Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 25 октября 2016 г. N 49-АПГ16-35
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.
судей Горчаковой Е.В. и Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Тимохине И.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан на решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 3 июня 2016 года, которым удовлетворен административный иск заместителя прокурора Республики Башкортостан об оспаривании пунктов 8.5.1 и 8.5.2 Правил размещения и эксплуатации средств наружной рекламы на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, а также пунктов 3.1-3.9 (раздел 3) и абзацев 4, 5 пункта 4.1 Правил согласования, размещения и регистрации средств информационного оформления на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденных решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 13 июля 2011 года N 39/5 "О нормативных правовых актах по вопросам размещения наружной рекламы на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., объяснения представителей Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан Иванова Б.В. и Хайретдиновой Г.И., поддержавших доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
13 июля 2011 года Советом городского округа город Уфа Республики Башкортостан принято решение N 39/5 "О нормативных правовых актах по вопросам размещения наружной рекламы на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан".
Данное решение официально опубликовано 19 июля 2011 года в газете "Вечерняя Уфа" N 137 (11785).
Пунктом 1 указанного решения утверждены Правила размещения и эксплуатации средств наружной рекламы на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Пунктом 2 указанного решения утверждены Правила согласования, размещения и регистрации средств информационного оформления на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Согласно пункту 8.5.1 Правил размещения и эксплуатации средств наружной рекламы решение о необходимости обследования конструкции средств наружной рекламы, находящихся в эксплуатации, принимает администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Согласно пункту 8.5.2 Правил размещения и эксплуатации средств наружной рекламы обследование включает осмотр состояния и степень повреждения конструкции вследствие механических, температурных, коррозионных и других воздействий.
По результатам проведенного обследования при наличии отклонений составляется заключение, утверждаемое администрацией городского округа город Уфа Республики Башкортостан, содержащее краткое описание отклонений и выводы о необходимости проведения контрольного расчета несущей способности конструкции.
Разделом 3 Правил согласования, размещения и регистрации средств информационного оформления предусмотрен порядок согласования и регистрации вывесок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Согласно пункту 3.1 Правил согласования, размещения и регистрации средств информационного оформления каждая вывеска юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, размещаемая на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, в целях обеспечения благоустройства городского округа и единства внешнего оформления городских территорий подлежит обязательному согласованию и регистрации в уполномоченном подразделении администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - уполномоченный орган).
Согласно пункту 3.2 Правил согласования, размещения и регистрации средств информационного оформления для согласования эскиза вывески юридические лица (индивидуальные предприниматели) обращаются в уполномоченный орган с заявлением произвольной формы о выдаче разрешения на размещение вывески, к которому прикладываются следующие документы:
- дизайн-проект вывески с указанием ее предполагаемого местонахождения, типа и основных характеристик, технических решений по обеспечению освещения вывески в темное время суток, архитектурной привязкой к объекту в масштабе и цвете;
- копии свидетельства о государственной регистрации заявителя, о постановке на налоговый учет, учредительных документов юридического лица, заверенные исполнительным органом юридического лица - заявителя, копии паспорта заявителя - индивидуального предпринимателя;
- копии документов, удостоверяющих право собственности или аренды на помещение, иного права на использование помещения.
Подтверждение в письменной форме согласия собственника или иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества на размещение вывески, если заявитель не является собственником или иным законным владельцем недвижимого имущества.
Согласно пункту 3.3 Правил согласования, размещения и регистрации средств информационного оформления срок рассмотрения заявления о согласовании размещения вывески не должен превышать 30 календарных дней. По результатам рассмотрения заявления уполномоченный орган согласовывает представленный дизайн-проект вывески и издает распоряжение о разрешении на размещение вывески либо отклоняет его путем направления мотивированного уведомления, содержащего перечень обязательных для исполнения заявителем рекомендаций, либо отказывает в размещении вывески. После исполнения рекомендаций заявитель повторно обращается в уполномоченный орган за согласованием размещения вывески. Отклонение представленного дизайн-проекта вывески без указания причин не допускается.
