Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "СТРОЙИНДУСТРИЯ" (далее - Заявитель) на действия КГКУ "Управление автомобильных дорог по Красноярскому краю" (далее - Заказчик), Агентства государственного заказа Красноярского края (далее - Уполномоченный орган) при проведении аукционной комиссией Агентства государственного заказа Красноярского края (далее - Аукционная комиссия), ООО "РТС-ТЕНДЕР" (далее - Оператор электронной площадки), Заказчиком, Уполномоченным органом электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение комплекса работ по реализации проекта - "Строительство автодороги в створе ул. Волочаевской от ул. Дубровинского до ул. Копылова" в г. Красноярске I этап строительства" (номер извещения 0119200000116004982) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Оператором электронной площадки, Заказчиком, Аукционной комиссией, Уполномоченным органом Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. В ряде позиций Приложении N 1 к документации об Аукционе, не установлен конкретный товар, сведения о котором необходимо предоставить участникам закупки в составе первых частей.
2. В Приложении N 1 к документации об Аукционе, установлены неправомерные требования к описанию участниками закупки в составе первых частей заявок сведений о химическом и компонентном составе товаров и материалов применяемых при выполнении работ, а также результатов использования таких товаров и материалов, что приводит к ограничению количества участников закупки.
Заказчик в письменном пояснении N 03/4384 от 11.10.2016 (далее - Письменные пояснения) не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 12.09.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 3 328 755 890 рублей;
4) на участие в Аукционе подано 4 заявки от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущено 3 участника закупки;
6) дата проведения Аукциона - 10.10.2016;
7) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 3 участника Аукциона.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в ряде позиций Приложения N 1 к документации об Аукционе, не установлен конкретный товар, сведения о котором необходимо предоставить участникам закупки в составе первых частей.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В Приложении N 1 к документации об Аукционе Заказчиком, Уполномоченным органом установлены следующие требования к товарам и материалам используемым при выполнении работ:
"1. Материалы для изготовления тяжёлого бетона на цементных вяжущих и плотных заполнителях для путепроводов.
Материалы для изготовления тяжёлого бетона на цементных вяжущих и плотных заполнителях. Бетон класс прочности на сжатие В25 - В40; марка по морозостойкости F300 - F300*; марка по водонепроницаемости: W6 - W8.
2. Материалы для изготовления тяжёлого бетона на цементных вяжущих и плотных заполнителях для пешеходных переходов в разных уровнях. Материалы для изготовления тяжёлого бетона на цементных вяжущих и плотных заполнителях. Бетон класс прочности на сжатие В15 - В35; марка по морозостойкости F200 - F300; марка по водонепроницаемости: W6 - W8.
3. Материалы для изготовления тяжёлого бетона на цементных вяжущих и плотных заполнителях для подпорных стенок и пандусов.
Материалы для изготовления тяжёлого бетона на цементных вяжущих и плотных заполнителях. Бетон класс прочности на сжатие В20 - В25; марка по морозостойкости F150 - F300; марка по водонепроницаемости: W4 - W6".
При этом, Комиссией установлено, что Приложение N 1 к документации об Аукционе содержит следующее примечание в отношении указанных позиций: "Данные характеристики указать для всех классов применяемого бетона".
Вместе с тем, согласно Приложению "Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе" к документации об Аукционе:
"Если в описании объекта закупки значения технических параметров указаны в диапазоне в сопровождении знака "-" или "от_.до", то необходимо указать конкретные значения показателей. Соответствующим потребностям заказчика является любое значение из установленного диапазона, в том числе крайние минимальные или максимальные значения из установленного диапазона".
Согласно Письменным пояснениям Заказчика характеристики компонентов, из которых состоит бетон, зависят от класса прочности бетона. В связи с тем, что согласно проектной документации предусмотрено применение различных марок бетона в зависимости от назначения конструкции, то в документации об Аукционе установлены диапазоны значений, в пределах которых и необходимо указать конкретные значения показателей применяемых бетонов. Указанные позиции участнику закупки необходимо определить в технической части состава документации об Аукционе. Таким образом, участнику закупки необходимо раскрыть показатели всех видов тяжелых бетонов, которые будут использоваться в рамках строительства дороги.
Изучив документацию об Аукционе, Комиссия приходит к выводу, что положения документации об Аукционе в отношении ряда товаров указанных в Приложении N 1 к документации об Аукционе, не позволяют однозначно определить, в каких случаях Заказчиком, Уполномоченным органом установлены требования к одному товару, используемому при выполнении работ, а в каких к нескольким, что не позволяет участникам закупки надлежащим образом сформировать свое предложение и подать заявку на участи в Аукционе.
Указанные действия Заказчика, Уполномоченного органа не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку по указанным основаниям заявки участников Аукциона не отклонялись.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в Приложении N 1 к документации об Аукционе, установлены неправомерные требования к описанию участниками закупки в составе первых частей заявок сведений о химическом и компонентном составе товаров и материалов применяемых при выполнении работ, а также результатов использования таких товаров и материалов, что приводит к ограничению количества участников закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В ряде пунктов Приложения N 1 к документации об Аукционе Заказчиком, Уполномоченным органом установлены требования к товарам и материалам, используемым при выполнении работ, при этом участнику закупки необходимо предоставить сведения о химическом и компонентном составе таких товаров и материалов, а также необходимо предоставить сведения о результатах испытаний таких товаров и материалов, например:
"1. Бетон тяжелый: Бетонная смесь
Объём вовлечённого воздуха, от объема:
- для мостовых бетонных и железобетонных конструкций % 3,51,5;
- для покрытий проезжей части мостов % 5,50,5;
Минимальный расход цемента, не менее кг/м3 290.
