Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 25 октября 2016 г. N 11-АПГ16-15
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Горчаковой Е.В. и Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Тимохине И.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Соя Кулаево" на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 28 июня 2016 г., которым отказано в удовлетворении административного искового заявления о признании не действующими абзаца второго пункта 4 Порядка предоставления субсидий за счёт средств федерального бюджета на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока в 2016 году, абзаца второго пункта 4 Порядка предоставления субсидий за счёт средств федерального бюджета на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства в 2016 году, утверждённых приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан от 15 января 2016 г. N 1/2-пр "Об утверждении Порядков предоставления субсидий за счёт средств, поступающих из федерального бюджета на государственную поддержку агропромышленного комплекса Республики Татарстан на 2016 год".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я. о законности судебного акта, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан от 15 января 2016 г. N 1/2-пр, которым утверждены Порядок предоставления субсидий за счёт средств федерального бюджета на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока в 2016 году (далее - Порядок предоставления субсидий на переработку молока) и Порядок предоставления субсидий за счёт средств федерального бюджета на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства в 2016 году (далее - Порядок предоставления субсидий в области растениеводства), зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Татарстан 24 марта 2016 г. N 3246 и опубликован 29 марта 2016 г. на официальном сайте правовой информации Министерства юстиции Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru.
Абзацем вторым пункта 4 Порядка предоставления субсидий на переработку молока и абзацем вторым пункта 4 Порядка предоставления субсидий в области растениеводства предусмотрено, что субсидии не предоставляются сельхозтоваропроизводителям, в отношении которых арбитражным судом возбуждено производство по делу о банкротстве.
Общество с ограниченной ответственностью "Соя Кулаево", признанное решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 14 октября 2014 г. несостоятельным (банкротом) и в отношении которого введено конкурсное производство, конкурсным управляющим утверждён Крапивин В.Л. (далее - ООО "Соя Кулаево"), обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании не действующими приведённых предписаний ввиду их противоречия положениям статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", не предусматривающими ограничения для выдачи субсидий, и нарушения права сельхозпроизводителей на получение субсидий за счёт средств федерального бюджета.
Решением Верховного Суда Республики Татарстан от 28 июня 2016 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Соя Кулаево" Крапивин В.Л. просит судебный акт отменить, как постановленный с нарушением норм материального права, и принять по делу новое решение об удовлетворении административного искового заявления.
Относительно апелляционной жалобы Министерством сельского хозяйства и природопользования Республики Татарстан и прокуратурой Республики Татарстан принесены возражения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены или изменения решения суда, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что предусмотренная оспариваемым нормативным правовым актом субсидия является мерой государственной поддержки и предоставляется только действующим товаропроизводителям агропромышленного комплекса Республики Татарстан, предоставляется по инициативе органов государственной власти Республики Татарстан, которые вправе самостоятельно определять условия её предоставления и категории получателей субсидии.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта исходя из следующего.
Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, в том числе содержит общие положения о расходах бюджетов.
Отношения, связанные с предоставлением субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, урегулированы статьёй 78 поименованного кодекса.
Как следует из преамбулы приказа Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан от 15 января 2016 г. N 1/2-пр, он принят в том числе во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2012 г. N 1370, утвердившего Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока (далее - Постановление N 1370), и постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. N 1431 об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетов субъектов Российской Федерации на оказание несвязной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, а также в области развития производства семенного картофеля и овощей открытого грунта (далее - Постановление N 1431) с целью установления порядка предоставления субсидий за счёт средств федерального бюджета.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг (пункт 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Названные субсидии могут предоставляться из федерального бюджета в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (подпункт 1 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий (пункт 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Постановлением N 1370 одним из условий предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, предусмотрено наличие нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, устанавливающего порядок и условия предоставления из бюджета субъекта Российской Федерации сельскохозяйственным товаропроизводителям средств на возмещение части затрат на 1 килограмм молока, источником финансового обеспечения которых является субсидия, включающего перечень документов, необходимых для получения указанных средств, а также сроки их рассмотрения (пункт 3, подпункт "в" пункта 4).
Аналогичные положения содержатся и в Постановлении N 1431 (пункт 2, подпункт "в" пункта 3).
Таким образом, оспариваемые в части региональные нормативные правовые акты, предусматривающие факт возбуждения в отношении сельхозтоваропроизводителя арбитражным судом производства по делу о банкротстве в качестве основания для отказа в предоставлении субсидии, приняты в целях реализации положений названных постановлений Правительства Российской Федерации.
С учётом изложенного суд правильно констатировал, что Порядок предоставления субсидий на переработку молока и Порядок предоставления субсидий в области растениеводства приняты уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах своей компетенции.
Является верным вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемые региональные правовые нормы не противоречат законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Доводы апелляционной жалобы о незаконности принятого судебного акта основаны на неправильном толковании норм материального права.
Согласно статье 2 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон о банкротстве) под несостоятельностью (банкротством) понимается признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объёме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
Конкурсное производство - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.
Таким образом, принятие арбитражным судом решения о признании организации банкротом и об открытии конкурсного производства означает признание юридического лица неспособным в полном объёме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, следовательно, осуществлять в полной мере хозяйственную деятельность, и влечёт за собой существенные ограничения прав должника в целях сохранения принадлежащего ему имущества, поскольку основной целью конкурсного производства является установление имущества должника и удовлетворение требований кредиторов за счёт такого имущества.
Порядок предоставления субсидии на переработку молока и Порядок предоставления субсидии в области растениеводства направлены на поддержку и развитие сельхозтоваропроизводителей, осуществляющих деятельность в соответствии со своим назначением.
В случае признания организации банкротом и открытия конкурсного производства она неспособна осуществлять надлежащую хозяйственную деятельность. Следовательно, поддержка такой организации со стороны органов государственной власти Российской Федерации за счёт бюджетных средств не будет отвечать целям предоставления субсидий.
Ссылка административного истца на положения статьи 126 Федерального закона N 127-ФЗ, предусматривающие последствия открытия конкурсного производства, не может быть принята во внимания, так данное законоположение не регламентирует вопросы предоставления субсидий и отсутствие в приведённой статье запрета на получение организации, признанной банкротом, субсидий не свидетельствует о противоречии оспариваемых региональных правовых норм федеральному законодательству.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции и не свидетельствуют о нарушениях норм материального и процессуального права, предусмотренных статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в качестве основания для отмены судебного акта в апелляционном порядке.
Ввиду изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Республики Татарстан от 28 июня 2016 г., оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Соя Кулаево" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Зинченко И.Н. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Корчашкина Т.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 25 октября 2016 г. N 11-АПГ16-15
Текст определения официально опубликован не был