Заявителю может быть отказано в согласовании размещения вывески в следующих случаях:
1) не предоставлены документы, указанные в пункте 3.2 настоящих Правил;
2) несоответствие проекта вывески и его территориального размещения требованиям технического регламента (ГОСТа);
3) нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа;
4) нарушение требований законодательства Российской Федерации об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, их охране и использовании.
Согласно пункту 3.4 Правил согласования, размещения и регистрации средств информационного оформления на основании распоряжения уполномоченного органа о согласовании размещения вывески владельцу вывески выдается свидетельство на право размещения вывески с указанием наименования владельца вывески, перечня необходимых согласований, архитектурной привязки вывески к объекту в масштабе и цвете, описанием типа и основных характеристик вывески.
Согласно пункту 3.5 Правил согласования, размещения и регистрации средств информационного оформления согласованное свидетельство на право размещения вывески подлежит утверждению уполномоченным органом. Решение уполномоченного органа о согласовании размещения вывески и утвержденное свидетельство на право размещения вывески является основанием для начала работ по изготовлению и монтажу вывески и регистрации ее в городском реестре.
Согласно пункту 3.6 Правил согласования, размещения и регистрации средств информационного оформления срок действия свидетельства на право размещения вывески устанавливается один год со дня его утверждения. По истечении срока действия свидетельства вывеска подлежит переосвидетельствованию уполномоченным органом на предмет возможности продления срока действия свидетельства.
Согласно пункту 3.7 Правил согласования, размещения и регистрации средств информационного оформления для продления срока действия свидетельства на право размещения вывески заявитель обращается в уполномоченный орган с заявлением произвольной формы, к которому прикладываются:
- фото существующего фасада с привязкой вывески;
- копии документов, удостоверяющих право собственности или аренды на помещение, иного права на использование помещения;
Согласно пункту 3.8 Правил согласования, размещения и регистрации средств информационного оформления заявления регистрируются в уполномоченном городском органе, где принимается решение о возможности продления срока действия свидетельства, оформляемого распоряжением, либо о мотивированном отказе в продлении срока его действия.
Согласно пункту 3.9 Правил согласования, размещения и регистрации средств информационного оформления уполномоченный городской орган вправе отказать заявителю в продлении срока действия свидетельства и запретить дальнейшую эксплуатацию вывески в следующих случаях:
- неисполнение законно направленных уведомлений об устранении нарушений правил установки и эксплуатации вывески в установленные сроки;
- возникновение по вине владельца вывески обстоятельств, связанных с нарушением правил эксплуатации объектов городского хозяйства.
Согласно пункту 4.1 Правил согласования, размещения и регистрации средств информационного оформления информационные указатели юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, размещаемые на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, подлежат обязательному согласованию и регистрации в уполномоченном органе.
Для согласования эскиза информационного указателя юридические лица (индивидуальные предприниматели) обращаются в уполномоченный орган с заявлением произвольной формы о выдаче разрешения на установку указателя, к которому прикладываются следующие документы:
- дизайн-проект указателя с указанием его предполагаемого местонахождения, типа и основных характеристик, технических решений по обеспечению освещения указателя в темное время суток (при необходимости), архитектурной привязкой к месту расположения в масштабе и цвете;
- выписку из Единого государственного реестра юридических лиц, копии свидетельства о государственной регистрации заявителя, о постановке на налоговый учет, учредительных документов юридического лица, заверенные исполнительным органом юридического лица - заявителя, копии паспорта заявителя - индивидуального предпринимателя;
- выкопировка земельного участка в масштабе 1:500;
- в случае установки нестандартной объемно-пространственной информационной конструкции - проект конструкции, выполненный в установленном порядке.
