Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 24 августа 2016 г. N 75-АПГ16-1
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Зинченко И.Н. и Горчаковой Е.В.
при секретаре Тимохине И.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело
по апелляционной жалобе администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия
на решение Верховного Суда Республики Карелия от 6 мая 2016 года, которым отказано в удовлетворении ее административного иска об оспаривании пунктов 4, 27, 42, 51, 70 и 71 перечня имущества, находящегося в муниципальной собственности Шуйского сельского поселения, передаваемого в муниципальную собственность Прионежского муниципального района, утвержденного постановлением правительства Республики Карелия от 14 августа 2015 года N 257-П "О разграничении имущества между Прионежским муниципальным районом и сельскими поселениями в его составе".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Берниковой Н.В., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
14 августа 2015 года правительством Республики Карелия издано постановление N 257-П "О разграничении имущества между Прионежским муниципальным районом и сельскими поселениями в его составе", пунктом 1 которого утвержден перечень имущества, находящегося в муниципальной собственности Шуйского сельского поселения, передаваемого в муниципальную собственность Прионежского муниципального района.
Данное постановление опубликовано 14 августа 2015 года на официальном интернет-портале правовой информации pravo.gov.ru.
В пунктах 4, 27, 42, 51, 70 и 71 указанного перечня имущества приведено следующее имущество, находящееся в муниципальной собственности Шуйского сельского поселения, передаваемое в муниципальную собственность Прионежского муниципального района: пос. Шуя, ул. Садовая, д. 6, квартиры N1,2; пос. Шуя, ул. Восточная, д. 2, квартиры N 1, 2, 3, 4; ст. Шуйская, ул. Привокзальная, д. 126, квартира N 3; ст. Шуйская, ул. Кондопожское шоссе, д. 13а, квартиры N 1, 2, 3, 4, 5, 7, 10, 11, 12; пос. Шуя, ул. Садовая, д. 9а, квартира N 2; жилой дом в пос. Шуя, ул. Совхозная, д. 1а.
Администрация Прионежского муниципального района Республики Карелия обратилась в суд с административным иском о признании пунктов 4, 27, 42, 51, 70 и 71 названного перечня имущества недействующими.
В обоснование заявленных требований административный истец ссылался на то, что по результатам обследования переданного имущества, проведенного 5 ноября 2015 года, установлено, что оно полностью разрушено, в связи с чем, передаваемые администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия жилые помещения фактически таковыми не являются, поскольку отсутствуют как объекты. По мнению административного истца, поскольку отсутствующее имущество не может находиться в муниципальной собственности, оспариваемый в части перечень имущества противоречит статье 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 11.1 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Закону Республики Карелия от 3 июля 2008 года N 1212-ЗРК "О реализации части 11.1 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Решением Верховного Суда Республики Карелия от 6 мая 2016 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе администрация Прионежского муниципального района Республики Карелия просит решение суда отменить и принять по административному делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда правильным и оснований для его отмены не находит.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей до внесения изменений Федеральным законом от 27 мая 2014 года N 136-ФЗ) к вопросам местного значения поселения было отнесено обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Федеральным законом от 27 мая 2014 года N 136-ФЗ "О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотренные пунктом 6 части 1 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросы отнесены к вопросам местного значения городского поселения; кроме того, статья 14 названного Федерального закона дополнена частями 3 и 4.
Согласно части 3 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1-3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи.
В силу части 4 статьи 14 этого же Федерального закона иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
Таким образом, произошло изменение перечня вопросов местного значения, относящихся к компетенции сельского поселения, в том числе вопросы содержания муниципального жилищного фонда стали относится к вопросам местного значения муниципальных районов.
Частью 11.1 статьи 154 Федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрена безвозмездная передача в процессе разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями в случае изменения перечня вопросов местного значения сельского поселения.
Разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами, городскими округами с внутригородским делением, внутригородскими районами осуществляется правовыми актами субъектов Российской Федерации, принимаемыми по согласованным предложениям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.
Порядок передачи имущества, находящегося в муниципальной собственности, установлен Законом Республики Карелия "О реализации части 11.1 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В соответствии со статьями 2 и 3 указанного Закона Республики Карелия решение о разграничении имущества между муниципальными образованиями оформляется постановлением Правительства Республики Карелия, основанием для издания которого является утвержденный органом местного самоуправления муниципального образования, в собственность которого имущество подлежит передаче, и согласованный органом местного самоуправления муниципального образования, в собственности которого находится имущество, перечень передаваемого имущества.
В целях реализации вышеназванных норм правительством Республики Карелия издано постановление от 14 августа 2015 года N 257-П "О разграничении имущества между Прионежским муниципальным районом и сельскими поселениями в его составе".
Отказывая в удовлетворении административного иска администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия, суд первой инстанции исходил из того, что перечень имущества, находящегося в муниципальной собственности Шуйского сельского поселения, передаваемого в муниципальную собственность Прионежского муниципального района, утвержден правительством Республики Карелия в пределах полномочий с соблюдением требований законодательства к порядку принятия и введения в действие нормативного правового акта, в связи с чем, администрация Шуйского сельского поселения обязана была передать жилищный фонд, находящийся в муниципальной собственности поселения, администрации района, а администрация Прионежского муниципального района Республики Карелия обязана была принять его.
По данным обстоятельствам указанный нормативный правовой акт административный истец не оспаривал.
При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции установил, что нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, оспариваемые администрацией Прионежского муниципального района Республики Карелия положения не противоречат.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с выводами суда первой инстанции согласна.
Доводы административного истца о закреплении в перечне имущества, передаваемого в муниципальную собственность Прионежского муниципального района, жилых помещений, которые фактически в качестве объектов недвижимого имущества не существуют ввиду их отсутствия, суд первой инстанции правомерно признал несостоятельными по тем основаниям, что надлежащих доказательств отсутствия объектов на момент принятия оспариваемого акта в ходе судебного разбирательства представлено не было.
Так, представленные административным истцом акты обследования составлены 5 ноября 2015 года, то есть после возникновения у администрации Прионежского муниципального района права собственности на спорные объекты недвижимого имущества, которое в соответствии с постановлением правительства Республики Карелия "О разграничении имущества между Прионежским муниципальным районом и сельскими поселениями в его составе" возникло с 14 августа 2015 года. Доказательств снятия спорных объектов с кадастрового учета на день принятия данного постановления правительства Республики Карелия административным истцом также не представлено.
Учитывая, что перечень имущества, передаваемого в муниципальную собственность Прионежского муниципального района, был самостоятельно утвержден представительным органом местного самоуправления Прионежского муниципального района и согласован с представительным органом Шуйского сельского поселения в порядке, установленном Законом Республики Карелия от 3 июля 2008 года N 1212-ЗРК, администрация Прионежского муниципального района Республики Карелия обязана была принять его в свою собственность.
Таким образом, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным, а оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия, не имеется.
Доводы апелляционной жалобы администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия повторяют позицию административного истца в суде первой инстанции, сводятся к переоценке выводов суда, проверялись им и получили правильную оценку в решении.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Карелия от 6 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Зинченко И.Н. |
|
Горчакова Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 24 августа 2016 г. N 75-АПГ16-1
Текст определения официально опубликован не был