Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Торгово-строительная компания Валком" (далее - Заявитель) на действия ГКУ "Фонд газификации, энергосберегающих технологий и развития инженерных сетей республики Татарстан" (далее - Заказчик) при проведении", ГУП "Агентство по государственному заказу, инвестиционной и деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан" (далее - Оператор электронной площадки), Заказчиком электронного аукциона на право заключения государственного контракта выполнение работ по реконструкции и капитальному ремонту сетей водоснабжения в селах Дрожжановского района Республики Татарстан (номер извещения 0311200027216000019) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Оператором электронной площадки, Заказчиком Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. В документации об Аукционе ненадлежащим образом установлена дата окончания подачи запросов на разъяснение положений документации об Аукционе.
2. В проекте контракта установлена недостоверная информация в части срока оплаты и срока выполнения работ.
3. В проекте контракта не установлено обеспечение исполнения контракта.
4. Документация об Аукционе содержит ссылку на ГОСТ 8736-93, однако данный ГОСТ утратил силу 01.04.2015 года.
5. Заказчиком установлены неправомерные требования к товарам "Электроды ГОСТ 9467-75", "Пропан-бутан смесь техническая ГОСТ 20488-90".
6. В документации об Аукционе установлено неправомерное требование к гарантийному сроку хранения материала "Грунтовка ГОСТ 25129-82".
7. В документации об Аукционе не установлены габаритные размеры по позиции "станция управления и защиты".
8. Заказчиком установлены требования к материалу "Растворитель" не соответствующие требованиям ГОСТ 7827-74.
Заказчик, в письменных возражениях не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 26.09.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 4 100 000 рублей;
4) на участие в Аукционе подана 1 заявка от участника закупки;
5) в соответствии с частью 8 статьи 67 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся.
1. Согласно доводу Заявителя, в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлена дата окончания подачи запросов на разъяснение положений документации об Аукционе.
Пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе, порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Пунктом 25 документации об Аукционе установлено следующее: "Дата окончания срока предоставления разъяснений положений документации: 09.10.2016 г.".
Дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 12.10.2016.
Таким образом, дата окончания срока предоставления разъяснений положений документации не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Заявителем на заседание Комиссии не представлены доказательства, подтверждающие обоснованность довода, в связи с чем довод Заявителя своего подтверждения не нашел.
2. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в проекте контракта ненадлежащим образом установлены сроки оплаты работы.
Пунктом 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Согласно пункту 3.2. проекта контракта установлен срок завершения работ по 31 декабря 2016 г.
В соответствии с пунктом 2.5. проекта контракта расчёты за выполненные работы производятся согласно предоставленной исполнительно-технической документации и в соответствии с представленными унифицированными формами КС-2 и КС-3, подписанных сторонами, в течении 5 банковских дней с момента их подписания по 31 декабря 2016 г.
Согласно письменным пояснениям Заказчика, в соответствие с пунктом 3.3 проекта контракта объект считается принятым от подрядчика после подписания акта приемки законченного строительства объекта, с предоставлением исполнительно-технической документации на фактически выполненный объем работ и подписанием Акта приема-сдачи выполненных работ. Таким образом, оплата по контракту производится заказчиком только после подписания актов, которые подтверждают, что подрядчиком работы выполнены и приняты Заказчиком.
Таким образом, срок завершения работ, установленный в проекте контракта не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Заявителем на заседание Комиссии не представлены доказательства, подтверждающие обоснованность довода, в связи с чем довод Заявителя своего подтверждения не нашел.
3. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в проекте контракта не установлено обеспечение исполнения контракта.
В соответствии с частью 8 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об Аукционе, в том числе, должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
Пунктом 20 информационной карты документации об Аукционе, Заказчиком установлено обеспечение исполнения контракта в размере 1 230 000 рублей, при этом, в проекте контракта указанное условие
Вместе с тем, Законом о контрактной системе не предусмотрено обязательное установление заказчиком в проекте контракта требование об обеспечении исполнения контракта.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что Заявителем на заседание Комиссии не представлены доказательства, подтверждающие обоснованность довода, в связи с чем довод Заявителя своего подтверждения не нашел.
4. Согласно доводу Заявителя, документация об Аукционе содержит ссылку на ГОСТ 8736-93, однако данный ГОСТ утратил силу 01.04.2015 года.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Пунктом 8 Приложение N 1 "ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ" Технического задания документации об Аукционе установлено следующее требование: "Песок ГОСТ 8736-93".
Вместе с тем, на заседании Комиссии, установлено, что ГОСТ 8736-93 утратил силу 01.04.2015 года.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика не соответствуют пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком установлены неправомерные требования к товарам "Электроды ГОСТ 9467-75", "пропан-бутан смесь техническая ГОСТ 20488-90", поскольку по мнению Заявителя, данные материалы не являются строительными, а являются вспомогательными при производстве строительных и ремонтных работ.
Согласно письменным возражениям Заказчика, данные требования установлены в соответствии с потребностями Заказчика.
Вместе с тем, Заявителем на заседание Комиссии не представлены доказательства, подтверждающие обоснованность довода, в связи с чем довод Заявителя своего подтверждения не нашел.