Заместитель прокурора Республики Башкортостан обратился в суд с административным иском о признании недействующими пунктов 8.5.1 и 8.5.2 Правил размещения и эксплуатации средств наружной рекламы на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, а также пунктов 3.1-3.9 (раздел 3) и абзацев 4, 5 пункта 4.1 Правил согласования, размещения и регистрации средств информационного оформления на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденных решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 13 июля 2011 года N 39/5 "О нормативных правовых актах по вопросам размещения наружной рекламы на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан".
В обоснование заявленных требований административный истец ссылался на противоречие названных норм Правил размещения и эксплуатации средств наружной рекламы положениям статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьи 19 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" и Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а названных норм Правил согласования, размещения и регистрации средств информационного оформления - положениям статей 1 и 1474 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 9 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" и статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 3 июня 2016 года административный иск заместителя прокурора Республики Башкортостан удовлетворен.
Недействующими со дня вступления данного решения суда в законную силу признаны пункты 8.5.1 и 8.5.2 Правил размещения и эксплуатации средств наружной рекламы на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, а также пункты 3.1-3.9 (раздел 3) и абзацы 4, 5 пункта 4.1 Правил согласования, размещения и регистрации средств информационного оформления на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденных решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 13 июля 2011 года N 39/5 "О нормативных правовых актах по вопросам размещения наружной рекламы на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан".
В апелляционной жалобе Совет городского округа город Уфа Республики Башкортостан просит решение суда отменить и принять по административному делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда правильным и оснований для его отмены не находит.
Согласно пункту 25 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих, в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" благоустройство территории поселения (городского округа) определено как комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.
Размещение по месту нахождения и осуществления деятельности вывесок с информацией о наименовании, виде деятельности, режиме работы для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей является обязанностью, которая установлена действующим законодательством (статья 1474 Гражданского кодекса Российской Федерации, статья 9 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей").
При этом нормы, регламентирующие параметры данных вывесок, порядок их размещения на зданиях, строениях, сооружениях, состав элементов вывесок (текстовые и декоративно-художественные части), федеральное законодательство не содержит.
В соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.
Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (пункт 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции правомерно исходил из того, что из системного толкования изложенных норм следует, что возложение на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей обязанности по согласованию и регистрации каждой вывески, согласованию эскиза вывески в уполномоченном органе, предоставлению комплекта документов, а также возможность рассмотрения заявления в течение 30 дней, отказа в согласовании размещения вывески, установления срока действия свидетельства в один год, продления срока действия свидетельства с обязанностью предоставления пакета документов, а также возможность отказать в продлении срока действия свидетельства могут быть осуществлены либо на основании федерального закона, либо на основании договора. Федеральное законодательство такой обязанности не предусматривает. В настоящем случае указанные обязанности возложены решением органа местного самоуправления.
При таких обстоятельствах, установив, что оспариваемые прокурором положения Правил устанавливают для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей дополнительные требования, что согласно приведенным нормам права не относится к компетенции органов местного самоуправления, а может устанавливаться только федеральным законом или договором, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что данные положения не могут быть признаны соответствующими вышеуказанным нормам законодательства.
Положения действующего законодательства, устанавливающие для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей обязанность размещать вывески с информацией о наименовании хозяйствующего субъекта, режиме работы распространяются на всей территории Российской Федерации, а поэтому порядок исполнения требований закона в этой части также должен быть единым на всей территории Российской Федерации.
Правилами о порядке согласования, размещения и регистрации средств информационного оформления на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан установлены единые для городского округа город Уфа порядок и требования к проектированию средств информационного оформления, определению и согласованию мест их размещения, размещению (установка, монтаж, нанесение), регистрации средств информационного оформления, а также порядок контроля за соблюдением этих требований.
Общественные отношения в сфере благоустройства на федеральном уровне регулируются пунктом 19 части 1 статьи 14 и пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 декабря 2011 года N 613 утверждены Методические рекомендации по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований, согласно которым благоустройство территории - комплекс мероприятий по инженерной подготовке и обеспечению безопасности, озеленению, устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства.
