Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 10 октября 2016 г. N 22-КГ16-9
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Гуляевой Г.А., Жубрина М.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 10 октября 2016 г. гражданское дело по иску Калмановой Л.П. к Федеральному казённому учреждению здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Республике Северная Осетия - Алания" о признании недействительным заключения военно-врачебной комиссии, установлении причинно-следственной связи между полученной при исполнении служебных обязанностей травмой с заболеваниями
по кассационной жалобе представителя Федерального казённого учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Республике Северная Осетия - Алания" Гацаловой И.А. на решение Ленинского районного суда г. Владикавказа Республики Северная Осетия - Алания от 17 февраля 2015 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия - Алания от 26 января 2016 г., которыми исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Гуляевой Г.А., выслушав объяснения представителей Федерального казённого учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Республике Северная Осетия- Алания" Марьяна Г.В., Гацаловой И.А., поддержавших доводы кассационной жалобы, возражения на кассационную жалобу истца Калмановой Л.П., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей судебные постановления подлежащими отмене с направлением дела на новое рассмотрение,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Калманова Л.П. обратилась в суд с иском к Федеральному казённому учреждению здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Республике Северная Осетия - Алания" (далее - ФКУЗ "МСЧ МВД России по Республике Северная Осетия - Алания") о признании недействительным заключения военно-врачебной комиссии ФКУЗ "МСЧ МВД России по Республике Северная Осетия - Алания" от 1 марта 2013 г. N 384, установлении причинно-следственной связи между полученной ею в 2000 году при исполнении служебных обязанностей закрытой черепно-мозговой травмой с наступившими у неё заболеваниями, обязании военно-врачебной комиссии ФКУЗ "МСЧ МВД России по Республике Северная Осетия - Алания" пересмотреть причинно-следственную связь заболеваний, имевшихся у неё на момент увольнения со службы в органах внутренних дел, пересмотреть категорию её годности к службе с учётом степени нарушения функций организма по каждому заболеванию, имевшемуся у неё на момент увольнения.
В обоснование исковых требований Калманова Л.П. указала, что в период с 1988 года по 2011 год проходила службу в органах внутренних дел на различных должностях. Приказом следственного управления МВД по Республике Северная Осетия - Алания от 30 декабря 2011 г. Калманова Л.П. уволена со службы в органах внутренних дел по пункту "б" части 1 статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утверждённого Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г., по достижении предельного возраста.
По результатам освидетельствования военно-врачебной комиссией ФКУЗ "МСЧ МВД России по Республике Северная Осетия - Алания" от 15 ноября 2012 г. N 2573 имеющиеся у Калмановой Л.П. на момент увольнения заболевания были признаны полученными в период военной службы; заболевания в виде последствий перенесённой закрытой черепно-мозговой травмы, сотрясения головного мозга установлены в формулировке "военная травма", а также определена категория годности к военной службе в формулировке "В" - ограниченно годен к военной службе, степень ограничения 4".
Калманова Л.П. указала, что 18 января 2013 г. Федеральным казённым учреждением "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Северная Осетия - Алания" ей впервые установлена III группа инвалидности по причине заболевания "военная травма".
Заключением военно-врачебной комиссии ФКУЗ "МСЧ МВД России по Республике Северная Осетия - Алания" от 1 марта 2013 г. N 384 отменено заключение военно-врачебной комиссии ФКУЗ "МСЧ МВД России по Республике Северная Осетия - Алания" от 15 ноября 2012 г. N 2573. При новом освидетельствовании имевшиеся у Калмановой Л.П. заболевания признаны полученными в период военной службы и определена категория годности к военной службе в формулировке "В" - ограниченно годен к военной службе, степень ограничения - 4", а также заболевания, явившиеся последствием закрытой черепно-мозговой травмы, сотрясения головного мозга, установлены в формулировке "военная травма", определена категория годности к военной службе в формулировке "В" - ограниченно годен к военной службе, степень ограничения - 3".
Приказом Следственного управления МВД по Республике Северная Осетия - Алания от 24 декабря 2013 г. N 171 л/с внесены изменения в приказ Следственного управления МВД по Республике Северная Осетия - Алания от 30 декабря 2011 г. и предписано считать Калманову Л.П. уволенной со службы в органах внутренних дел по пункту "з" части 1 статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утверждённого Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г., по ограниченному состоянию здоровья.