Вода: - Окисляемость воды, не более мг/л 15;
- Водородный показатель воды pH не менее 4 и не более 12,5;
Добавки: - Общее количество химических добавок от массы цемента, не более % 5;
- Критерий эффективности воздухововлекающих и газообразующих добавок % от 2,0 до 6,0".
Комиссия приходит к выводу, что требования к товарам и материалам, содержащиеся в документации об Аукционе, устанавливают требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров и материалов, используемых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели химического и компонентного состава, а также результатов испытания таких товаров и материалов. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар и материалы, предлагаемые к использованию при выполнении работ для представления подробных сведений о химическом и компонентном составе, а также результатов испытания таких товаров и материалов.
Кроме того, Комиссией установлено, что Приложение N 3 "Перечень нормативно-технических документов, обязательных при выполнении работ" документации об Аукционе, не позволяет сопоставить какими именно требованиями технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, участникам закупки следует руководствоваться при указании в своих заявках соответствующих значений показателей товара.
Указанные действия Заказчика, Уполномоченного органа, не установивших в документации об Аукционе надлежащие требования к товарам при заполнении первой части заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Вместе с тем, Комиссией установлено, что в соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 07.10.2016 N 0119200000116004982-1 (далее - Протокол) участнику закупки с порядковым номером заявки "4" отказано в допуске к участию в Аукционе по следующему основанию:
"Содержание первой части заявки участника размещения заказа не соответствует требованиям, установленным документацией об аукционе: в составе заявки на участие в аукционе в электронной форме участником размещения заказа по позициям N N 1.1.4, 1.2.4, 1.3.4, 1.4.4, 1.5.4, 1.6.4, 1.7.4, 1.8.4, 1.9.4, 1.10.4, 1.11.4, 1.12.4, 2.1.3, 2.2.3, 2.3.3, 2.4.3, 2.5.3, 3.1.3, 3.2.3, 3.3.3, указаны значения показателей используемого товара, которые не соответствуют требованиям пункта А.2.7 и Таблицы А.3 ГОСТа 26633-2015, по данным позициям участником было предложено значение "1000 - (верхняя граница ГОСТ 26633-2015 не установлена)", в ГОСТе (пункт А.2.7, Таблица А.3) значения данного показателя установлены "не ниже 1200", что не соответствует требованиям документации об аукционе в электронной форме. На основании ч.3 ст. 66 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" комиссией принято решение признать заявку на участие в аукционе в электронной форме участника размещения заказа не соответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе в электронной форме".
В Приложении N 1 к документации об Аукционе Заказчиком, Уполномоченным органом установлены следующие требования к материалам используемым при выполнении работ:
"1. Материалы для изготовления тяжёлого бетона на цементных вяжущих и плотных заполнителях для путепроводов.
Материалы для изготовления тяжёлого бетона на цементных вяжущих и плотных заполнителях. Бетон класс прочности на сжатие В25 - В40; марка по морозостойкости F300 - F300*; марка по водонепроницаемости: W6 - W8.
Крупный заполнитель:
3. Щебень и гравий из плотных горных пород:
4. Марка щебня:
- из изверженных пород, не ниже 1000".
Изучив первую часть заявки Заявителя на участие в Аукционе, представленную Заказчиком в Письменном пояснении, Комиссия установила, что заявка содержит следующие сведения:
"Марка щебня:
- из изверженных пород, 1000".
Согласно Протоколу участником закупки с порядковым номером заявки "4" указаны противоречивые сведения в отношении "марки щебня: из изверженных пород", поскольку в соответствии с ГОСТ 26633-2015 минимальное значение вышеуказанной позиции составляет "1200", в связи с чем Аукционной комиссией принято решение об отказе участнику закупки с порядковым номером "4" в допуске на участие в Аукционе.
Вместе с тем, Комиссией установлено, что заявка участника закупки с порядковым номером "4" соответствует требованиям Технического задания документации об Аукционе.
Кроме того, учитывая, что Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе надлежащим образом не установлены требования о соответствии товаров техническим регламентам, стандартам и иным документам, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, которыми участникам закупки следует руководствоваться при указании в своих заявках соответствующих значений показателей товара, Аукционной комиссией неправомерно принято решение об отказе заявке с порядковым номером "4" в допуске к участию в Аукционе, что нарушает часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Согласно части 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.
При этом согласно части 2 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, позволяющие определить соответствие закупаемой работы установленным заказчиком требованиям.
Отсутствие в документации о закупке функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки, требований к результатам работ, в том числе отсутствие в составе документации о закупке полного объема проектной документации приводит к невозможности формирования участником закупки предложения по исполнению государственного (муниципального) контракта.
На заседании Комиссии устоновлено, что проектно-сметная документация размещена в ЕИС не в полном объеме, а именно, в составе проектной документации отсутствует раздел N 5 "Проект организации строительства" и раздел N 9 "Смета на строительство".
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, не разместившего в ЕИС проектно-сметную документацию в полном объеме, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе. Указанное нарушение содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "СТРОЙИНДУСТРИЯ" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
4. В связи с тем, что по выявленным нарушениям выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок от 11.10.2016 по делу N К-1648/16, по данному делу предписание не выдавать.
5. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решения от 11.10.2016 по делу N К-1648/16 должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 12 октября 2016 г. N К-1649/16 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был