2016 г. N 69-УД16-23
Текст определения официально опубликован не был