Письмо Министерства РФ по делам Северного Кавказа от 19 августа 2016 г. N ДО-2-03043
В соответствии с письмом Аппарата Правительства Российской Федерации от 26 июля 2016 г. N П16-37462 Министерство Российской Федерации по делам Северного Кавказа совместно с Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральным агентством по делам национальностей рассмотрело коллективное обращение по вопросу жилищного обустройства граждан, пострадавших в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике, и сообщает.
Федеральное агентство по делам национальностей сообщило о том, что вопросы предоставления жилых помещений вынужденным переселенцам из Чеченской Республики, а также выплаты им компенсаций выходят за рамки компетенции ФАДН России.
Вместе с тем, по информации Министерства внутренних дел Российской Федерации, в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" (далее - Закон) вынужденным переселенцам, нуждающимся в получении жилых помещений, предоставляются социальные выплаты на их приобретение. Указанные социальные выплаты предоставляются за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Вынужденным переселенцам в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы (далее - подпрограмма) предоставляется социальная выплата на приобретение жилого помещения в форме государственного жилищного сертификата. Мероприятия по обустройству вынужденных переселенцев в рамках вышеуказанной подпрограммы продлены до 2020 года включительно.
Вынужденные переселенцы из Чеченской Республики имели (имеют) право выбора государственной поддержки в жилищном обустройстве наряду с компенсацией за утраченное жилье (ссуда, субсидия, жилые помещения для постоянного проживания, социальная выплата на приобретение жилого помещения).
Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. N 467-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О вынужденных переселенцах" внесены изменения в Закон, которыми конкретизированы основания для продления срока действия статуса вынужденного переселенца. К их числу относятся: неполучение вынужденным переселенцем и (или) членами семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющими статуса вынужденного переселенца, денежной компенсации за утраченное жилье (пп. 2 п. 5 ст. 5 Закона) и неполучение вынужденным переселенцем и (или) членами семьи вынужденного переселенца, имеющими статус вынужденного переселенца, долговременной беспроцентной возвратной ссуды на строительство (приобретение) жилья до 1 января 2003 года (пп. 3 п. 5 ст. 5 Закона).
Основным нормативным правовым актом, регулирующим правоотношения в сфере жилищного обустройства вынужденных переселенцев, является постановление Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2000 г. N 845, которым утверждено Положение о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации (далее - Положение).
Согласно решениям Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2010 г. N 303-О-О, решение Верховного Суда Российской Федерации от 5 августа 2009 г. N ГКПИ09-708) действующие нормативные правовые акты в отношении жилищного обустройства граждан, получивших компенсацию за утраченное в Чеченской Республике жилье не противоречат Конституции Российской Федерации и не ущемляют прав пострадавших граждан в части жилищного обустройства.
В соответствии с решениями высших судов Российской Федерации, Положение соответствует действующему законодательству, издано в пределах полномочий Правительства Российской Федерации и не нарушает права вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Также в силу пункта 9 Положения о предоставлении вынужденным переселенцам долговременной беспроцентной возвратной ссуды на строительство (приобретение) жилья, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 1997 г. N 106, вынужденные переселенцы, использовавшие ссуду, снимались с учета, на улучшение жилищных условий.
Получение долговременной беспроцентной возвратной ссуды на строительство (приобретение) жилья предполагало жилищное обустройство из-за целевого характера субсидии.
То обстоятельство, что ссуда являлась возвратной, не нарушает равенства прав граждан, поскольку право выбора способа жилищного обустройства остается за гражданином (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 20 февраля 2007 г. N 121-О-О, решение Верховного Суда Российской Федерации от 7 августа 2007 г. N ГКПИ07-789).
Таким образом, вынужденные переселенцы, получившие компенсацию за утраченное жилье либо долговременную беспроцентную возвратную ссуду на строительство (приобретение) жилья, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации оснований для продления срока действия статуса вынужденного переселенца и получения иной государственной поддержки не имеют.
Вместе с тем, указанная категория граждан Российской Федерации не лишена возможности улучшения жилищных условий на общих основаниях, установленных жилищным законодательством Российской Федерации.
Исполняющий обязанности директора |
O.Н. Дорошенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Рассмотрен вопрос о жилищном обустройстве граждан, пострадавших в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике.
Так, указано, что вынужденные переселенцы из Чеченской Республики имели (имеют) право выбора господдержки в жилищном обустройстве наряду с компенсацией за утраченное жилье (ссуда, субсидия, помещения для постоянного проживания, соцвыплата на приобретение жилья).
Относительно продления статуса вынужденного переселенца отмечено, что лица, получившие компенсацию за утраченное жилье либо долговременную беспроцентную возвратную ссуду на строительство (приобретение) жилья, оснований для продления срока действия статуса и получения иной господдержки не имеют.
Однако такие граждане не лишены возможности улучшения жилищных условий на общих основаниях, установленных жилищным законодательством.
Письмо Министерства РФ по делам Северного Кавказа от 19 августа 2016 г. N ДО-2-03043
Текст письма официально опубликован не был