Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Техносервис" (далее - Заявитель) на действия единой комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации (далее - Единая комиссия) при проведении Министерством образования и науки Российской Федерации (далее - Заказчик), Единой комиссией открытого конкурса на право заключения государственного контракта на проведение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности для нужд Министерства образования и науки Российской Федерации (номер извещения 0173100003716000510) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а также Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Единой комиссией Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, неправомерно разместившего в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru два протокола рассмотрения заявок на участие в Конкурсе, содержащие противоречивые сведения о победителе Конкурса.
Представитель Заказчика не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик, Единая комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 15.09.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 3 000 000 рублей;
4) на участие в Конкурсе подано 4 заявки от участников закупки, 2 из которых признаны соответствующими требованиям Конкурсной документации;
5) победителем Конкурса признано ООО "РУБЕЖ" (далее - Победитель) с предложением о цене контракта 1 600 000 рублей.
1. Согласно части 10 статьи 53 Закона о контрактной системе результаты рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки таких заявок, в котором должна содержаться, в том числе, следующая информация: порядок оценки заявок на участие в конкурсе; присвоенные заявкам на участие в конкурсе значения по каждому из предусмотренных критериев оценки заявок на участие в конкурсе; принятое на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе решение о присвоении таким заявкам порядковых номеров; наименования (для юридических лиц), фамилии, имена, отчества (при наличии) (для физических лиц), почтовые адреса участников конкурса, заявкам на участие в конкурсе которых присвоены первый и второй номера.
В соответствии с частью 12 статьи 53 Закона о контрактной системе к протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие прилагается предусмотренное пунктом 2 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, а в случае закупки товара также предлагаемая цена единицы товара, наименование страны происхождения товара с размещением в единой информационной системе не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанного протокола.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что 18.10.2016 при размещении в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 13.10.2016 N ПРО 3 (далее - Протокол рассмотрения заявок) допущена техническая ошибка в результате чего в ЕИС размещены две редакции указанного протокола, согласно положениям одного из которых победителем Конкурса ошибочно признан Заявитель.
Также представитель Заказчика пояснил, что вторая редакция указанного протокола является действительной, в соответствии с которым победителем Конкурса признано ООО "РУБЕЖ".
Согласно пункту 3.11 ГОСТ Р 6.30-2003 датой составления протокола является дата заседания (принятия решения).
Согласно представленному представителями Заказчика Протоколу рассмотрения заявок на участие Конкурсе, Единой комиссией не приложены к указанному протоколу предложения участников открытого конкурса в отношении объекта закупки. Кроме того, извещением о проведении Конкурса установлена дата рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе - 13.10.2016, при этом указанный протокол размещен в ЕИС 18.10.2016, то есть с нарушением регламентированного срока.
Таким образом, действия Заказчика при размещении Протокола рассмотрения заявок, действия Единой комиссии при составлении Протокола рассмотрения заявок нарушают часть 12 статьи 53 Закона о контрактной системе и содержат признаки административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена частями 1.4, 2.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В Конкурсной документации установлен критерий "Качество оказываемых услуг" (далее - Критерий), содержащего следующие показатели:
"Наличие у организации действующих свидетельств о допуске к определённому виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, включающих следующие наименования видов работ: работы по подготовке проектов внутренних слаботочных систем; работы по подготовке проектов мероприятий по обеспечению пожарной безопасности; монтаж систем автоматики и сигнализации; пусконаладочные работы систем автоматики, сигнализации и взаимосвязанных устройств".
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Предоставление свидетельства о допуске к определённому виду или видам работ для целей оценки по критерию "Качество оказываемых услуг" не свидетельствует о том, что таким участником закупки будет предложено лучшее условие исполнения контракт
Таким образом, установление в Конкурсной документации показателей о наличии/отсутствии действующих свидетельств о допуске к определённому виду или видам работ для целей оценки по критерию "Качество оказываемых услуг" не допускается, поскольку требование о наличии у участника закупки свидетельств (а) о допуске к определённому виду или видам работ устанавливаются Заказчиком исключительно на основании пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Действия Заказчика, установившего ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты Конкурса, поскольку победителем Конкурса является участник с наименьшим предложением о цене контракта.
3. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Пунктом 3.1 проекта контракта, пунктом 4 информационной карты Конкурсной документации установлены сроки выполнения работ: в течение 60 календарных дней с даты заключения контракта.
Вместе с тем, согласно пункту 5 технического задания Конкурсной документации установлены сроки выполнения работ: не позже "60" рабочих дней с момента подписания контракта.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что надлежащие сроки выполнения работ указаны в проекте контракта.
Таким образом, действия Заказчика, установившего противоречивые сроки выполнения работ, нарушают пункт 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что указанное нарушение не повлияло на процедуру определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку надлежащие сроки выполнения работ установлены в проекте государственного контракта.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Техносервис" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пунктов 1, 9 части 1 статьи 50, части 12 статьи 53 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Единой комиссии нарушение части 12 статьи 53 Закона о контрактной системе.
4. В связи с тем, что выявленные нарушения не повлияли на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
5. Передать материалы от 28.10.2016 по делу N К - 1762/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 28 октября 2016 г. N К-1762/16 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был