6. Согласно доводу Заявителя, пунктом 9 технического задания документации об Аукционе установлено неправомерное требование к гарантийному сроку хранения материала "Грунтовка ГОСТ 25129-82", а именно, "требуется 6 месяцев со дня изготовления".
В письменных возражениях, Заказчик пояснил, что требования установлены в соответствии с потребностью Заказчика, а также в соответствии с ГОСТ 25129-82.
Вместе с тем, Заявителем на заседание Комиссии не представлены доказательства, подтверждающие обоснованность довода, в связи с чем довод Заявителя своего подтверждения не нашел.
7. Согласно доводу Заявителя, в документации об Аукционе не установлены габаритные размеры по позиции "станция управления и защиты" - не более 500x500x300 мм.
В соответствии с инструкцией по заполнению заявки на участие в Аукционе указано следующее:
"В случае указания требований к материалам в отношении размеров товара (материала) в виде "АхВхС" или "А*В*С", читать указанные требования в последовательности "длина, ширина (глубина), высота (толщина)", если не указано иное".
Таким образом, порядок перечисления габаритов описан в инструкции по заполнению первой части заявки.
Вместе с тем, Заявителем на заседание Комиссии не представлены доказательства, подтверждающие обоснованность довода, в связи с чем довод Заявителя своего подтверждения не нашел.
8. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком установлены требования к материалу "Растворитель", не соответствующие требованиям ГОСТ 7827-74.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Согласно пункту 20 технического задания документации об Аукционе установлено требование к материалу "Растворитель ГОСТ 7827-74", кроме того, в соответствии с техническими характеристиками, Заказчику необходимо представить сведения о массовой доле содержания бутилацетата в растворителе - не более 30% (максимальное значение), летучесть по этиловому эфиру, диапазон - 5-15.
На основании ГОСТ 7827-74 Заказчиком установлена летучесть по ксилолу в диапазоне 5-15, данный диапазон относится к маркам растворителя Р4, Р4А.
Вместе с тем, массовой доле содержания бутилацетата в растворителе в соответствии ГОСТ 7827-74 относится к марке растворителя Р5А, а у марки растворителя Р4 массовая доля содержания бутилацетата "не более 12%", у растворителя марки Р4А массовая доля содержания бутилацетата вообще отсутствует.
Кроме того, Комиссией установлено, что в Приложение N 1 "ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ" Технического задания документации об Аукционе, например (аналогичные требования к описанию также установлены в отношении иных товаров), предусмотрено следующее: "Укрывистость невысушенной пленки краски не более 235 г/м (максимальное значение), Степень перетира не более 90 мкм (максимальное значение), массовая доля летучего вещества не более 27% (максимальное значение), Массовая доля пленкообразующего вещества не менее 20% (минимальное значение), Температура размягчения по методу "Кольца и шара" не менее 65°С (минимальное значение), Растяжимость при 25°С не менее 4 см (минимальное значение), Глубина проникания иглы при 25°С, 0,1 мм не менее 15 мм (минимальное значение)" и тд.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что положения документации об Аукционе в отношении ряда товаров, указанных в Приложение N 1 "ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ" Технического задания документации об Аукционе, предусматривают требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, конкретные показатели результатов испытаний, а также химического, компонентного состава товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о результатах испытаний и химического, компонентного состава таких товаров.
Таким образом, действия Заказчика нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
9. Согласно пункту 2 информационной карты документации об Аукционе установлено следующее: "В связи с технической невозможностью размещения технической документации в полном объеме на официальном сайте, любой участник закупки может ознакомиться с ней по адресу г. Казань, ул. Н. Ершова, д. 28А, каб. 11 в следующие дни: понедельник - четверг с 09:00 до 17:00, пятница с 09:00 до 15:45, перерыв с 13:00 до 13:45. Телефон для справок 8-843-221-52-11".
Согласно части 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.
При этом согласно части 2 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, позволяющие определить соответствие закупаемой работы установленным заказчиком требованиям.
Отсутствие в документации о закупке функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки, требований к результатам работ, в том числе отсутствие в составе документации о закупке полного объема проектной документации приводит к невозможности формирования участником закупки предложения по исполнению государственного (муниципального) контракта.
Таким образом, действия Заказчика, не разместившего в ЕИС проектно-сметную документацию в полном объеме, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе. Указанное нарушение содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Торгово-строительная компания Валком" обоснованной в части установления ненадлежащим образом даты окончания подачи запросов на разъяснение положений документации об Аукционе, установления ненадлежащим образом сроков оплаты работ в проекте контракта, установления в документации об Аукционе соответствие ГОСТ 8736-93, который утратил силу, установления требования к гарантийному сроку материала "Грунтовка ГОСТ 25129-82", установления требования к материалу "Растворитель", не соответствующие требованиям ГОСТ 7827-74.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3 В связи с тем, что Аукцион признан несостоявшимся, предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы от 18.10.2016 по делу N К-1690/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 18 октября 2016 г. N К-1690/16 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был