Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Первый Пенсионный Администратор" (далее - Заявитель) на действия Департамента города Москвы по конкурентной политике (далее - Уполномоченный орган), Департамента развития новых территорий города Москвы (далее - Заказчик) при проведении ОАО "Единая электронная торговая площадка" (далее - Оператор электронной площадки), Заказчиком, Уполномоченным органом электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение подрядных работ по объекту "Строительство и реконструкция автомобильной дороги "М-3 Украина - город Московский - деревня Сосенки - деревня Ямонтово до автомобильной дороги поселок Коммунарка - аэропорт Остафьево" (2 этап) (Калужское шоссе - автомобильная дорога поселок Коммунарка - аэропорт Остафьево)" (номер извещения 0173200001416001011) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Уполномоченного органа, Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки, Уполномоченным органом Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Уполномоченного органа, Заказчика:
1. Заказчиком, Уполномоченным органом в пункте 1, 2, 3 раздела "Сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре, представление которых предусмотрено документацией об аукционе в электронной форме" (далее - Форма N 2) документации об Аукционе указаны товары, которые отсутствуют в проектной сметной документации об Аукционе.
2. Заказчиком, Уполномоченным органом в пункте 96 документации об Аукционе установлен ГОСТ Р 52373-2005 который утратил силу.
3. Заказчиком, Уполномоченным органом в пунктах 98, 100, 103, 104, 105, 107, 108 Формы N 2 документации об Аукционе не установлено каким именно ГОСТ должны соответствовать товары необходимые при выполнении работ.
4. Заказчиком, Уполномоченным органом в пункте 26 Формы N 2 документации об Аукционе установлены требования к товару противоречащее ГОСТ.
5. Заказчиком, Уполномоченным органом в пункте 86 Формы N 2 документации об Аукционе установлены требования к составу семян, которые не соответствуют требованиям, установленным в проектной сметной документации.
6. Заказчиком, Уполномоченным органом в пункте 95 Формы N 2 документации об Аукционе установлены требования к товару противоречащее ГОСТ 23613-79 а именно характеристика "Предельное отклонение по длине" и "Толщина защитного слоя до напрягаемой арматуры". Также не ясно, как надлежащим образом в соответствии с положениями инструкции документации об Аукционе указать показатель "Морозостойкость" и "Водонепроницаемость".
7. Заказчиком, Уполномоченным органом в пункте 1 Формы N 2 документации об Аукционе установлены требования к товару противоречащее ГОСТ 23735-2014, а именно показатель "Содержание пылевидных и глинистых частиц и глины в комках в природной ПГС", также указать характеристики товара в соответствии с положениями инструкции документации об Аукционе не предоставляется возможным.
8. Заказчик, Уполномоченный орган неправомерно установил в документации об Аукционе требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, конкретных показателей результатов испытаний, а также компонентного состава товаров.
Представители Уполномоченного органа, Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Уполномоченный орган, Заказчик действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 31.08.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 2 196 840 894,25 рублей;
4) дата проведения Аукциона - 07.10.2016;
1. Согласно доводу жалобы Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом в пункте 1, 2, 3 Формы N 2 документации об Аукционе указаны товары которые отсутствуют в проектной сметной документации об Аукционе.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В пункте 1 Формы N 2 документации об Аукционе установлено: "Смеси песчано-гравийные для строительных работ". В пункте 2 Формы N 2 документации об Аукционе установлено: "Песок дробленый". В пункте 3 Формы N 2 документации об Аукционе установлено: "Щебень или гравий из горных пород. Тип 1".
На заседании Комиссии, представители Уполномоченного органа пояснили, что вышеуказанные товары установлены в Разделе 2 "Проект полосы отвода" Подраздел 1 "Планировочные решения" "Генеральный план и организация рельефа" проектной сметной документации об Аукционе.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился, в составе жалобы не представил доказательства, подтверждающие обоснованность своего довода, в связи с чем указанный довод не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом в пункте 96 документации об Аукционе установлен ГОСТ Р 52373-2005 который утратил силу.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В пункте 96 Формы N 2 документации об Аукционе, в том числе установлено: "Провода самонесущие изолированные для воздушных линий электропередачи с алюминиевыми жилами марки СИП-3" ГОСТ Р 52373-2005".
