Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 6 октября 2016 г. N 49-АПГ16-33
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Меркулова В.П.,
судей Абакумовой И.Д. и Никифорова С.Б.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело
по административному исковому заявлению Сологуба В.А.
о признании не действующим в части приказа Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 30 апреля 2014 г. N 557 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость"
по апелляционной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан
на решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 10 июня 2016 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан приказом от 30 апреля 2014 г. N 557 (далее - Приказ N 557) утвердило перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2015 год (далее - Перечень).
Приказ N 557 опубликован в установленном законом порядке 6 мая 2014 г. на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (http://www.mziorb.ru).
В дальнейшем приказами Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 28 октября 2014 г. N 1506, от 25 декабря 2014 г. N 1842, от 14 апреля 2015 г. N 387 внесены изменения в Приказ N 557.
В пункт 753 Перечня включён объект недвижимости с кадастровым номером ..., расположенный по адресу: Республика ..., принадлежащий на праве собственности Сологубу В.А.
Сологуб В.А. обратился в Верховный Суд Республики Башкортостан с административным исковым заявлением о признании не действующим со дня его принятия пункта 753 Перечня, поскольку включённый в Перечень объект недвижимости состоит из нескольких нежилых зданий (литеры Б, В, Д, Е, Е1, Е2, Ж, Ж1, З, Л), которые являются складом, гаражами и не обладают признаками объектов, указанных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Включение данных зданий в Перечень неправомерно возлагает на Сологуба В.А. обязанность по уплате налога на имущество физических лиц в завышенном размере.
Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 10 июня 2016 г. административное исковое заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан просит отменить решение суда первой инстанции, как принятое с нарушением норм материального и процессуального права. По мнению подателя жалобы, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, так как объекты недвижимости, принадлежащие административному истцу на праве собственности, правомерно включены в пункт 753 Перечня и административным истцом нарушены сроки, позволяющие исключить объекты недвижимости из Перечня в административном порядке.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, прокурор, участвующий в деле, и представитель Сологуба В.А. - Вершин О.М. представили возражения.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации проверила законность оспариваемого судебного акта в соответствии со статьёй 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Пунктом "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьёй 15 НК РФ налог на имущество физических лиц является местным налогом.
Налог на имущество физических лиц устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (статья 399 НК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 402 НК РФ, налоговая база в отношении объектов налогообложения по налогу на имущество физических лиц определяется по общему правилу исходя из их кадастровой стоимости. Переход к указанному порядку определения налоговой базы может быть осуществлён после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества на основе нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований (законов городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя). При этом законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 г. единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учётом положений статьи 5 Кодекса.
Как следует из пункта 3 статьи 402 НК РФ, кадастровая стоимость используется для определения налоговой базы в отношении объектов налогообложения, включённых в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Кодекса.
Таким образом, формирование перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, в том числе и для целей исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц, регламентируется пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ и конкретизирующими его положения актами.
Согласно пункту 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом органом, уполномоченным определять указанный перечень в Республике Башкортостан, является Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан согласно пункту 3.94 Положения о Министерстве земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, утверждённого постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31 января 2014 г. N 35.
Единой датой начала применения на территории Республики Башкортостан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения в соответствии со статьёй 1 Закона Республики Башкортостан от 30 октября 2014 г. N 142-з является 1 января 2015 г.
Решением Совета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 26 ноября 2014 г. N 37/4 "О налоге на имущество физических лиц" на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан введён налог на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Условия отнесения объекта недвижимости к административно-деловому центру определены в пункте 3 статьи 378.2 НК РФ. Так, административно-деловым центром признаётся отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое расположено на земельном участке, один из видов разрешённого использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения либо предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
На основании пункта 2 статьи 375 и статьи 378.2 НК РФ статьёй 2.1 Закона Республики Башкортостан от 28 ноября 2003 г. N 43-з "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон N 43-з) определены особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества. Так, налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 1000 кв. м и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлений органов государственной власти и органов местного самоуправления, автономных, бюджетных и казённых учреждений).
Как видно из материалов дела, принадлежащие заявителю нежилые здания расположены на земельном участке с кадастровым номером ... и разрешённым использованием "для размещения административно-производственного здания". Суд первой инстанции сделал правомерный вывод, что данный вид использования не может быть признан безусловно определённым в целях применения положений пункта 3 статьи 378.2 НК РФ, в связи с чем содержание вида разрешённого использования земельного участка должно быть обусловлено фактическим использованием объекта недвижимости, расположенного на таком земельном участке.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 18 апреля 2014 г. N 180 утверждён Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - Порядок).
Согласно пункту 2 названного Постановления установлено, что Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан является органом исполнительной власти Республики Башкортостан, уполномоченным на определение вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Комиссией, утверждённой приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 30 ноября 2015 г. N 1822, проведены мероприятия по определению вида фактического использования нежилых зданий, принадлежащих на праве собственности Сологубу В.А., о чём составлен акт от 30 мая 2016 г., из которого следует, что объект с кадастровым номером ... представляет собой совокупность нежилых зданий: гаражей, складов, кузницы, колерной, и используется под производство либо хранение.
Судебная коллегия полагает, что с учётом установленных обстоятельств суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу, что объект недвижимости, включённый в пункт 753 Перечня, не отвечает признакам объекта, фактически используемого в целях делового, административного или коммерческого назначения по смыслу пункта 3 статьи 378.2 НК РФ и пункта 1 статьи 2.1 Закона N 43-з, и правомерно удовлетворил административное исковое заявление Сологуба В.А.
Доводы апелляционной жалобы о том, что административным истцом нарушены сроки, позволяющие исключить объекты недвижимости из Перечня в административном порядке, не опровергают указанные выводы и установленные обстоятельства и не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального права и норм процессуального права, предусмотренном законом в качестве основания для отмены судебного акта в апелляционном порядке. Судом первой инстанции правомерно установлено, что на момент подачи административного искового заявления в суд и рассмотрения дела в суде срок уплаты налога на имущество физических лиц за 2015 год не наступил, в связи с чем оспариваемым нормативным правовым актом затрагиваются права Сологуба В.А. как налогоплательщика.
Предусмотренные статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены обжалуемого решения суда в апелляционном порядке отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307, 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного суда Республики Башкортостан от 10 июня 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий |
Меркулов В.П. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Никифоров С.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 6 октября 2016 г. N 49-АПГ16-33
Текст определения официально опубликован не был