Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 26 сентября 2016 г. N 78-АПГ16-26
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Борисовой Л.В. и Горчаковой Е.В.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Палевича А.A. на решение Санкт-Петербургского городского суда от 9 сентября 2016 г. по административному делу по административному исковому заявлению Палевича А.А. об отмене регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 17 Четырбока Д.А.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.В., объяснения представителя Четырбока Д.А. - Москалёвой С.А., возражавшей против отмены судебного акта, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
решением территориальной избирательной комиссии N 7 Санкт-Петербурга (далее - ТИК, Комиссия) от 26 июля 2016 г. N 8-1 Четырбок Д.А. зарегистрирован кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 17.
Решением Комиссии от 1 августа 2016 г. N 10-1 также в качестве кандидата в депутаты зарегистрирован Палевич А.А.
Палевич А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата Четырбока Д.А., сославшись на то, что названный кандидат в период своей предвыборной кампании осуществлял подкуп избирателей, раздавая бесплатно на территории лицея N 387, гимназии N 284, средней общеобразовательной школы N 264, находящихся на территории вышеуказанного избирательного округа, товары народного потребления - воздушные шары с указанием своего имени и даты голосования на выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, чем грубо нарушил нормы законодательства о выборах.
Санкт-Петербургским городским судом постановлено приведённое выше решение, об отмене которого, как незаконного, и о принятии нового судебного акта об удовлетворении административного искового заявления просит в апелляционной жалобе Палевич А.А.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к выводу о том, что решение суда отмене не подлежит.
Суд, отказывая в удовлетворении административного искового заявления, исходил из вывода об отсутствии предусмотренных законом оснований для отмены регистрации Четырбока Д.А. кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга шестого созыва.
Данный вывод суда мотивирован, основан на анализе действующего законодательства и материалах дела, и оснований для признания его неправильным не имеется.
Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, является Федеральный закон от 12 июня 2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон).
В соответствии с пунктом 2 статьи 56 поименованного закона кандидатам, их доверенным лицам и уполномоченным представителям, а также иным лицам и организациям при проведении предвыборной агитации запрещается осуществлять подкуп избирателей; вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности, кроме как за выполнение организационной работы (за сбор подписей избирателей, агитационную работу); производить вознаграждение избирателей, выполнявших указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосования или обещать произвести такое вознаграждение; проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных материалов (в том числе иллюстрированных) и значков, специально изготовленных для избирательной кампании, предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях, а также воздействовать на избирателей посредством обещаний передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ (в том числе по итогам голосования), оказания услуг иначе, чем на основании принимаемых в соответствии с законодательством решений органов государственной власти, органов местного самоуправления.
По смыслу Закона, под подкупом избирателей при проведении предвыборной агитации понимаются вышеперечисленные действия.
В случае установления факта подкупа избирателей кандидатом, его доверенным лицом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, а также действующими по их поручению иным лицом или организацией регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в соответствии с пунктом "г" части 7 статьи 76 Федерального закона.
В ходе разбирательства по делу судом не установлено факта подкупа избирателей кандидатом Четырбоком Д.А., его доверенным лицом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, а также действующими по его поручению иным лицом или организацией в смысле, придаваемом этому пунктом 2 статьи 56 Закона.
Доказательств иного ни суду, ни Судебной коллегии административным истцом не представлено.
Установлено, что представленный суду для обозрения воздушный шар имеет печатный текст: "Денис Четырбок 1 сентября. Изготовитель: ООО "ЗТ". Юридический адрес: 196247, Ленинский пр., до. 153, офис 313, ИНН ... Дата выпуска: 25.08.2016. Тираж 1500 экз. Изготовлено по заказу кандидата в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 17 Четырбока Д.А. и оплачено из средств его избирательного фонда".
Установлено, что указанная продукция (1500 штук шаров воздушных по цене 36 руб. 50 коп. на общую сумму 54 750 руб.) изготовлена обществом с ограниченной ответственностью "ЗТ" на основании заключённого с кандидатом Четырбоком Д.А. договора от 22 августа 2016 г., изготовление оплачено за счёт средств избирательного фонда данного кандидата.
В связи с этим суд правомерно счёл установленным, что шары, о которых возник спор, имеют признаки агитационного печатного материала.
В пункте 4 статьи 48 Федерального закона закреплено, что граждане вправе в допускаемых законом формах и законными методами проводить предвыборную агитацию. Кандидат самостоятельно определяет содержание, формы и методы своей агитации, самостоятельно проводит её, а также вправе в установленном законодательством порядке привлекать для её проведения иных лиц.
Поскольку административным ответчиком не допущено нарушений законодательства о выборах, предусмотренных в качестве оснований для отмены регистрации кандидата, решение суда об отказе в удовлетворении заявленного истцом требования является законным и обоснованным и не подлежащим отмене.
Судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного акта по доводам апелляционной жалобы Палевича А.А, направленным по существу на иную оценку обстоятельств административного дела.
С учётом изложенного, руководствуясь статьями 175, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Санкт-Петербургского городского суда от 9 сентября 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Палевича А.А. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Зинченко И.Н. |
Судьи |
Борисова Л.В. |
|
Горчакова Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 26 сентября 2016 г. N 78-АПГ16-26
Текст определения официально опубликован не был