На заседании Комиссии установлено, что ГОСТ Р 52373-2005 утратил силу с 1 января 2014 года.
Также в пункте 96 Формы N 2 документации об Аукционе в том числе установлено: "Провода после выдержки в воде при температуре °С в течение
10 мин должны выдерживать на строительной длине испытание переменным напряжением частотой 50 Гц в течение
5 мин" -
6.
Согласно инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе Символ "" - означает, что участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, менее указанного значения или равный ему. Таким образом, участник закупки по указанному показателю может указать любое значение от 0 до 6. Вместе с тем, в разделе 10 "Указания по эксплуатации" ГОСТ Р 52373-2005 установлено, что минимально значение по вышеуказанному показателю соответствует "3". Следовательно, положения инструкции документации об Аукционе позволяют указать участнику закупки в заявке на участие в Аукционе значение меньше "3", что будет противоречить требованиям ГОСТ Р 52373-2005, но соответствовать требованиям положений документации об Аукционе.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают пункты 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Согласно доводу жалобы Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом в пунктах 98, 100, 103, 104, 105, 107, 108 Формы N 2 документации об Аукционе не установлено каким именно ГОСТ должен соответствовать товар необходимый при выполнении работ.
В пункте 98 Формы N 2 документации об Аукционе в том числе установлено: "Колпачок изолирующий".
В пункте 100 Формы N 2 документации об Аукционе в том числе установлено: "Наконечник кабельные".
В пункте 103 Формы N 2 документации об Аукционе в том числе установлено: "Лента крепления F207 или эквивалент".
В пункте 104 Формы N 2 документации об Аукционе в том числе установлено: "Скрепа для ленты NС 20 или эквивалент".
В пункте 105 Формы N 2 документации об Аукционе в том числе установлено: "Бугель для ленты NB 20 или эквивалент".
В пункте 107 Формы N 2 документации об Аукционе в том числе установлено: "Соединительный зажим MJРT или эквивалент".
В пункте 108 Формы N 2 документации об Аукционе в том числе установлено: "Изолированный наконечник СРTАUR или эквивалент".
На заседании Комиссии, представитель Заказчика пояснил, что Заказчиком не установлено требование о соответствии вышеуказанных товаров ГОСТ.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в пункте 26 Формы N 2 документации об Аукционе, установлены требования к товару противоречащее ГОСТ.
В пункте 26 Формы N 2 документации об Аукционе в том числе установлено: "Габионные конструкции матрацов Рено из оцинкованной сетки или эквивалент".
На заседании Комиссии, представитель Заказчика пояснил, что Заказчиком не установлено требование о соответствии вышеуказанного товара ГОСТ, следовательно, технические характеристики, установленные пункте 26 Формы N 2 документации об Аукционе не противоречат ГОСТ.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился, в составе жалобы не представил доказательства, подтверждающие обоснованность своего довода, в связи с чем указанный довод не нашел своего подтверждения.
5. Согласно доводу жалобы Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом в пункте 68 Формы N 2 документации об Аукционе установлены требования к составу семян газона, которые не соответствуют требованиям, установленным в проектной сметной документации.
В пункте 68 Формы N 2 документации об Аукционе в том числе установлено: "Семена газонных трав".
В разделе "Информация проекта: Раздел 7 "Мероприятия по охране окружающей среды", Подраздел 3 "Комплексное благоустройство и озеленение" Книга 1. 8646-15-ООС-03.1, Том 7.3.1 п. 5.1 "Устройство газонов" проектной сметной документации об Аукционе установлен ассортимент газонных трав и состав семян.
