Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 22 сентября 2016 г. N 80-АПГ16-2
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.
судей Абакумовой И.Д., Меркулова С.Б.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению акционерного общества "Ульяновская сетевая компания" о признании недействующим в части приказа Министерства экономического развития Ульяновской области от 24 декабря 2015 г. N 06-794 "Об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии на территории Ульяновской области на 2016 год", по апелляционной жалобе Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области на решение Ульяновского областного суда от 11 мая 2016 г., которым в заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., пояснения представителей административного истца Лукьянчук Т.А. и Свиридова А.В., представителя Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области Катрачевой С.И., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
акционерное общество "Ульяновская сетевая компания" (далее - АО "Ульяновская сетевая компания", общество) обратилось в Ульяновский областной суд с заявлением о признании недействующим приказа Министерства экономического развития Ульяновской области от 24 декабря 2015 г. N 06-794 "Об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии на территории Ульяновской области на 2016 год" в части установления необходимой валовой выручки общества в размере 468 897,18 тыс. руб.
Решением Ульяновского областного суда от 11 мая 2016 г. заявление удовлетворено.
Не согласившись с решением суда, Министерство развития конкуренции и экономики Ульяновской области обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм права, регулирующих данные правоотношения, и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления.
Относительно апелляционной жалобы АО "Ульяновская сетевая компания" представлены возражения.
Представители прокуратуры Ульяновской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом извещены. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав представителей участвующих в деле лиц, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Приказом Министерства экономического развития Ульяновской области от 24 декабря 2015 г. N 06-794 "Об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии на территории Ульяновской области на 2016 год" установлены цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по сетям на территории Ульяновской области.
Приложением N 1 к приказу Министерства экономического развития Ульяновской области от 24 декабря 2015 г. N 06-794 для АО "Ульяновская сетевая компания" установлена необходимая валовая выручка без учета оплаты потерь, учтенной при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в субъекте Российской Федерации в размере 468 897,18 тыс. руб.
Данный приказ с приложениями к нему является нормативно-правовым актом, официально опубликованным 30 декабря 2015 г. в газете "Ульяновская правда" N 192.
АО "Ульяновская сетевая компания" является территориальной сетевой организацией, осуществляющей регулируемый вид деятельности, - услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства.
Для сетевой организации установлен долгосрочный период регулирования с 1 января 2012 г. по 31 декабря 2014 г., который продлен до 5 лет - 2012-2016 г.г.
В оспариваемом акте при установлении необходимой валовой выручки для АО "Ульяновская сетевая компания" регулирующим органом снижен уровень условных единиц, учтенный в расчетах величины подконтрольных расходов, относительно предложенной организацией величины на 3 935,65 условных единиц, в связи с чем снижены расходы по статье "Отчисления на социальные нужды". Снижены расходы по статье "Аренда" относительно предложенной обществом величины и уровня, утвержденного на 2015 год. В составе необходимой валовой выручки регулирующим органом не учтены расходы по статье "Оплата услуг ПАО "ФСК ЕЭС", а также расходы на финансирование капитальных вложений из прибыли.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции исходил из того, что регулирующим органом необоснованно не учтены расходы АО "Ульяновская сетевая компания" по статье "Оплата услуг ПАО "ФСК ЕЭС". В части отказа включения в необходимую валовую выручку указанных выше остальных расходов суд согласился с доводами тарифного органа.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики установлены Федеральным законом от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетики), который определяет полномочия органов государственной власти на регулирование отношений, в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии.
В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 данного федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Уполномоченным органом исполнительной власти в Ульяновской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики является Министерство развития конкуренции и экономики в соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области от 14 апреля 2014 г. N 8/125-П (до 1 мая 2016 г. являлось - Министерство экономического развития Ульяновской области).
К полномочиям указанного министерства отнесено установление цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов).
Оспариваемый нормативно-правовой акт принят регулирующим органом в пределах предоставленных полномочий. Процедура принятия и опубликования приказа соблюдена.
Во исполнение пункта 1 статьи 23 Закона об электроэнергетике Правительством Российской Федерации принято постановление от 29 декабря 2011 г. N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", которым утверждены Основы ценообразования (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила).
Тарифы применяются в соответствии с решениями регулирующих органов, в том числе с учетом особенностей, предусмотренных нормативными правовыми актами в области электроэнергетики. Установление тарифов производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел.
Организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предложения (заявления) об установлении тарифов, с приложением обосновывающих документов (пункты 8, 12, 17, 35 Правил).
