Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "АТП" (далее - Заявитель) на действия Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Заказчик) при проведении ООО "РТС-ТЕНДЕР" (далее - Оператор электронной площадки), Заказчиком электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по автотранспортному обслуживанию центрального аппарата Росреестра (номер извещения 0173100010916000124) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Оператором электронной площадки, Заказчиком Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Техническое задание документации об Аукционе содержит неправомерное требования к трудовым ресурсам исполнителя.
2. Техническое задание документации об Аукционе, содержит ряд требований, которые являются необъективными и приводят к ограничению участников закупки.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 28.09.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 137 315 520 рублей;
4) дата окончания подачи заявок - 14.10.2016.
1. По мнению Заявителя, Заказчиком в Техническом задании документации об Аукционе установлено неправомерное требования к трудовым ресурсам исполнителя, а именно, необходимость исполнителя согласовывать в письменном виде кандидатуры водительского состава и диспетчеров привлекаемых для выполнения услуг в рамках государственного заказа.
В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что согласно Техническому заданию документации об Аукционе указанные требования о необходимости представить в письменном виде кандидатуры водительского состава и диспетчеров, в том числе с указанием паспортных данных, установлены к исполнителю на стадии исполнения контракта для соблюдения пропускного режима в здание Заказчика.
Вместе с тем, представителем Заявителя на заседании Комиссии не представлено доказательств подтверждающих обратное, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. По мнению Заявителя, Заказчиком в Техническом задании документации об Аукционе, установлен ряд требований, которые являются необъективными и приводят к ограничению количества участников закупки.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
На заседании Комиссии представитель Заявителя пояснил, что пункты 2.16, 2.20, 2.24, 2.29, 2.32 Технического задании документации об Аукционе содержат необъективные требования, что приводит к ограничению участников закупки.
Пунктами 2.16, 2.20, 2.24, 2.29, 2.32 Технического задании документации об Аукционе установлены следующие положения:
"2.16. В целях сокращения холостых пробегов, оптимизации эксплуатации и использования автотранспорта место расположения стационарной парковки и автомоек, должны находиться в пределах Третьего транспортного кольца города Москвы.
2.20. В процессе оказания Услуги Исполнитель (в случае необходимости) по заявке Заказчика обеспечивает дневную парковку автотранспорта в рабочее время вблизи административных зданий Заказчика (г. Москва, Чистопрудный бульвар, д.6/19 и г. Москва, ул. Воронцово Поле, д.4а), с диспетчером (ответственное лица от Исполнителя) с возможностью контакта посредством телефонной связи). Географическое расположение парковки должно предусматривать возможность подачи автотранспорта по адресу расположения административных зданий Заказчика (г. Москва, Чистопрудный бульвар, д.6/19 и г. Москва, ул. Воронцово Поле, д.4а), в срок, не позднее 10 (десять) минут с момента поступления заявки (при обязательном соблюдении Правил дорожного движения). Временем получения заявки при этом считается время телефонного звонка Заказчика в адрес диспетчерской службы Исполнителя.
2.24. В течение 20 (Двадцати) календарных дней с даты подписания акта о приёме-передачи автотранспорта (Приложение N 2 к Контракту), Исполнителем проводится независимая экспертиза, по результатам которой должно быть выявлено состояние кузова и его лакокрасочного покрытия, салона, двигателя, трансмиссии, электрооборудования и подвески всех автотранспортных средств, переданных Заказчиком. Время проведения независимой экспертизы по каждому автотранспортному средству предварительно письменно согласовываются с Заказчиком. Результаты проведенной экспертизы предоставляются Заказчику в письменном виде в течение 2 (Двух) рабочих дней после окончания проведения экспертизы. После этого, в течение 2 (Двух) рабочих дней Заказчик самостоятельно или с привлечением экспертов (экспертных организаций) проверяет, анализирует и согласовывает результаты проведенной экспертизы. Далее, в течение 20 (Двадцати) календарных дней, в соответствии с согласованными с Заказчиком результатами независимой экспертизы Исполнитель проводит внеочередное техническое обслуживание и ремонт неисправностей, выявленных экспертизой, а также любых иных неисправностей автотранспортных средств. Время проведения технического обслуживания и ремонта по каждому автотранспортному средству предварительно письменно согласовываются с Заказчиком. В течение 5 (Пяти) рабочих дней после окончания срока проведения технического обслуживания и ремонта Исполнитель письменно предоставляет Заказчику их результаты с отчетными документами.