По мнению Калмановой Л.П., вывод, содержащийся в заключении военно-врачебной комиссии ФКУЗ "МСЧ МВД России по Республике Северная Осетия - Алания" от 1 марта 2013 г. N 384, о признании перечня имеющихся у неё заболеваний наступившими в период военной службы, является необоснованным, поскольку эти заболевания явились последствием полученной ею в 2000 году при исполнении служебных обязанностей закрытой черепно-мозговой травмы, сотрясения головного мозга, и должны быть установлены в формулировке "военная травма", в связи с чем просила суд признать названное заключение недействительным, установить причинно-следственную связь между полученной ею в 2000 году при исполнении служебных обязанностей закрытой черепно-мозговой травмой с наступившими у неё заболеваниями, обязать военно-врачебную комиссию ФКУЗ "МСЧ МВД России по Республике Северная Осетия - Алания" пересмотреть причинно-следственную связь заболеваний, имевшихся у неё на момент увольнения со службы в органах внутренних дел, пересмотреть категорию её годности к службе с учётом степени нарушения функций организма по каждому заболеванию, имевшемуся у неё на момент увольнения.
Представитель ответчика в суде исковые требования не признал.
Решением Ленинского районного суда г. Владикавказа Республики Северная Осетия - Алания от 17 февраля 2015 г. исковые требования Калмановой Л.П. удовлетворены. Суд признал недействительным заключение военно-врачебной комиссии ФКУЗ "МСЧ МВД России по Республике Северная Осетия - Алания" от 1 марта 2013 г. N 384 и установил, что заболевания "отдалённые последствия закрытой черепно-мозговой травмы, сотрясение головного мозга от 14 августа 2000 г. в виде ... имеют прямую причинную связь с полученной Калмановой Л.П. 14 августа 2000 г. закрытой черепно-мозговой травмой, сотрясением головного мозга. Суд возложил на ФКУЗ "МСЧ МВД России по Республике Северная Осетия - Алания" обязанность пересмотреть причинную связь заболеваний Калмановой Л.П., а также категорию её годности к службе в органах внутренних дел на момент её увольнения со службы 30 декабря 2011 г.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия - Алания от 26 января 2016 г. изменена резолютивная часть решения суда первой инстанции в части обязания ФКУЗ "МСЧ МВД России по Республике Северная Осетия - Алания" пересмотреть причинную связь заболеваний Калмановой Л.П., а также категорию её годности к службе в органах внутренних дел на момент её увольнения со службы 30 декабря 2011 г. Из резолютивной части решения исключено указание на обязание ФКУЗ "МСЧ МВД России по Республике Северная Осетия - Алания" пересмотреть причинную связь заболеваний Калмановой Л.П. и она изложена в редакции, согласно которой на ФКУЗ "МСЧ МВД России по Республике Северная Осетия - Алания" возложена обязанность пересмотреть категорию годности Калмановой Л.П. к службе в органах внутренних дел на момент её увольнения со службы 30 декабря 2011 г. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе представителя ФКУЗ "МСЧ МВД России по Республике Северная Осетия - Алания" Гацаловой И.А. ставится вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены указанных судебных постановлений.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы представителя ФКУЗ "МСЧ МВД России по Республике Северная Осетия- Алания" судьёй Верховного Суда Российской Федерации Гуляевой Г.А. 29 июня 2016 г. дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и её же определением от 24 августа 2016 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив обоснованность доводов кассационной жалобы и возражения на неё истца Калмановой Л.П., заслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, и заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций были допущены такого рода существенные нарушения норм права и они выразились в следующем.
Судом установлено и из материалов дела следует, что в период с 1988 года по 2011 год Калманова Л.П. проходила службу в органах внутренних дел на различных должностях.
Приказом следственного управления МВД по Республике Северная Осетия - Алания от 30 декабря 2011 г. Калманова Л.П. уволена со службы в органах внутренних дел по пункту "б" части 1 статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утверждённого Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г., по достижении предельного возраста.
