Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Тендер-Билд" (далее - Заявитель) на действия Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки), единой комиссией Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям (далее - Единая комиссия) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по комплексному эксплуатационно-техническому обслуживанию здания и прилегающей территории (номер извещения 0173100000316000149) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Оператором электронной площадки, Единой комиссией, Заказчиком Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1) В документации об Аукционе неправомерно установлены требования к участникам закупки без указания подтверждающих соответствие указанным требованиям документов.
2) В документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены сроки предоставления разъяснений положений документации.
3) В проекте контракта документации об Аукционе неправомерно установлено условие об обслуживании вновь приобретаемого оборудования без изменения цены контракта.
4) В проекте контракта документации об Аукционе установлены противоречивые основания расторжения контракта.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 11.10.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 22 510 000 рублей;
4) на участие в Аукционе подано 9 заявок от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущено 4 участника закупки;
6) дата проведения Аукциона - 31.10.2016.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1 и 2, 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что требования к составу второй части заявки установлены в соответствии с положениями Закона о контрактной системе, при этом дополнительных требований к участникам закупки и соответственно документов, подтверждающих соответствие указанным требованиям, в документации об Аукционе не установлено.
Вместе с тем, Заявителем на заседание Комиссии явка не обеспечена и не представлено сведений, подтверждающих обоснованность довода.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
В соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Пунктами 18.5, 20 информационной карты документации об Аукционе установлены дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе и дата окончания предоставления разъяснений документации об Аукционе - 27.10.2016 и 21.10.2016 соответственно.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что дата окончания предоставления разъяснений документации об Аукционе, не соответствует положениям части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе и нарушают пункт 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Следовательно, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе ненадлежащие сроки предоставления разъяснений указанной документации, содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Согласно положениям технического задания документации об Аукционе предметом закупки является полноценное и качественное оказание услуг по комплексному эксплуатационно-техническому обслуживанию здания включает: контроль технического состояния, поддержание работоспособности и исправности, наладку и регулировку инженерных систем, подготовку к сезонной эксплуатации здания в целом и отдельных инженерных систем и сетей, технологического оборудования и инвентаря, а также обеспечение соблюдения санитарно-гигиенических требований к помещениям и прилегающей территории здания, а также иные сопутствующие услуги.
При этом согласно положениям пункта 4.4 проекта контракта документации об Аукционе установлено, что обслуживанию подлежит все вновь приобретаемые во время действия Контракта оборудование и технические средства при сохранении неизменной общей цены контракта.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что указанные положения документации об Аукционе установлены в соответствии с потребностями Заказчика и не противоречат требованиям Закона о контрактной системе, при этом предметом закупки является комплексное эксплуатационно-техническое обслуживание здания, в числе которого обслуживанию подлежат как имеющееся у Заказчика оборудование, так и вновь приобретаемые оборудование и технические средства.
Вместе с тем, Заявителем на заседание Комиссии явка не обеспечена и не представлено сведений, подтверждающих обоснованность довода.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. Пунктами 11.1, 11.2 проекта контракта документации об Аукционе предусмотрены следующие условия:
- Расторжение Контракта допускается исключительно по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
- Заказчик принимает решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта если в ходе исполнения контракта установлено, что исполнитель не соответствует установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки или представил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения исполнителя".
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что указанные положения проекта контракта документации об Аукционе установлены в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Заявителем на заседание Комиссии явка не обеспечена и не представлено сведений, подтверждающих обоснованность довода.
Комиссия приходит к выводу о том, что указанные положения документации об Аукционе не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
5. В силу пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
Подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе.
Пунктом 17 документации об Аукционе установлены требования к содержанию и составу первой заявки на участие в Аукционе, предусматривающие вне зависимости от объекта закупки все случаи предоставления соответствующих сведений в заявке на участие в Аукционе.
Также пунктом 17 документации об Аукционе предусмотрена инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе, предусматривающей требование о необходимости предоставления участником закупки конкретных показателей товара, соответствующих значениям эквивалентности, установленным данной документацией, описанные согласно правилам описания товара (пункт 17.8.6 документации об Аукционе).
Пунктом 17.8.6 документации об Аукционе установлено, что товар, в отношении которого установлены значения эквивалентности и в отношении которых установлено требование о необходимости указания в заявке на участие в аукционе конкретных показателей товаров, указан в пункте 2 раздела II "Техническая часть" документации об Аукционе и отмечен знаком "**".
Вместе с тем, в пункте 2 раздела II "Техническая часть" документации об Аукционе указаны сведения о сроке оказания услуг, при этом отсутствуют характеристики товаров, в отношении которых участнику закупки требуется указать конкретные показатели в своей заявке.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что в документации об Аукционе предусмотрены таблицы, содержащие сведения о подлежащих оказанию услугах, имеющемся у Заказчика оборудовании и товарах, подлежащих использованию при оказании услуг. При этом характеристики товаров, в отношении которых участнику закупки необходимо указать в своей заявке конкретные показатели, сопровождаются "**".
Также представители Заказчика пояснили, что в документации об Аукционе допущена техническая ошибка, в связи с чем неверно указан пункт технического задания документации об Аукционе, в котором установлены характеристики товаров, в отношении которых участнику закупки необходимо указать конкретные показатели в своей заявке.
Изучив положения документации об Аукционе, Комиссией установлено, что положения документации об Аукционе не позволяют однозначным образом определить характеристики товаров, в отношении которых участнику закупки необходимо указать конкретные показатели в своей заявке, поскольку участнику закупки для формирования своей заявки требуется осуществлять поиск указанных значений показателей товаров среди сведений о подлежащих оказанию услугах и имеющемся у Заказчика оборудовании и товарах, подлежащих использованию при оказании услуг.
Таким образом, из положений документации об Аукционе однозначным образом не следует, какие именно сведения участнику закупки требуется указать в своей заявке на участие в Аукционе - либо согласие на оказание услуг (поставку товара, выполнение работ) на предусмотренных документацией условиях, либо такое согласие и конкретные показатели товаров.
Действия Заказчика, установившего ненадлежащим образом инструкцию по заполнению заявки на участие в Аукционе и требования к составу указанной заявки, нарушают положения пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
6. В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае: 1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации; 2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать: а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией; б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание, в том числе на наименование страны происхождения товара.
Согласно части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
Комиссией установлено в соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 28.10.2016 N 0173100000316000149-1 из 9 поданных заявок на участие в Аукционе 5 признаны не соответствующими требованиям документации об Аукционе, в том числе, в связи с тем, что участниками закупки с порядковыми номерами "2", "6" "8" в своей заявке указано исключительно согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, а участником закупки с порядковым номером "5" представлены сведения в отношении характеристик оборудования и товаров, которое находится у Заказчика.
Учитывая, что в документации об Аукционе не установлены надлежащие требования к составу заявки на участие в Аукционе, а также инструкция по заполнению такой заявки, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Единой комиссии, принявшей решение об отказе участникам закупки в допуске к участию в Аукционе, нарушают часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Тендер-Билд" обоснованной в части ненадлежащего установления в документации об Аукционе сроков предоставления разъяснений положений документации.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 2, 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе
3. Признать в действиях Единой комиссии нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе
4. Выдать Заказчику, Оператору электронной площадки, Единой комиссии предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы дела от 31.10.2016 N К-1767/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 31 октября 2016 г. N К-1767/16 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был