Элементы благоустройства территории - декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, растительные компоненты, различные виды оборудования и оформления, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные сооружения, наружная реклама и информация, используемые как составные части благоустройства.
Нормируемый комплекс элементов благоустройства - необходимое минимальное сочетание элементов благоустройства для создания на территории муниципального образования безопасной, удобной и привлекательной среды.
Нормируемый комплекс элементов благоустройства устанавливается в составе местных норм и правил благоустройства территории органом местного самоуправления.
Судебная коллегия согласна с позицией суда первой инстанции о том, что, учитывая изложенное, Совет городского округа город Уфа Республики Башкортостан, приняв нормативный правовой акт, устанавливающий понятия "вывеска", "информационная табличка" для вышеназванных целей, вышел за пределы своих полномочий.
В соответствии с положениями Федерального закона "О рекламе" вывески с информацией о наименовании лица, режиме его работы не относятся к рекламе, а поэтому для их размещения не требуется согласования с органами местного самоуправления (статьи 2 и 3).
Правилами благоустройства городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденными решением Совета от 2 июля 2009 года N 17/7 (далее - Правила благоустройства), установлены правила содержания фасадов зданий и информационного оформления городских территорий.
В соответствии с пунктом 2.40 Правил благоустройства фасад - наружная лицевая сторона здания. Основной фасад здания имеет наибольшую зону видимости с городских территорий, как правило, ориентирован на восприятие со стороны магистральных и/или иного значения улиц, либо визуальных осей.
В пункте 2.1 Правил благоустройства определено, что благоустройство территории - комплекс работ, направленных на улучшение экологического, санитарно-гигиенического, эстетического состояния территории в целом. Благоустройство осуществляется в целях приведения той или иной территории в состояние, пригодное для строительства и нормального использования по назначению, созданию здоровых, удобных и комфортных условий жизни населения и включает в себя работы и мероприятия по:
- инженерной подготовке территории, устройству дорог, развитию коммуникационных сетей и сооружение водоснабжения, канализации, энергоснабжения и другое;
- улучшению микроклимата, созданию комфортной среды проживания, охране от загрязнения воздушного бассейна, открытых водоемов и почвы, санитарной очистке территорий, снижению шума и другое.
Суд первой инстанции, проанализировав раздел 3 Правил о порядке согласования, размещения и регистрации средств информационного оформления на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, пришёл к правильному выводу о том, что вопросы согласования, регистрации эскизов, отказа в согласовании размещения вывесок, установление срока действия свидетельства на право размещения вывески, продление срока действия свидетельства на право размещения вывески, возможность отказа в продлении срока действия свидетельства ни федеральным законодательством, ни Правилами благоустройства не предусмотрены.
Суд первой инстанции правомерно исходил из того, что установленные в разделе 3 положения приняты с превышением полномочий органа местного самоуправления, не могут быть расценены как направленные на поддержание единого архитектурного облика города, понятие "вывеска" не является идентичным понятию "фасад".
При этом суд первой инстанции также правомерно обратил внимание на то, что федеральный законодатель не устанавливает объективные критерии и признаки, характеризующие внешний архитектурный облик сложившейся застройки поселения.
По смыслу Федерального закона от 17 ноября 1995 года N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" внешний архитектурный облик включает в себя пространственные, эстетические и иные характеристики исходя из замысла архитектурного объекта (форма, цветовое решение, устройство и оборудование входа, устройство крыши, козырьков, навесов и непосредственно архитектурного объекта, а также пространство и вид, которые будут украшать этот объект).