По результатам освидетельствования военно-врачебной комиссией ФКУЗ "МСЧ МВД России по Республике Северная Осетия - Алания" от 15 ноября 2012 г. N 2573 имеющиеся у Калмановой Л.П. на момент увольнения заболевания были признаны полученными в период военной службы; заболевания в виде последствий перенесённой закрытой черепно-мозговой травмы, сотрясения головного мозга установлены в формулировке "военная травма", а также определена категория годности к военной службе в формулировке "В" - ограниченно годен к военной службе, степень ограничения - 4".
18 января 2013 г. Федеральным казённым учреждением "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Северная Осетия - Алания" Калмановой Л.П. впервые установлена III группа инвалидности по причине заболевания "военная травма".
Заключением военно-врачебной комиссии ФКУЗ "МСЧ МВД России по Республике Северная Осетия - Алания" от 1 марта 2013 г. N 384 отменено заключение военно-врачебной комиссии ФКУЗ "МСЧ МВД России по Республике Северная Осетия - Алания" от 15 ноября 2012 г. N 2573. При новом освидетельствовании имевшиеся у Калмановой Л.П. заболевания признаны полученными в период военной службы и определена категория годности к военной службе в формулировке "В" - ограниченно годен к военной службе, степень ограничения - 4", а также заболевания, явившиеся последствием закрытой черепно-мозговой травмы, сотрясения головного мозга, установлены в формулировке "военная травма", определена категория годности к военной службе в формулировке "В" - ограниченно годен к военной службе, степень ограничения - 3".
Судом установлено, что приказом Следственного управления МВД по Республике Северная Осетия - Алания от 24 декабря 2013 г. N 171 л/с внесены изменения в приказ Следственного управления МВД по Республике Северная Осетия - Алания от 30 декабря 2011 г. и предписано считать Калманову Л.П. уволенной со службы в органах внутренних дел по пункту "з" части 1 статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утверждённого Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г., по ограниченному состоянию здоровья.
Обращаясь в суд с исковыми требованиями о признании недействительным заключения военно-врачебной комиссии ФКУЗ "МСЧ МВД России по Республике Северная Осетия - Алания" от 1 марта 2013 г. N 384, Калманова Л.П. считала, что вывод, содержащийся в названном заключении, о признании перечня имеющихся у неё заболеваний наступившими в период военной службы, является необоснованным, поскольку эти заболевания явились последствием полученной ею в 2000 году при исполнении служебных обязанностей закрытой черепно-мозговой травмы, сотрясения головного мозга, и должны быть установлены в формулировке "военная травма".
По ходатайству представителя Калмановой Л.П. определением Ленинского районного суда г. Владикавказа Республики Северная Осетия- Алания от 27 августа 2014 г. по делу назначена судебно-медицинская экспертиза, проведение которой поручено Государственному учреждению здравоохранения "Республиканское бюро судебно-медицинской экспертизы" Министерства здравоохранения Республики Северная Осетия - Алания, однако экспертиза не была проведена указанным судебно-медицинским учреждением ввиду отсутствия соответствующих специалистов.
Определением Ленинского районного суда г. Владикавказа Республики Северная Осетия - Алания от 5 ноября 2014 г. по делу назначена судебно-медицинская экспертиза, проведение которой поручено экспертам ООО "5 центр военно-врачебной экспертизы - СКФО".
Заключением проведённой по делу судебно-медицинской экспертизы ООО "5 центр военно-врачебной экспертизы - СКФО" от 23 декабря 2014 г. N 63/14 были установлены виды заболеваний, имевшие место у Калмановой Л.П. на момент её увольнения со службы, установлена причинная связь имевшихся у неё на момент увольнения заболеваний с полученной Калмановой Л.П. в 2000 году закрытой черепно-мозговой травмой, сотрясением головного мозга, а также заболевания, явившиеся последствием закрытой черепно-мозговой травмы, сотрясения головного мозга, установлены в формулировке "военная травма", определена категория годности к военной службе в формулировке "В" - ограниченно годен к военной службе, степень ограничения - 4".