2.29. Автотранспорт, выбывший с рейса либо не вышедший в рейс по различным причинам (поломка, дорожно-транспортное происшествие, плановое техническое обслуживание, внеплановый ремонт, не укомплектованность экипажем, водителем, мероприятия, связанные с приемом и передачей автотранспорта, иные причины), в течение 1 (одного) часа с момента убытия (невыхода) с рейса должны заменяться автотранспортными средствами Исполнителя аналогичного класса (категории) или выше из состава автотранспортных средств Исполнителя. При этом автотранспортные средства, применяемые для замены, должны быть свободными от исполнения договорных обязательств по оказанию транспортных услуг третьим лицам. Год выпуска таких автотранспортных средств не ранее 2014 года. Полный комплекс обслуживания подменного автотранспорта проводится за счет средств Исполнителя.
2.32. В целях сокращения холостых пробегов, оптимизации эксплуатации и использования автотранспорта место расположения предприятий, осуществляющих техническое обслуживание и ремонт автотранспорта должны находиться в пределах Московской кольцевой автомобильной дороги".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили и представили сведения, что вышеуказанные требования установлены в соответствии с потребностями Заказчика и не противоречат требованиям Закона о контрактной системе. Кроме того, представители Заказчика дополнили, что в настоящее время Заявителем исполняется контракт с аналогичными условиями.
Вместе с тем, Заявителем на заседании Комиссии не представлено доказательств подтверждающих, что указанные требования вводят участников закупки в заблуждение, и как следствие ограничивают число участников закупки.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 N 1063 утверждены правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - Правила).
Согласно части 3 Правил размер штрафа устанавливается условиями контракта в виде фиксированной суммы, рассчитываемой как процент цены контракта или ее значения, определяемого в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе.
Пунктом 4 Правил установлено, что за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Пунктом 5 Правил установлено, что за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
При этом Комиссией установлено, что проект контракта, являющийся неотъемлемой частью Конкурсной документации, содержит следующие положения:
"8.3. В случае ненадлежащего исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных настоящего Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств Исполнитель вправе взыскать с Заказчика штраф в размере3:
а) 2,5 процента цены настоящего Контракта в случае, если цена настоящего Контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены настоящего Контракта в случае, если цена настоящего Контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей.
Размер штрафа устанавливается в сумме ________ (_____________) рублей ____ копеек (в размере ___% от цены настоящего Контракта).
8.7. За ненадлежащее исполнение Исполнителем обязательств, предусмотренных настоящим Контрактом, за исключением просрочки исполнения Заказчиком, Исполнителем обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных настоящим Контрактом Исполнитель выплачивает Заказчику штраф в размере5:
а) 10 процентов цены настоящего Контракта в случае, если цена настоящего Контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены настоящего Контракта в случае, если цена настоящего контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей.
Размер штрафа устанавливается в сумме ________ (_____________) рублей ____ копеек (в размере ___% от цены настоящего Контракта)".
При этом подпункты "а" - "г" пунктов 4 и 5 Правил содержат различные размеры штрафа в зависимости от цены контракта. Учитывая, что контракт заключается по цене, предлагаемой участником закупки, но не превышающей начальную (максимальную) цену контракта, заказчикам целесообразно устанавливать в проекте контракта под отлагательным условием все возможные значения размеров штрафа, предусмотренные Правилами для каждого порогового значения цены контракта, за исключением пороговых значений, превышающих начальную (максимальную) цену контракта.
Учитывая, что начальная максимальная цена контракта составляет 137 315 520 рублей, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в проекте контракта не установлен соответствующий требованиям Правил размеры штрафа за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также размера штрафа за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом.
Таким образом, действия Заказчика не установившего порядок определения размера штрафа надлежащим образом, нарушают части 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "АТП" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения частей 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 12.10.2016 по делу N К-1650/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 12 октября 2016 г. N К-1650/16 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был