Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Стройновация" (далее - Заявитель) на действия Министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, ООО "РТС-ТЕНДЕР" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на строительство Северного автодорожного подхода к аэропортовому комплексу "Центральный" (г. Саратов) I очередь строительства (номер извещения 0160200006816000023) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, выразившиеся в размещении в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) Разъяснения положений документации об электронном аукционе от 23.09.2016 N РД3 (далее - Разъяснение N 3) и Разъяснения положений документации об электронном аукционе от 23.09.2016 N РД4 (далее - Разъяснение N 4), изменяющих суть документации об Аукционе.
Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 13.09.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 4 070 808 690 рублей;
4) на участие в Аукционе подано 4 заявки от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущено 4 участника закупки;
6) дата проведения Аукциона - 03.10.2016;
7) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 4 участника Аукциона.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, размещенные Заказчиком в ЕИС Разъяснение N 3 и Разъяснение N 4 изменяют суть документации об Аукционе.
Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии с частью 5 статьи 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
На заседании Комиссии представитель Заявителя пояснил, что, Разъяснение N 3 и Разъяснение N 4 противоречат положениям инструкции по заполнению заявок на участие в Аукционе, содержащейся в документации об Аукционе (далее - Инструкция), а именно: в инструкции указано, что сведения, представляемые участниками закупки в отношении показателей товаров, используемых при выполнении работ, не должны сопровождаться, в том числе словами "не более", "не менее", "от", "до", при этом из указанных разъяснений положений документации об Аукционе следует, что показатели товаров, значения которых предполагают конкретное значение и находятся в диапазоне, при отсутствии таких товаров на момент подачи заявки на участие в Аукционе, могут указываться как в цифровом диапазоне, так и с использованием слов "не более", "не менее", "от", "до".
Инструкция содержит, в том числе следующее: "Предоставляемые участником закупки сведения не должны сопровождаться словами "эквивалент", "аналог", "типа", "от", "до", "не более", "не менее", "выше", "ниже", "не выше", "не ниже", "максимум", "минимум", "должен" (в любых словосочетаниях и падежах), "должна" (в любых словосочетаниях и падежах) и т.п. и допускать разночтения или двусмысленное толкование. При заполнении первой части заявки участниками закупки должны применяться обозначения (единицы измерения, наименования показателей, технических, функциональных параметров) в соответствии с обозначениями, установленными в Приложении N1 к Документации об электронном аукционе.
В случае, если показатель (или его значение), установленный в Приложении N1 к Документации об электронном аукционе для определения соответствия его потребностям или эквивалентности предлагаемого к использованию при выполнении работ товара (в т. ч. показатели, сопровождающиеся словосочетаниями и знаками "в пределах", "не более", "не менее", "не выше", "не ниже", "от", "до", и т.п., сопровождается знаком "1", то участник закупки в своей заявке, должен указать диапазонное значение показателя в установленных требованиями пределах".
В Разъяснении N 3 указано, в том числе следующее: "N п/п 6, для товара: - Минеральный порошок МП-1 не активированный (в составе горячего мелкозернистого плотного асфальтобетона типа Б марки II) В графе "Требования" указана характеристика: "Зерновой состав1, % по массе: мельче 1,25 мм не менее 100%". Просим разъяснить, не является ли ошибкой сопровождение данного показателя знаком "1" и какие значения указанного показателя будут соответствовать требованиям заказчика. Аналогичный вопрос по Минеральному порошку МП - 1 в товарах под порядковыми номерами 10, 12.
Разъяснение. В соответствии с требованиями инструкции по представлению конкретных показателей используемого товара, соответствующих значениям, установленным документацией об электронном аукционе в случае, если показатель (или его значение), установленный в Приложении N 1 к Документации об электронном аукционе для определения соответствия его потребностям или эквивалентности предлагаемого к использованию при выполнении работ товара (в т. ч. показатели, сопровождающиеся словосочетаниями и знаками "в пределах", "не более", "не менее", "не выше", "не ниже", "от", "до", и т.п., сопровождается знаком "1", то участник закупки в своей заявке, должен указать диапазонное значение показателя в установленных требованиями пределах.