Удовлетворяя исковые требования Калмановой Л.П. о признании недействительным заключения военно-врачебной комиссии ФКУЗ "МСЧ МВД России по Республике Северная Осетия - Алания" от 1 марта 2013 г. N 384, суд первой инстанции со ссылкой на статьи 60, 79 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, постановление Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 г. N 123 "Об утверждении Положения о военно-врачебной комиссии" и Инструкцию о порядке проведения военно-врачебной экспертизы и медицинского освидетельствования в органах внутренних дел Российской Федерации и внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, утверждённую приказом МВД России от 14 июля 2010 г. N 523, исходил из того, что заключение проведённой по делу судебно-медицинской экспертизы ООО "5 центр военно-врачебной экспертизы - СКФО" от 23 декабря 2014 г. N 63/14 о заболеваниях, имевшихся у Калмановой Л.П. на момент увольнения со службы, категории её годности к службе на момент увольнения, причинной связи имевшихся у неё заболеваний на момент увольнения соответствует требованиям приведённых нормативных актов и подтверждены медицинскими документами о заболеваниях Калмановой Л.П.
С выводом суда первой инстанции согласилась судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия - Алания, изменив резолютивную часть решения суда и исключив из неё указание на обязание ФКУЗ "МСЧ МВД России по Республике Северная Осетия - Алания" пересмотреть причинную связь заболеваний Калмановой Л.П. ввиду того, что причинная связи между имеющимися у истца заболеваниями и полученной ею травмой уже установлена в судебном порядке.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.
Порядок проведения военно-врачебной экспертизы в органах внутренних дел Российской Федерации был предусмотрен Положением о военно-врачебной экспертизе, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 года N 123.
Положение о военно-врачебной экспертизе, утверждённое постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 г. N 123, утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. N 565 "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе" (далее - Положение о военно-врачебной экспертизе от 4 июля 2013 г. N 565 или Положение о военно-врачебной экспертизе).
В пункте 1 Положения о военно-врачебной экспертизе от 4 июля 2013 г. N 565 поименованы органы, организации и учреждения, на которые распространяется данное Положение.
Военно-врачебная экспертиза проводится в мирное и военное время, в том числе в органах внутренних дел Российской Федерации, в целях определения годности к службе (пункт 1 Положения о военно-врачебной экспертизе).
Таким образом, в отношении сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, проводится военно-врачебная экспертиза на условиях и в порядке, определённых Положением о военно-врачебной экспертизе.
Согласно пункту 2 Положения о военно-врачебной экспертизе от 4 июля 2013 г. N 565 для проведения военно-врачебной экспертизы в Вооружённых Силах, других войсках, воинских формированиях, органах и учреждениях создаются военно-врачебные комиссии (врачебно-лётные комиссии).
Перечень указанных в названном пункте медицинских организаций утверждается руководителем органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья на основании представления начальника медицинской службы военного округа (флота) (руководителя военно-врачебной комиссии, созданной в других войсках, воинских формированиях, органах и учреждениях) при наличии согласования с руководителями включаемых медицинских организаций, отвечающих следующим условиям: наличие лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей в том числе выполнение работ (услуг) по военно-врачебной экспертизе и (или) врачебно-летной экспертизе; наличие договора об оказании медицинской помощи, заключенного с соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба) (абзацы третий-пятый пункта 2 Положения о военно-врачебной экспертизе).
Военно-врачебная экспертиза предусматривает проведение обследования и освидетельствования. При освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе (приравненной службе), обучению (военной службе) по конкретным военно-учетным специальностям, обучению (службе) по специальностям в соответствии с занимаемой должностью, решения других вопросов, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, этим Положением, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба), с учетом результатов ранее проведенного обследования и с вынесением письменного заключения (абзацы первый, третий пункта 4 Положения о военно-врачебной экспертизе).
Согласно пункту 6 Положения о военно-врачебной экспертизе годность к военной службе граждан при первоначальной постановке на воинский учет, при призыве на военную службу, граждан, призываемых на военные сборы, граждан, проходящих военные сборы, граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в мобилизационный людской резерв, пребывающих в мобилизационном людском резерве, граждан, поступающих в военно-учебные заведения, военнослужащих и лиц, пребывающих в запасе Вооружённых Сил, определяется в соответствии с требованиями к состоянию здоровья согласно приложению.