На заседании Комиссии, представитель Заказчика пояснил, что в пункте 68 Формы N 2 документации об Аукционе допущена техническая ошибка, также пояснил, что пункт 68 Формы N 2 документации об Аукционе не будет учитываться при рассмотрении первых частей заявок.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
6. Согласно доводу жалобы Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом в пункте 95 Формы N 2 документации об Аукционе установлены требования к товару противоречащее ГОСТ 23613-79, а именно характеристика "Предельное отклонение по длине" и "Толщина защитного слоя до напрягаемой арматуры". Также не ясно, как надлежащим образом в соответствии с инструкцией документации об Аукционе указать показатель "Морозостойкость" и "Водонепроницаемость".
В пункте 95 Формы N 2 документации об Аукционе в том числе установлено: "Стойка опоры" ГОСТ 23613-79 - "Предельные отклонения по длине* . Морозостойкость не ниже F150. Водонепроницаемость не ниже W 2. Толщина защитного слоя до напрягаемой арматуры
20".
Согласно таблице 2 ГОСТ 23613-79 предельные отклонения по длине для данного вида опор составляет .
На заседании Комиссии, представитель Заказчика пояснил, что диапазон предельного отклонения по длине установлен в соответствии с требованиями и не противоречит ГОСТ 23613-79. Показатель "Толщина защитного слоя до напрягаемой арматуры" установлен в соответствии с рабочими чертежами "Стойка опоры СВ110-3,5" серия 3.407.1-143 Выпуск 7. Железобетонные элементы опор. Рабочие чертежи. Кроме того все требования по армированию стоек есть в рабочих чертежах Серии 3.407.1-143 Выпуск 7. Железобетонные элементы опор. Рабочие чертежи.
Также представитель Заказчика пояснил, что "Морозостойкость" и "Водонепроницаемость" необходимо указать в соответствии с инструкцией документации об Аукционе, а именно согласно положениям инструкции документации об Аукционе слова "не ниже" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, не менее указанного значения.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился, в составе жалобы не представил доказательства, подтверждающие обоснованность своего довода, в связи с чем указанный довод не нашел своего подтверждения.
7. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в пункте 1 Формы N 2 документации об Аукционе установлены требования к товару противоречащее ГОСТ 23735-2014, а именно показатель "Содержание пылевидных и глинистых частиц и глины в комках в природной ПГС", также указать характеристики товара в соответствии с положениями инструкции документации об Аукционе не предоставляется возможным, а именно необходимо указать характеристики как для "Природной ПГС" так и для "Обогащенной ПГС", вместе с тем, в разделе "Вид ПГС" участнику закупки необходимо указать только один вид ПГС.
В пункте 1 Формы N 2 документации об Аукционе в том числе установлено: "Смеси песчано-гравийные для строительных работ ГОСТ 23735-2014" Вид ПГС - природная ПГС; обогащенная ПГС.
Содержание зерен гравия в природной ПГС 10 и
90.
Содержания зерен гравия в обогащенной ПГС 75
Содержание пылевидных и глинистых частиц и глины в комках в природной ПГС 3".
На заседании Комиссии, представитель Заказчика пояснил, что согласно положениям инструкции документации об Аукционе в случае отсутствия в нормативной документации значений по требуемым параметрам каких-либо из закупаемых товаров или применяемых при производстве работ, оказании услуг, поставки товаров, то по данным параметрам в графе "Значение, предлагаемое участником" требуется ставить прочерк "-", либо указывать "не нормируется", либо указать "отсутствует". Таким образом, участнику закупки необходимо выбрать один из видов ПГС и указать необходимые показатели в отношении указанного вида, а в части иных показателей, которые относятся ко второму виду ПГС указать "не нормируется".
Также, представитель Заказчика пояснил, что показатель "Содержание пылевидных и глинистых частиц и глины в комках в природной ПГС" отсутствует в ГОСТ 23735-2014 которому должен соответствовать указанный товар.
Кроме того, представитель Заказчика также пояснил, что вышеуказанный показатель в пункте 1 Формы N 2 документации об Аукционе не будет учитываться при рассмотрении первых частей заявок.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
8. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно установил в документации об Аукционе требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, конкретных показателей результатов испытаний, а также компонентного состава товаров.
