Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Би энд эР" (далее - Заявитель) на действия Министерства транспорта Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении ЗАО "СБЕРБАНК-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки), аукционной комиссией Министерства транспорта Российской Федерации (далее - Аукционная комиссия), Заказчиком электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту лифтов (номер извещения 0173100013916000152) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Оператором электронной площадки, Аукционной комиссией, Заказчиком Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Указанные в Техническом задании документации об Аукционе работы не соответствует наименованию предмета закупки.
2. Заказчиком не даны по существу разъяснения на запрос о разъяснении положений документации об электронном аукционе от 06.10.2016 N РД3 (далее - Разъяснения от 06.10.2016 NРД3).
3. Техническое задание документации об Аукционе содержит сведения не соответствующие требованиям ГОСТ 55964-2014.
4.Техническое задание документации об Аукционе содержит противоречивые сведения в отношении наименования товаров, а также излишние требования к материалам, показатели которых необходимо указать в составе первой части заявки.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 30.09.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 750 000 рублей;
4) на участие в Аукционе подано 4 заявки от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущено 4 участника закупки;
6) дата проведения Аукциона - 14.10.2016.
1. По мнению Заявителя, Заказчиком в Техническом задании документации об Аукционе указаны работы не соответствующие наименованию предмета закупки, а именно работы по замене изношенных деталей.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Комиссией установлено, что в соответствии с Извещением о закупке, размещенным в ЕИС, а также документацией об Аукционе объектом закупки является оказание услуг по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту лифтов.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что Техническое задание документации об Аукционе содержит положения о необходимости ремонта деталей и оборудования, что не противоречит объекту закупки.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился и не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода.
Таким образом, довод Заявителя, не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком не даны разъяснения по существу запроса о даче разъяснений положений документации об Аукционе от 06.10.2016 NРД3.
В соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что 06.10.2016 Заказчиком размещен в ЕИС запрос о разъяснении положений документации об Аукционе, а также разъяснение положений документации об Аукционе по существу и в полном объеме.
Комиссия также установила, что 06.10.2016 в ЕИС размещены разъяснения положений документации об Аукционе 06.10.2016 N РД3 содержащее предмет запроса.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился, и не представил доказательств, подтверждающих, что Заказчиком не даны разъяснения положений документации об Аукционе по существу запроса.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. По мнению Заявителя, Заказчиком в Техническом задании документации об Аукционе установлены требования не соответствующие ГОСТ 55964-2014, а именно "время освобождения пассажира".
Пунктом 7.4.3 ГОСТ Р 55964-2014 "Лифты. Общие требования безопасности при эксплуатации" установлены следующие положения:
"7.4.3 Время эвакуации пассажиров из кабины остановившегося лифта не должно превышать 30 мин с момента поступления информации в аварийную службу специализированной организации".
Пунктом 11 Технического задания документации об Аукционе установлены следующие требования:
"Время освобождения пассажира не должно превышать 20 минут, с момента регистрации поступившего вызова на лифтовую аварийную службу".
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что в
пункте 11 Технического задания документации об Аукционе допущена техническая ошибка. При этом, Заказчиком в Разъяснении от 06.10.2016 N РД3 указано в соответствии с ГОСТ Р 55964-2014, что время эвакуации пассажиров из кабины остановившегося лифта не должно превышать 30 мин с момента поступления информации.
Таким образом, действия Заказчика установившего в документации об Аукционе требования не соответствующие требованиям ГОСТ 55964-2014 нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
(далее - КоАП).
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку не явилось основанием для отклонения заявок на участие в Аукционе, а также Заказчиком указаны надлежащие сведения в ответе на запрос о разъяснении положений документации об электронном аукционе от 06.10.2016 N РД3
4. По мнению Заявителя, Заказчиком в Техническом задании документации об Аукционе указаны противоречивые сведения в отношении наименования товаров в пунктах 35, 36, 38 Таблицы "Сведения о качестве, технических характеристиках, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, используемого при выполнении работ" Технического задания к документации об Аукционе, а также излишние требования к материалам, показатели которых необходимо указать в составе первой части заявки.
