Комиссия, рассмотрев жалобу ООО "Эверест" (далее - Заявитель) на действия Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - Заказчик), при проведении ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки), Заказчиком, аукционной комиссией Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - Аукционная комиссия) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку рукава пожарного напорного с соединительной арматурой Dn-50 (скат.) (номер извещения 0173100003416000091) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. В документации об Аукционе не установлены надлежащим образом требования к составу и содержанию заявки на участие в Аукционе, в том числе установлены требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, конкретных показателей результатов испытаний, а также химического, компонентного состава товаров.
2. В документации об Аукционе не установлены требования о предоставлении документов, подтверждающих соответствие требованиям, предусмотренным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" (далее - Постановление N 1457).
3. Заказчиком размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) разъяснение положений документации об электронном аукционе от 22.09.2016 N РД3 (далее - Разъяснение), изменяющее суть документации об Аукционе.
4. Заказчиком в проекте контракта документации об Аукционе не установлен срок выплаты аванса исполнителю.
5. Заказчиком в проекте контракта документации об Аукционе не указан конкретный срок направления извещения о приемке и экспертизы товара.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 10.09.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта -104 695 500 рублей;
4) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущено 2 участника закупки;
6) дата проведения Аукциона - 17.10.2016.
1. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
На заседании Комиссией установлено, что в Техническом задании документации об Аукционе установлены, в том числе, следующие требования к товару: "Внутренний диаметр рукава (мм.) и условный проход - 51,0 (50) +2,0; прочность связи внутреннего покрытия с каркасом рукава, должна быть, Н/см, не менее 10; Относительное удлинение рукава должно быть при рабочем давлении, %, не более 5,0; Относительное увеличение диаметра при рабочем давлении, %, не более 5,0; Стойкость к абразивному износу рукава диаметром 51 мм, циклов, не менее 200; Стойкость к воздействию стержня, имеющего температуру наружной поверхности 3000 С, с, не менее 30".
На заседании Комиссии представитель Заявителя пояснил, что исходя из положений документации об Аукционе, не представляется возможным определить, как именно необходимо заполнить заявку на участие в Аукционе и какие показатели товара подлежат включению в состав заявки, поскольку, в том числе, ряд значений показателей, установленных в Техническом задании документации об Аукционе, определяются по результатам испытаний, согласно соответствующим ГОСТ.
Таким образом, указанные действия Заказчика нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно пункту 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В соответствии с пунктами 2, 8 части 3 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса заказчик, в том числе указывает:
- требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе;
- условия, запреты, ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты, ограничения установлены заказчиком в конкурсной документации в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
В соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе участники закупки должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, к лицам, осуществляющим выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" (далее - Постановление N 1457) утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года (далее - Перечень).
Согласно пункту 5 Перечня, к таким видам работ и услуг относится выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Вместе с тем, объектом закупки является поставка рукава пожарного напорного с соединительной арматурой Dn-50 (скат.)
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. В соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Частью 5 статьи 65 Закона о контрактной системе установлено, что разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком 22.09.2016 размещено ЕИС разъяснение положений документации об Аукционе NРД3, с указанием предмета запроса, следующего содержания: "Здравствуйте, вопрос N 7 предлагаемые вам пожарные рукава и пожарные головки производятся в России и мы эту информацию укажем в аукционной заявке копии сертификатов на пожарные рукава и пожарные головки требуется предоставлять в составе аукционной заявке в первой, второй части или нет?"
В связи с поступлением указанного запроса о разъяснении положений документации об электронном аукционе, Заказчик разъясняет следующее: "Копии сертификатов на поставляемую продукцию необходимо представлять во второй части заявки".
Вместе с тем, пунктом 22 информационной карты документации об Аукционе, требование о предоставлении копий сертификатов на поставляемый товар во второй части заявки на участие в Аукционе не установлено.
При этом, на заседании Комиссии Заказчик пояснил, что в соответствии с проектом контракта документации об Аукционе сертификаты передаются при поставке товара.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что указанное разъяснение положений документации об Аукционе изменяет суть документации об Аукционе в разъясняемой части и нарушают часть 5 статьи 65 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о Контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
В пункте 24 информационной карты документации об Аукционе, установлено: "Оплата товара производится по факту поставки товара в течение 30 дней с даты подписания Заказчиком Акта приемки продукции. Предоставляется авансирование в размере: 30% от цены государственного контракта".
Также в пункте 2.4 проекта государственного контракта документации об Аукционе, установлено: "После подписания Контракта при условии поступления средств федерального бюджета Заказчик на основании счета Поставщика производит перечисление аванса в размере 30% от суммы настоящего Контракта".
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
5. В соответствии с пунктом 3.14 проекта государственного контракта установлено следующее: "Приемка и экспертиза Товара производится Уполномоченной комиссией по письменному извещению (Приложение N 6) от Поставщика о готовности Товара и его соответствии условиям Контракта (посредством почтовой или электронной связи) на территории Поставщика. Указанное извещение направляется Заказчику заблаговременно с учетом времени, необходимого для проезда Уполномоченной комиссии к месту приемки, и продолжительности приемки. Продолжительность приемки определяется временем, необходимым для проверки Товара в объеме требований к Товару, установленных настоящим Контрактом и нормативно-технической документацией, но не более 10 (десяти) дней".
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что ответ на вопрос о том, что в проекте контракта документации об Аукционе не указан конкретный срок направления извещения о приемке и экспертизы товара указан в разъяснениях от 28.09.2016 NРД8 документации об Аукционе, согласно которым Заказчик разъясняет следующее: "Вопрос 4.3 заблаговременно в контексте аукционной документации подразумевает разумный срок, предлагаемый на выбор поставщика, с целью уведомления уполномоченной комиссии о возможности проведения приемки готовой продукции".
Вместе с тем, Заявитель на заседании Комиссии не представил доказательств, подтверждающих, что указанный пункт проекта документации об Аукционе противоречит Закону о контрактной системе, в связи с чем указанный довод не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Эверест" обоснованной в части действий Заказчика установившего неправомерные требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, конкретных показателей результатов испытаний, а также в части предоставления разъяснений положений документации об Аукционе, которые изменяют ее суть.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 64, части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 12.10.2016 N К-1653/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 12 октября 2016 г. N К-1653/16 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был