При этом гражданин может обжаловать вынесенное военно-врачебной комиссией в отношении его заключение в вышестоящую военно-врачебную комиссию или в суд (абзац первый пункта 8 Положения о военно-врачебной экспертизе).
При несогласии гражданина с заключением военно-врачебной комиссии, а также с результатом освидетельствования, проведённого в рамках работы призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учёт, гражданин имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. N 574 (далее - Положение о независимой военно-врачебной экспертизе) (абзац пятый пункта 8 Положения о военно-врачебной экспертизе).
Порядок проведения военно-врачебной экспертизы и медицинского освидетельствования в органах внутренних дел Российской Федерации регламентируется Инструкцией о порядке проведения военно-врачебной экспертизы и медицинского освидетельствования в органах внутренних дел Российской Федерации и внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, утверждённой приказом МВД России от 14 июля 2010 г. N 523 (в редакции приказов МВД России от 20 июня 2013 г. N 444 и от 26 августа 2013 г. N 646) (далее - Инструкция МВД России от 14 июля 2010 г. N 523).
В соответствии с пунктом 9 названной Инструкции организационно-штатная структура штатных военно-врачебных комиссий определяется МВД России.
К штатным военно-врачебным комиссиям, в частности, относятся Центральная военно-врачебная комиссия федерального казенного учреждения здравоохранения "Центральная медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации" (далее - ЦВВК ФКУЗ "Центральная медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации"), военно-врачебные комиссии медико-санитарных частей системы МВД России соответствующих территориальных органов МВД России на региональном уровне (пункты 9.1, 9.1.1, 9.1.3 Инструкции МВД России от 14 июля 2010 г. N 523).
ЦВВК ФКУЗ "Центральная медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации" является структурным подразделением Медико-санитарного центра МВД России, предназначенным для обеспечения организации и проведения военно-врачебной (врачебно-летной) экспертизы и освидетельствования в органах внутренних дел и внутренних войсках в мирное и военное время, и осуществляет контроль за деятельностью нижестоящих ВВК в части, касающейся военно-врачебной экспертизы и освидетельствования, а также имеет право контролировать, утверждать (не утверждать), пересматривать заключение любой ВВК (ВЛК) системы МВД России (пункты 18, 22, 24.2 Инструкции МВД России от 14 июля 2010 г. N 523).
Кроме того, в соответствии с пунктом 404 названной Инструкции при несогласии гражданина с заключением ВВК (ВЛК) он имеет право на обжалование заключения ВВК (ВЛК) в порядке, установленном пунктом 9 Положения о военно-врачебной экспертизе (в настоящее время пунктом 8 Положения о военно-врачебной экспертизе в связи с утверждением постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. N 565 нового Положения о военно-врачебной экспертизе), в том числе на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. N 574.
Так, Положение о независимой военно-врачебной экспертизе определяет в соответствии со статьёй 61 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" порядок производства независимой военно-врачебной экспертизы по заявлению гражданина (его законного представителя) при его несогласии с заключением военно-врачебной (врачебно-летной) комиссии либо с заключением медицинского освидетельствования граждан, проведённого в рамках работы призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учёт.
Независимая экспертиза производится в медицинских организациях, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей в том числе выполнение работ (услуг) по военно-врачебной экспертизе и (или) врачебно-летной экспертизе (абзац первый пункта 3 Положения о независимой военно-врачебной экспертизе).
Независимая экспертиза проводится врачами-специалистами, входящими в состав комиссии по производству независимой экспертизы (пункт 4 Положения о независимой военно-врачебной экспертизе).
При этом согласно абзацу второму пункта 3 Положения о независимой военно-врачебной экспертизе независимая экспертиза осуществляется с учётом требований к состоянию здоровья граждан, установленных приложением к Положению о военно-врачебной экспертизе, утверждённому постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. N 565, а также требований к состоянию здоровья граждан, определяемых в установленном порядке соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
Независимая экспертиза производится за счёт средств гражданина (его законного представителя) в соответствии с договором о производстве независимой экспертизы, заключаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации между экспертным учреждением и гражданином (его законным представителем) (пункт 7 Положения о независимой военно-врачебной экспертизе).
