Определение Верховного Суда РФ от 7 ноября 2016 г. N 307-КГ16-16628
Судья Верховного Суда Российской Федерации Пронина М.В.,
изучив кассационную жалобу конкурсного управляющего публичным акционерным обществом "Русский Лосось" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 04.12.2015 по делу N А42-5852/2015 и постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 11.08.2016 по тому же делу
по заявлению публичного акционерного общества "Русский Лосось" (далее - общество) об оспаривании решения Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Мурманской области (далее - управление) о согласовании обществу с ограниченной ответственностью "Прибрежный" (далее - ООО "Прибрежный") Плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти на рейдовом перегрузочном комплексе нефтеналивных грузов в бухте Девкина заводь (далее - План).
Определением от 20.08.2015 суд первой инстанции в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО "Прибрежный", общество с ограниченной ответственностью "НавЭкосервис", Федеральную службу по надзору в сфере природопользования, установил:
решением Арбитражного суда Мурманской области от 04.12.2015 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2016 решение отменено, принят новый судебный акт о признании незаконным решения управления. Суд пришел к выводу о том, что План нарушает права общества как хозяйствующего субъекта на благоприятную и безопасную экологическую обстановку в зоне осуществления им предпринимательской деятельности, а также указал на отсутствие у управления полномочий по согласованию Плана.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 11.08.2016 постановление суда апелляционной инстанции отменено; решение оставлено в силе.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, конкурсный управляющий общества просит отменить судебные акты первой и кассационной инстанций, ссылаясь на нарушения норм материального и процессуального права, и оставить в силе постановление суда апелляционной инстанции.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
Основания для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы отсутствуют.
Как следует из представленных материалов, в связи со строительством объекта "Рейдовая стоянка перегрузочного комплекса (РСПК) нефтеналивных грузов в бухте Девкина заводь (Баренцево море)" ООО "Прибрежный" в 2014 году обратилось в управление с целью согласования и последующего утверждения Плана.
План рассмотрен управлением и согласован 31.03.2014; письмом от 08.05.2014 N 7-1-1399 МЧС России сообщило ООО "Прибрежный" об утверждении Плана.
Не согласившись с согласованием Плана управлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оставляя в силе решение суда первой инстанции, котором установлена законность оспариваемого решения управления, и отменяя постановление суда апелляционной инстанции, суд округа руководствовался статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 31.07.1998 N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации", Основными требованиями к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2000 N 613, Правилами разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утвержденными приказом МЧС России от 28.12.2004 N 621, Положением о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям ликвидации последствий стихийных бедствий - органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации, утвержденным приказом МЧС России от 06.08.2004 N 372, и исходил из того, что План содержит необходимые разделы и сведения, согласование Плана не является окончательным решением, позволяющим обществу приступить к строительству соответствующего объекта, в связи с чем не может нарушать права и интересы заявителя; вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 07.08.2015 по делу N А40-1649/2015, имеющим преюдициальное значение для настоящего спора, установлено соответствие заключения государственной экологической экспертизы по проекту "РСПК", в состав которого входит План, требованиям действующего законодательства.
Суд округа согласился с выводами суда первой инстанции о том, что экспертное заключение АО "ЦНИИМФ" о соответствии Плана, утвержденное 22.10.2015, носит предположительный характер; отсутствие в Плане информации о рыбоводных хозяйствах не относится к обязательным сведениям, которые должны быть в нем указаны; в дальнейшем, при проведении проверок контролирующий орган (в случае введения в действие Плана) не лишен возможности проверить как фактическое выполнение Плана, так и достоверность отраженных в нем сведений; в случае необходимости в План могут быть внесены корректировки в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Довод общества об отсутствии у управления полномочий по согласованию Плана отклонен судом округа, поскольку эти полномочия обусловлены исполнением действующих рекомендаций Северо-Западного регионального центра МЧС России о предварительном согласовании планов ликвидации разливов нефти федерального уровня на морских акваториях Главными управлениями МЧС России по субъектам Северо-Западного федерального округа в целях ведения реестра организаций, имеющих соответствующие планы на морских акваториях.
Приведенные заявителем доводы не подтверждают существенных нарушений судами первой и кассационной инстанций норм материального и (или) процессуального права, а по существу сводятся к несогласию с выводами судов и иной оценке представленных доказательств и установленных обстоятельств спора, что в силу статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в полномочия Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации не входит.
Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определил:
отказать конкурсному управляющему публичным акционерным обществом "Русский Лосось" в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
М.В. Пронина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 7 ноября 2016 г. N 307-КГ16-16628 по делу N А42-5852/2015
Текст определения официально опубликован не был