В силу пункта 7 Основ ценообразования при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, а также экономически необоснованных доходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, полученных в предыдущем периоде регулирования.
Согласно пункту 12 Основ ценообразования при регулировании цен (тарифов) применяются метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод индексации тарифов, метод сравнения аналогов, метод инвестированного капитала и метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.
В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования перед началом каждого года долгосрочного периода регулирования определяются планируемые значения параметров расчета тарифов, таких как: индекс потребительских цен; размер активов; величина неподконтрольных расходов; величина мощности; величина полезного отпуска электрической энергии; цена (тариф) покупки потерь электрической энергии.
На основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают необходимую валовую выручку регулируемой организации на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования.
Долгосрочные периоды регулирования АО "Ульяновская сетевая компания" были определены приказом Министерства экономического развития Ульяновской области от 25 декабря 2014 г. N 06-959.
Как установлено судом и следует из материалов дела АО "Ульяновская сетевая компания" предоставила пакет документов в регулирующий орган 30 апреля 2015 г. для утверждения тарифов на 2016 год.
Методом формирования необходимой валовой выручки общества, принимаемой к расчету при установлении тарифов, выбран метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.
Согласно заключению экспертизы, подготовленного экспертами Департамента по регулированию цен и тарифов Министерства экономического развития Ульяновской области необходимая валовая выручка на 2016 год для АО "Ульяновская сетевая компания": утверждена в размере 468 897,18 тыс. руб., расходы, связанные с компенсацией незапланированных расходов или полученного избытка утверждены в размере -15 857,04 тыс. руб., затраты на электроэнергию, приобретаемую в целях компенсации потерь утверждены в размере 125 173,11 тыс. руб.
Снижение количества активов АО "Ульяновская сетевая компания" при утверждении необходимой валовой выручки регулирующим органом связано с тем, что с 1 января 2016 г. у общества прекратилось право аренды имущества, предназначенного для передачи и распределения электрической энергии в г. Дмитровграде и в Ульяновском районе Ульяновской области.
Инвестиционная программа АО "Ульяновская сетевая компания" на период 2015-2019 гг., предусматривающая источниками финансирования как прибыль на капитальные вложения, так и амортизацию основных средств была скорректирована на основании распоряжения Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области от 11 августа 2015 г. N 430-од. В результате Министерством экономического развития Ульяновской области правомерно исключена из расчета общества прибыль на капитальные вложения.
В связи с отсутствием с 1 января 2016 г. у АО "Ульяновская сетевая компания" оборудования, подключенного к соответствующим сетям, регулирующим органом исключены из расчета неподконтрольных расходов оплата услуг ОАО "ФСК ЕЭС".
Из материалов дела следует, что у общества сохранились объекты в г. Барыш, что подтверждается договором заключенным АО "Ульяновская сетевая компания" с ОАО "ФСК ЕЭС" от 21 декабря 2012 г. N 664/П оказания услуг по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети, где точками присоединения сетей заказчика к сетям исполнителя явилась в том числе подстанция 220/110/10 кВ "Барыш", расположенная в г. Барыш.
Однако, регулирующим органом при принятии оспариваемого приказа не учтен факт наличия у общества точки подключения к единой национальной (общероссийской) электрической сети при определении НВВ общества.
Доводы ответчика о том, что административным истцом в пакете документов для утверждения тарифов на 2016 год не был предоставлен договор с ОАО "ФСК ЕЭС", и регулирующий орган не мог установить наличие точки подключения к общероссийской электрической сети в г. Барыше, обосновано отклонен судом первой инстанции.
Согласно пункту 19 Правил государственного регулирования в случае, если в ходе анализа представленных регулируемыми организациями предложений об установлении цен (тарифов) возникнет необходимость уточнений предложений либо их обоснований, регулирующий орган запрашивает дополнительные материалы, указав форму их представления и требования к ним, а регулируемые организации представляют их в течение 7 дней со дня поступления запроса.
Для общества установлен долгосрочный период регулирования на 2012-2014 гг. в течение которого, регулирующим органом утверждались неподконтрольные расходы по оплате услуг ОАО "ФСК ЕЭС" на соответствующий очередной год.
При утверждении тарифов на очередной 2016 год долгосрочного периода регулирования тарифный орган располагал необходимыми обосновывающими документами и в случае если у него возникла необходимость в дополнительных обоснованиях вправе был запросить их у общества.
На основании изложенного Судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены судебного решения.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Ульяновского областного суда от 11 мая 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Меркулов С.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 22 сентября 2016 г. N 80-АПГ16-2
Текст определения официально опубликован не был