В Форме 2 документации об Аукционе в том числе установлено (указаны примеры):
В пункте 3 Формы N 2 документации об Аукционе, в том числе установлено: "Щебень или гравий из горных пород. Тип 1" - Полные остатки на контрольных ситах -1,4 наибольшего размера зерен*до 0,3.
В пункте 68 Формы N 2 документации об Аукционе в том числе установлено: "Цемент для строительных работ" - Активные минеральные добавки доменные гранулированные и электротермофосфорные шлаки 80.
В пункте 11 Формы N 2 документации об Аукционе в том числе установлено: "Растворы строительные" - Расслаиваемость свежеприготовленной смеси 10".
В пункте 25 Формы N 2 документации об Аукционе в том числе установлено: "Сетки стальные плетеные одинарные" - Живое сечение сетки 1 м2 сетки 81,4".
В пункте 69 Формы N 2 документации об Аукционе в том числе установлено: "Многокомпонентные искусственные почвогрунты заводского изготовления" - Удельная активность техногенных радионуклидов АСs/45+АSr/30 <1".
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что Заказчик, Уполномоченный орган устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе, помимо конкретных показателей товаров, используемых при оказании услуг, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретных показателей технологических процессов изготовления указанных товаров, результатов испытаний, компонентного состава товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при оказании услуг, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, технологических процессов, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Действия Заказчика, Уполномоченного органа не установивших в документации об Аукционе надлежащих требований к составу заявки, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
9. В соответствии с частью 6 статьи 30 Закона о контрактной системе условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта.
В пункте 16.1.6 проекта контракта документации об Аукционе установлено: "Объём работ (услуг, товара), передаваемых на субподряд (соисполнение) субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным не коммерческим организациям должен составлять не менее 15% от всего объёма, определённого Контактом".
Указанные положения не позволяют установить конкретный объем привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа не установивших в проекте контракта документации об Аукционе конкретный объем привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в виде конкретного процента цены контракта, нарушают часть 6 статьи 30 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
10. В соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Частью 5 статьи 65 Закона о контрактной системе установлено, что разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком, Уполномоченным органом 26.09.2016 размещено в ЕИС разъяснение положений документации об Аукционе с указанием предмета запроса, согласно которому: "Заказчиком установлен требуемый параметр как "Содержание пылевидных и глинистых частиц и глины в комках в природной ПГС", в ГОСТе такого понятия нет!!!!! Есть понятие как содержание пылевидных и глинистых частиц, которое не должно превышать 5%, а есть понятие "в том числе глины в комках" 1% (у Заказчика требуемый параметр "Содержание пылевидных и глинистых частиц и глины в комках в природной ПГС" в двух пунктах указан разный в одном "5", в другом "
3"), вопрос - это отклонения от ГОСТ или установлено проектом? ОТВЕТ: При составлении формы допущена техническая ошибка. Пункт "Содержание пылевидных и глинистых частиц и глины в комках в природной ПГС
3% по массе" следует читать как "Содержание пылевидных и глинистых частиц и глины в комках в обогащенной ПГС
3% по массе". Данные пункты не будут учитываться при рассмотрении первых частей заявок".
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что указанное разъяснение положений документации об Аукционе, размещенное в ЕИС 26.09.2016 изменяет суть документации об Аукционе в разъясняемой части, и нарушают часть 5 статьи 65 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Первый Пенсионный Администратор" обоснованной в части не установления в документации об Аукционе надлежащих требований к составу заявки, установления требований, противоречащих ГОСТ, установления в пункте 68 формы N 2 документации об Аукционе требования к составу семян, которые не соответствуют требованиям, установленным в проектной сметной документации.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 64, части 5 статьи 65, части 6 статьи 30 Закона о контактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Аукционной комиссии предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 03.10.2016 N К-1588/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 3 октября 2016 г. N К-1588/16 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был