На заседании Комиссии представитель Заказчика, пояснил, что в пунктах 35, 36, 38 Таблицы "Сведения о качестве, технических характеристиках, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, используемого при выполнении работ" Технического задания к документации об Аукционе допущена техническая ошибка в отношении наименования позиции, так например, пункт 36 Технического задания документации об Аукционе наименование товара "Плавкая вставка Ремень зубчатый" в следствие технической ошибки следует читать как "Ремень зубчатый".
Таким образом, действия Заказчика, допустившего техническую ошибку при описании наименования товара, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В ряде пунктов Таблицы "Сведения о качестве, технических характеристиках, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, используемого при выполнении работ" Технического задания к документации об Аукционе Заказчиком установлены требования к товарам и материалам, используемым при выполнении работ, при этом участнику закупки необходимо предоставить сведения о химическом и компонентном составе таких товаров и материалов, а также необходимо предоставить сведения о результатах испытаний таких товаров и материалов, например:
"17. Олово:
Марка - согласно следующим техническим требованиям:
Содержание в олове серы, массовая доля 0 - 0,06 % ;
Содержание в олове железа, массовая доля, не менее 1*10-5 %;
Содержание в олове мышьяка, массовая доля, 1*10-4 %;
Содержание в олове кобальта, массовая доля, 1*10-5 %;
Содержание в олове свинца, массовая доля, не менее 1*10-6 %;
Содержание в олове сурьмы, массовая доля 5*10-5 %;
Содержание в олове меди, массовая доля 1*10-5 %;
Содержание в олове серы, массовая доля 0,007- 0,02 %;
Содержание в олове железа, массовая доля, не более 0,01 %;
Содержание в олове мышьяка, массовая доля 0,01-0,012 %;
Содержание в олове меди, массовая доля, 0,01-0,02 %;
Содержание в олове свинца, массовая доля, не более 0,03 %;
Содержание в олове сурьмы, массовая доля, не более 0,04 %;
Содержание в олове кобальта, массовая доля: наличие или отсутствие %;
27. Ацетон химически чистый:
Массовая доля воды, не более 0,4 %;
Массовая доля нелетучего остатка % менее 2 %;
Массовая доля кислот (в пересчете на уксусную кислоту), %
не более 0,0022 %;
Массовая доля щелочей (в пересчете на аммиак), не более 0,001 %;
Массовая доля веществ, восстанавливающих KMgO4, % не более 0,1 %;
Массовая доля метанола, не более 0,055 %;
Массовая доля альдегидов (в пересчете на формальдегид),
не более 0,002 %;
Плотность при температуре 20°С, в пределах 0,789 - 0,791 показатель преломления 1,3580-1,3610;
Температурные пределы перегонки (не менее 85% об) при 101,3 кПа, в пределах 55,6-56,2 °С".
Комиссия приходит к выводу, что требования к товарам и материалам, содержащиеся в документации об Аукционе, устанавливают требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров и материалов, используемых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели химического и компонентного состава, а также результатов испытания таких товаров и материалов. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар и материалы, предлагаемые к использованию при выполнении работ для представления подробных сведений о химическом и компонентном составе, а также результатов испытания таких товаров и материалов.
Указанные действия Заказчика не установившего в документации об Аукционе надлежащие требования к товарам при заполнении первой части заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.
При этом Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку не явилось основанием для отклонения заявок на участие в Аукционе, кроме того, на участие в Аукционе подано 4 заявки признанные соответствующими требованиям документации об Аукционе.
5. Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе закреплено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" (далее - Постановление N 1457) утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года (далее - Перечень).
Согласно пункту 5 Перечня, к таким работам относятся, в том числе выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Комиссией установлено, что Заказчиком в документации об Аукционе не установлены требования к участникам Аукционе, предусмотренные Постановлением N 1457.
Указанные действия Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Би энд эР" обоснованной в части установления неправомерных требований в Техническом задании документации об Аукционе противоречащих ГОСТ 55964-2014, в части технической ошибки при описании наименования товара, а также в части избыточного требования при описании участниками закупки товаров и материалов используемых при выполнении работ.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 31, пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы от 13.10.2016 по делу N К-1654/16 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 13 октября 2016 г. N К-1654/16 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был