Пример заполнения. Зерновой состав, % по массе: мельче 1,25 мм не менее 100%".
Разъяснение N 4 содержит, в том числе следующее: "Запрос:..Кроме того, при описании химического состава, участник обязан ещё и переформулировать показатели, указанные в документации и в ГОСТах, исключив из них слова "от", "до", "более", "менее" и др., что сделать в большинстве случаев не представляется возможным, (например, "Водонасыщение, % по объему вырубок и кернов готового покрытия не более 4,5.
Разъяснение: Показатели товаров значения которых предполагают конкретную цифру и которые находятся в диапазоне определяемым словами "св", "от", "до", "более", "менее" и др., при фактическом отсутствии этих товаров у участника закупки на момент подачи заявки могут указываться как в цифровом диапазоне, так и "не более 4,5".
Пунктом 6 Приложения N 1 ("Требования к материалам, применяемым при выполнении работ, а также минимальные и максимальные значения показателей таких материалов и значения показателей, которые не могут изменяться") к документации об Аукционе (далее - Приложение N 1) установлено, в том числе следующее: "Горячий мелкозернистый плотный асфальтобетон типа Б марки II. Водонасыщение1, % по объему: вырубок и кернов готового покрытия не более 4,5; Минеральный порошок МП -1 неактивированный (в составе горячего мелкозернистого плотного асфальтобетона типа Б марки II). Зерновой состав1, % по массе".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что в указанных разъяснениях Заказчик ссылается на положение Инструкции, согласно которому в случае, если показатель (или его значение), установленный в Приложении N 1, "(в т.ч. показатели, сопровождающиеся словосочетаниями и знаками "в пределах", "не более", "не менее", "не выше", "не ниже", "от", "до", и т.п.), сопровождается знаком "1"", то участник закупки в своей заявке, должен указать диапазонное значение показателя в установленных требованиями пределах, а также разъясняет право участника закупки, в случае отсутствия таких товаров у участника на момент подачи заявки, указывать значения показателей как в цифровом диапазоне, так и неконкретно с использованием слов "не более", "не менее" и т.п.
Представители Заказчика на заседании Комиссии также пояснили, что указанные разъяснения не противоречат Инструкции и уточняют порядок указания участниками закупки в своих заявках на участие в Аукционе значений показателей, сопровождающихся в Приложении N 1 символом "1".
При этом представители Заказчика сообщили, что указанные в запросах на разъяснение положений документации об Аукционе показатели товаров ("Водонасыщение", "Зерновой состав") установлены в Приложении N 1 с использованием символа "1", что в соответствии с Инструкцией означает, что участник закупки в своей заявке, должен указать диапазонное значение показателя в установленных требованиями пределах.
Вместе с тем, Заявителем на заседании Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода, в связи с чем довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В ряде пунктов приложении N 1 установлены требования к химическому составу товара применяемого при выполнении работ, так, например: "6. Битум марка БНД 60/90 (в составе горячего крупнозернистого пористого асфальтобетона марки I). Глубина проникания иглы1, 0,1мм (ед. измерения): при 25°С - 61 - 90; при 0°С - не менее 20. Температура размягчения по кольцу и шару1, не ниже 47°С.; 12. Щебеночно-мастичный асфальтобетон ЩМА-20.Трещиностойкость - предел прочности на растяжение при расколе при температуре 0°С1" и др.
Комиссия приходит к выводу, что инструкция, содержащаяся в документации об Аукционе, устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели сырья, веществ, материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров, технологических процессов изготовления указанных товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Действия Заказчика, не установившего в документации надлежащую инструкцию по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссией установлено, что неустановление Заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявок повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), все поданные заявки на участие в Аукционе допущены к участию в Аукционе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Стройновация" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что выявленное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание не выдавать.
4. Передать материалы дела от 05.10.2016 N К-1612/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 5 октября 2016 г. N К-1612/16 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был