Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ОАО "Научно-исследовательский и проектно-технологический институт электроугольных изделий" (далее - Заявитель) на действия единой комиссии Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Единая комиссия) при проведении Министерством промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Заказчик), Единой комиссией открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение опытно-конструкторских работ, реализуемых в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие оборонно-промышленного комплекса". Конкурс N 3. Лот N 13 (номер извещения 0173100009516000627) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Единой комиссии при проведении Заказчиком, Единой комиссией Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заявка Заявителя на участие в Конкурсе неправомерно признана Единой комиссией не соответствующей Конкурсной документации, Закону о контрактной системе.
2. Заявка победителя Конкурса АО "АК "Ригель" неправомерно признана Единой комиссией соответствующей требованиям Конкурсной документации, Закона о контрактной системе.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик, Единая комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 20.09.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 203 900 000 рублей;
4) на участие в Конкурсе подано 5 заявок от участников закупки;
5) к участию в Конкурсе допущено 2 участника закупки;
6) победителем Конкурса признано ОАО "Аккумуляторная компания "Ригель" (далее - Победитель) с предложением о цене контракта 203 900 000 рублей.
1. Согласно пункту 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе, предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В соответствии с частью 2 статьи 53 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям Закона о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
В соответствии с частью 3 статьи 53 Закона о контрактной системе Конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 18.10.2016 N ПРО1 (далее - протокол) заявка Заявителя признана несоответствующей по следующим основаниям: "Единственный том заявки АО "НИИЭИ" подписан лицом, неуполномоченным участником закупки".
Согласно части 4 статьи 51 Закона о контрактной системе все листы поданной в письменной форме заявки на участие в открытом конкурсе, все листы тома такой заявки должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка на участие в открытом конкурсе и том такой заявки должны содержать опись входящих в их состав документов, быть скреплены печатью участника открытого конкурса при наличии печати (для юридического лица) и подписаны участником открытого конкурса или лицом, уполномоченным участником открытого конкурса.
В пункте 3.6.2 Раздела I Конкурсной документации указано:
"Все листы поданной в письменной форме заявки на участие в конкурсе, все листы тома такой заявки (если заявка состоит из нескольких томов) должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка на участие в конкурсе и том такой заявки (если заявка состоит из нескольких томов) должны содержать опись входящих в их состав документов, быть скреплены печатью участника закупки при наличии печати (для юридического лица) и подписаны участником закупки или лицом, уполномоченным участником закупки. При этом ненадлежащее исполнение участником закупки требования о том, что все листы таких заявки и тома должны быть пронумерованы, не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе".
Заслушав пояснения Заказчика, рассмотрев заявку Заявителя на участие в Конкурсе, представленную представителем Заказчика установлено, что единственный том заявки Заявителя подписан неуполномоченным лицом: на сшивке подпись неустановленного лица с указанием должности подписавшего "зав.канцелярией". При этом документы, подтверждающие полномочия такого лица в составе заявки Заявителя не представлены, что не соответствует пункту 3.6.2 раздела I Конкурсной документации, части 4 статьи 51 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Единой комиссией принято решение о несоответствии заявки Заявителя требованиям Конкурсной документации в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, в связи с чем довод Заявителя своего подтверждения не нашел.
2. Согласно представленному представителем Заказчика протоколу Единой комиссией принято решение о соответствии двух поданных заявок положениям Конкурсной документации.
Как следует из материалов жалобы, заявка Победителя не соответствует положениям Конкурсной документации в отношении несоответствии информации, представленной в составе заявки: в названиях и шифре лота, ценах выполнения работ в разных разделах заявки.
В соответствии с пунктом 5.1.2 Конкурсной документации "если в заявке на участие в Конкурсе имеются расхождения между обозначением сумм словами и цифрами, то Конкурсной комиссией принимается к рассмотрению сумма, указанная словами".
В представленной на заседание Комиссии представителем Заказчика заявке Победителя указана следующая информация: "всего 219 100 000, 00 (двести три миллиона девятьсот тысяч) рублей 00 копеек_".
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что предложение АО "АК "Ригель" по критерию "цена контракта" составляет двести три миллиона девятьсот тысяч рублей и соответствует предложению, указанному в заявке на участие в Конкурсе, а также что иных обстоятельств несоответствия заявки Победителя Конкурсной документации, Закона о контрактной системе не выявлено.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Единой комиссии не противоречат положениям Конкурсной документации.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать критерии оценки заявок на участие в закупке, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки таких заявок.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки заявок).
Пунктом 10 Правил оценки заявок установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Кроме того, пунктом 11 Правил оценки заявок установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации. Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
Согласно пункту 3 Правил оценки заявок "оценка" - процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с Конкурсной документацией установлены следующие критерии оценки заявок на участие в Конкурсе: цена Контракта - 100 баллов, качественные, функциональные и экологические характеристики работы - 100 баллов, квалификация участников конкурса, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом Контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации - 100 баллов.
Для оценки заявок на участие в Конкурсе по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики работы" устанавливается следующий показатель:
"Качество работ" ([НЦБ{1.1}]_i) в части выполнения п.п. 3 Раздела III "Требования к функциональным, качественным и техническим характеристикам выполняемой работы" Конкурсной документации (далее - Техническое содержание) (по данным форм 4.2 и 4.5).
Коэффициент значимости показателя = 1.
По каждой заявке на участие в конкурсе Конкурсная комиссия оценивает качество предлагаемой работы, а именно:
а) предложения участника конкурса по порядку и методологии выполнения работ, реализации конкретных технических решений ([НЦБ{1А}]_i);
б) предложения участника конкурса по повышению технического уровня заданной в разработку научно-технической продукции ([НЦБ{1Б}]_i).
Согласно форме 4.5 Конкурсной документации предложения о качественных, функциональных и технических характеристиках работы должны быть представлены в текстовой форме и могут включать следующую информацию:
1. Предложения по порядку и методологии решения поставленных в Требованиях к качественным, функциональным и техническим характеристикам выполняемых работ целей и задач, включая описание организации и порядка выполнения работ (в том числе выбор средств и методов, определяющих наилучший результат, а именно изложение закрепленных в действующих ГОСТах общесистемных подходов к порядку выполнения ОКР с привязкой к тематике лота; предложения по проведению в процессе выполнения работы участником конкурса математического и (или) физического моделирования для решения поставленных в работе задач; предложения по использованию при выполнении работы специализированных систем автоматизации проектных работ и научно-технического задела (при наличии).
2. Предложения участника закупки по повышению технического уровня заданной в разработку научно-технической продукции, в том числе по увеличению состава и улучшению характеристик выполняемых работ, указанных в Требованиях к качественным, функциональным и техническим характеристикам выполняемых работ (Раздел III конкурсной документации), в том числе предложения по изменению, дополнению и вводу новых пунктов технического задания, в результате которых предполагается улучшение и/или расширение качественных, функциональных и эксплуатационных характеристик научно-технической продукции и/или расширение ее диапазона применения (при наличии)".
Комиссия установила, что порядок оценки заявок не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта, поскольку в Конкурсной документации не установлен предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и соответственно подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по нестоимостному критерию.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок оценки заявок, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ОАО "Научно-исследовательский и проектно-технологический институт электроугольных изделий" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Единой комиссии предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 31.10.2016 N К-1765/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 31 октября 2016 г. N К-1765/16 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был