Определение Верховного Суда РФ от 3 ноября 2016 г. N 310-КГ16-14139
Судья Верховного Суда Российской Федерации Г.Г. Попова,
изучив кассационную жалобу администрации Климовского района Брянской области (пгт. Климово Климовского р-на Брянской обл.)
на решение Арбитражного суда Брянской области от 22.12.2015, постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2016 и постановление Арбитражного суда Центрального округа от 13.07.2016
по делу N А09-10871/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Брянск-Синтез" (далее - общество)
к администрации Климовского района Брянской области (далее - администрация)
о признании недействительными постановлений от 02.06.2015 N 253 "О внесении изменений в постановление администрации Климовского района от 15.10.2012 N 910 "О передаче земельного участка в собственность ООО "Брянск - Синтез" (в редакции постановления администрации Климовского района от 25.12.2014 N 588) и от 17.08.2015 N 338 "Об отмене постановления администрации Климовского района от 15.10.2012 N 910 "О передаче земельного участка в собственность ООО "Брянск - Синтез",
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Климовского района (далее - Комитет), открытого акционерного общества "Экстра-шов", общества с ограниченной ответственностью "Центр промышленной безопасности и технической инвентаризации "Единое окно" и общества с ограниченной ответственностью "БрянскГипроЗем",
установил:
решением Арбитражного суда Брянской области от 22.12.2015, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2016 и постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 13.07.2016, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе, администрация ссылается на неправильное применение судами норм права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в ней доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
Изучив изложенные в жалобе доводы и принятые по делу судебные акты, судья Верховного Суда Российской Федерации сделала вывод об отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по которым кассационная жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судом установлено, что по результатам рассмотрения заявления общества, являющегося собственником производственной базы, на основании статьи 617 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, Закона Брянской области от 04.03.2010 N 11-3 "О внесении изменений в Закон Брянской области "О цене земли на территории Брянской области при продаже земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих участках" администрацией принято постановление от 15.10.2012 N 910, в соответствии с которым по соглашению сторон расторгался договор аренды земельного участка с кадастровым номером 32:12:0010809:126 из земель населенных пунктов для производственных целей, расположенного по адресу: Брянская область, пгт. Климово, ул. Калинина, уч. 15, и данный земельный участок передавался в собственность обществу за плату по цене в размере десяти земельных налогов.
На основании постановления администрации от 23.10.2012 N 76 между комитетом (продавец) и обществом 23.10.2012 заключен договор купли-продажи N 76 земельного участка площадью 9610 кв. м с кадастровым номером 32:12:0010809:126, расположенного по указанному адресу.
Оплата стоимости земельного участка произведена обществом платежным поручением от 18.10.2012 N 687 в полном размере, участок передан покупателю по акту приема-передачи от 23.10.2012.
Впоследствии комитет сообщил обществу, что при проведении кадастровых работ земельного участка 32:12:0010809:126 не был выделен земельный участок площадью 247 кв. м под зданием котельной, принадлежащей ООО "Экстра-шов" на праве собственности, в связи с чем, комитетом направлено заявление в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Брянской области о снятии с кадастрового учета данного земельного участка.
Земельный участок с кадастровым номером 32:12:0010809:126 снят с учета (аннулирован) и сведения о нем исключены из государственного кадастра недвижимости 04.12.2012.
После межевания были сформированы и поставлены на кадастровый учет два земельных участка: с кадастровым номером 32:12:0010809:129 площадью 9363 кв. м и с кадастровым номером 32:12:010809:128 площадью 247 кв. м. При этом координаты внешних границ земельного участка общества остались прежними.
В ответ на обращение общества комитет письмом от 08.09.2014 N 198 и администрация письмом от 19.11.2014 N 1447 указали на невозможность заключения дополнительного соглашения к договору купли-продажи от 23.10.2012 N 76 в части изменения кадастрового номера и площади земельного участка, так как с 01.01.2013 на основании постановления администрации от 30.11.2012 N 1122 увеличилась кадастровая стоимость земельных участков, в том числе и земельного участка с кадастровым номером 32:12:0010809:129, которая существенно выше кадастровой стоимости аннулированного земельного участка с кадастровым номером 32:12:0010809:126.