Пунктом 8 Положения о независимой военно-врачебной экспертизе предусмотрено, что независимая экспертиза производится по заявлению, которое подаётся гражданином в выбранное им экспертное учреждение в письменной форме с указанием его паспортных данных и причин, послуживших основанием для обращения.
Из приведённых нормативных положений следует, что в случае несогласия гражданина с заключением, вынесенным военно-врачебной комиссией о годности его к военной службе (приравненной службе), в том числе к службе в органах внутренних дел, такое заключение может быть обжаловано в вышестоящую военно-врачебную комиссию или в суд, а также по заявлению самого гражданина может быть проведена независимая военно-врачебная экспертиза.
Между тем в нарушение приведённых нормативных положений судом в определении от 5 ноября 2014 г. по делу была назначена судебно-медицинская экспертиза, проведение которой судом поручено ООО "5 центр военно-врачебной экспертизы - СКФО".
При этом суд не учёл то обстоятельство, что ООО "5 центр военно-врачебной экспертизы - СКФО" в силу приведённых нормативных положений не имеет права на осуществление военно-врачебной экспертизы ввиду отсутствия у данной организации медицинской лицензии на производство военно-врачебной экспертизы.
Следовательно, ООО "5 центр военно-врачебной экспертизы - СКФО" не имело полномочий на проведение военно-врачебной экспертизы с целью установления причинной связи имевшихся у Калмановой Л.П. на момент увольнения заболеваний с полученной ею в 2000 году закрытой черепно-мозговой травмой, сотрясением головного мозга, а также установления заболеваний, явившихся последствием закрытой черепно-мозговой травмы, сотрясения головного мозга, в формулировке "военная травма", и определения категории годности к военной службе. Однако судом в нарушение приведённых выше нормативных актов выводы экспертов ООО "5 центр военно-врачебной экспертизы - СКФО" приняты в обоснование незаконности выводов, изложенных в заключении военно-врачебной комиссии ФКУЗ "МСЧ МВД России по Республике Северная Осетия - Алания" от 1 марта 2013 г. N 384.
Таким образом, выводы судебных инстанций о признании недействительным заключения военно-врачебной комиссии ФКУЗ "МСЧ МВД России по Республике Северная Осетия - Алания" от 1 марта 2013 г. N 384, вынесенного в отношении Калмановой Л.П., являются неправомерными и нарушающими нормы материального права, регулирующие спорные отношения.
Кроме того, ссылка суда апелляционной инстанции в обоснование вывода об исключении из резолютивной части решения суда первой инстанции указания на обязание ФКУЗ "МСЧ МВД России по Республике Северная Осетия - Алания" пересмотреть причинную связь заболеваний Калмановой Л.П. на то, что причинная связь между имеющимися у истца заболеваниями и полученной ею травмой уже установлена судом, является ошибочной, поскольку установление причинной связи заболеваний и полученной травмы сотрудником органов внутренних дел с формулировкой "военная травма", то есть при исполнении служебных обязанностей, возложено нормативными актами на военно-врачебные комиссии, в связи с чем выводы судов первой и апелляционной инстанций о возможности признания имеющихся у Калмановой Л.П. заболеваний следствием военной травмы в судебном порядке являются неправомерными и нарушающими нормы материального права, регулирующие спорные отношения. К компетенции судебных органов разрешение данных вопросов не отнесено.
Ввиду изложенного решение суда первой инстанции и определение суда апелляционной инстанции нельзя признать законными, они приняты с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статьи 387 ГПК РФ, является основанием для отмены указанных судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с требованиями подлежащих применению к спорным отношениям сторон норм права и установленными по делу обстоятельствами.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь ст. 387, 388, 390 ГПК РФ, определила:
решение Ленинского районного суда г. Владикавказа Республики Северная Осетия - Алания от 17 февраля 2015 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия - Алания от 26 января 2016 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Ленинский районный суд г. Владикавказа Республики Северная Осетия - Алания.
Председательствующий |
Пчелинцева Л.М. |
Судьи |
Гуляева Г.А. |
|
Жубрин М.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 10 октября 2016 г. N 22-КГ16-9
Текст определения официально опубликован не был