25.12.2014 администрацией принято постановление N 588 "О внесении изменений в постановление администрации Климовского района от 15.10.2012 N 910", согласно которому пункт 1 постановления N 910 излагался в новой редакции: "Расторгнуть по соглашению сторон договор аренды земельного участка от 09.10.2012 N 23 и передать за плату в собственность ООО "Брянск-Синтез" земельный участок, расположенный по адресу Брянская область, пгт. Климово, ул. Калинина, уч. 15 с кадастровым номером 32:12:0010809:129, площадью 9363 кв. м из земель населенных пунктов для производственных целей", пункт 2 постановления N 910 исключен.
При этом пунктом 3 постановления N 588 установлено, что цена выкупа указанного земельного участка рассчитывается в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, исходя из текущей кадастровой стоимости данного земельного участка.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Брянской области от 15.06.2015 по делу N А09-3036/2015, пункт 3 постановления администрации от 25.12.2014 N 588 признан недействительным, поскольку оспариваемый пункт постановления не устанавливает выкупную цену нового земельного участка, а направлен на изменение в административном порядке условий договора купли-продажи земельного участка от 23.10.2012 N 76, что в силу статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается.
02.06.2015 администрацией принято оспариваемое постановление N 253 "О внесении изменений в постановление администрации Климовского района от 15.10.2012 N 910 (в редакции постановления от 25.12.2014 N 588)", которым пункт 3 изложен в следующей редакции: "Цена выкупа вышеуказанного земельного участка рассчитывается в соответствии с действующим законодательством РФ, исходя из текущей кадастровой стоимости данного земельного участка".
На основании решения суда от 15.06.2015 по делу N А09-3036/2015, выписки из ЕГРП от 12.08.2015, статьи 551 Гражданского кодекса Российской Федерации, в связи с отсутствием государственной регистрации права на основании договора купли-продажи земельного участка от 23.10.2012 N 76 Администрацией принято постановление от 17.08.2015 N 338 об отмене постановления от 15.10.2012 N 910 "О передаче земельного участка в собственность ООО "Брянск-Синтез".
Полагая, что данные постановления администрации не соответствуют действующему законодательству и нарушают права и законные интересы общества, последнее обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, указав, что изменение предмета договора купли-продажи путем исключения из территории земельного участка с кадастровым номером 32:12:0010809:126 участка, принадлежащей ОАО "Экстра-шов", не может являться основанием для изменения выкупной цены, поскольку основополагающим для определения выкупной цены является момент подачи заявления обществом (28.09.2012), суд пришел к выводу, что у администрации как лица, наделенного правомочием по распоряжению спорным земельным участком, отсутствовали основания для принятия постановления от 02.06.2015 N 253.
Кроме того, суд пришел к выводу, что оспариваемое постановление от 17.08.2015 N 338 "Об отмене постановления администрации Климовского района от 15.10.2012 N 910 "О передаче земельного участка в собственность ООО "Брянск - Синтез" принято администрацией за пределами полномочий, предоставленных ей статьей 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", не позволяющей органу местного самоуправления отменять муниципальные правовые акты, на основании которых уже возникли иные (в данном случае гражданско-правовые) отношения, в результате чего были нарушены права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.
Учитывая, что подготовка и утверждение проекта межевания территории зависит от воли органов, осуществляющих публичные полномочия, общество не может нести негативные последствия, связанные с допущенной ошибкой в процессе формирования земельного участка на котором расположен объект недвижимости, принадлежащий ему на праве собственности.
Доводы заявителя являлись предметом рассмотрения судов, по существу направлены на переоценку выводов суда о фактических обстоятельствах дела и представленных в материалы дела доказательствах, что не входит в компетенцию Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. Доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела.
Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья определил:
отказать администрации Климовского района Брянской области в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Г.Г. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 3 ноября 2016 г. N 310-КГ16-14139 по делу N А09-10871/2015
Текст определения официально опубликован не был