Административным ответчиком суду первой инстанции не представлены доказательства того, что размещение вывесок относится к внешнему архитектурному облику и что размещение на территории города Уфы вывесок без соблюдения требований, изложенных в разделе 3 Правил о порядке согласования, размещения и регистрации средств информационного оформления на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, в настоящее время или в дальнейшем каким-либо образом нарушит архитектурный облик города либо сложившуюся окружающую застройку и городскую панораму.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что Совет городского округа город Уфа Республики Башкортостан, установив для хозяйствующих субъектов ограничения к размещению вывесок и информационных табличек путем введения соответствующих требований по их размещению и содержанию, допустил нарушения статей 8, 34 и 71 Конституции Российской Федерации, статей 3, 1474, 1538 и 1539 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающих запрет на воспрепятствование в использовании хозяйствующим субъектом своего наименования, а также на неправомерное ограничение предпринимательской и иной экономической деятельности.
Удовлетворяя административные исковые требования о признании недействующими пунктов 8.5.1 и 8.5.2 Правил размещения и эксплуатации средств наружной рекламы на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, суд первой инстанции также правомерно исходил из того, что приведенные нормы в их системном единстве свидетельствуют о том, что Совет городского округа город Уфа Республики Башкортостан не вправе вторгаться в сферы общественных отношений, регулирование которых составляет предмет ведения Российской Федерации.
Доводы Совета об отсутствии нарушений прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, признаков муниципального контроля, санкций за нарушение обязанности устранить допущенное нарушение судом первой инстанции обоснованно признаны несостоятельными в связи с указанием в оспариваемых пунктах на возможность осуществления обследования конструкции, составления заключения, и, как следствие, возложения обязанности по устранению отклонений, указанных в заключении, что не предусмотрено вышеприведенным нормативным регулированием, предусматривающим, что к вопросам местного значения городского округа относится лишь утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории городского округа.
Судебная коллегия согласна с выводом суда первой инстанции об отклонении довода Совета о том, что указанная процедура является подготовительным этапом и направлена на сбор доказательств для обращения в суд, поскольку при системном толковании взаимосвязанных положений пункта 8.5 Правил следует, что в результате обследования наступают иные последствия - обязанность владельца средств наружной рекламы устранить отклонения, указанные в заключении.
Согласна Судебная коллегия и с отклонением судом первой инстанции довода Совета о том, что данные мероприятия направлены на обеспечение безопасности и сохранения надлежащего архитектурного облика города, в силу того обстоятельства, что ответственность за надлежащее содержание рекламной конструкции, включая безопасность конструкции, эстетический вид, возложена на владельца рекламной конструкции.
В части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" содержится исчерпывающий перечень полномочий, отнесенных к вопросам местного значения городского округа, к которым принятие решений о необходимости обследования конструкций средств наружной рекламы, обследование и выдача заключений не отнесены.
Оценивая позицию прокурора о проведении муниципального контроля при принятии решений о необходимости обследования конструкций средств наружной рекламы, обследовании и выдачи заключений, суд первой инстанции правомерно счел ее обоснованной.
Довод Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан о том, что пункты 8.5.1 и 8.5.2 не содержат положений и норм, которые могут быть расценены как муниципальный контроль, поскольку обследование конструкций производится в отсутствие представителя средств наружной рекламы, судом первой инстанции обоснованно отклонен.
По определению, муниципальный контроль - это деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения (пункт 4 статьи 2 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля").
Суд первой инстанции правомерно исходил из того, что из анализа понятия муниципального контроля не следует, что он должен осуществляться с участием проверяемого, и именно это обстоятельство определяет его отнесение к муниципальному контролю. Критериями определения данного вида контроля являются проверка в соответствии с федеральным законодательством соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения.
Также при рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции обоснованно согласился с позицией прокурора о том, что отдельные положения раздела 3, абзацы 4 и 5 пункта 4.1 Правил о порядке согласования, размещения и регистрации средств информационного оформления на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан в системной связи противоречат Федеральному закону "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Абзацами 3 и 4 пункта 3.2 Правил указано на необходимость представления заявителем копии свидетельства о государственной регистрации, постановке на налоговый учет, копий документов, удостоверяющих право собственности или аренды на помещение, иного права на использование помещения; абзацами 4, 5 пункта 4.1 Правил предусмотрено предоставление выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, копии свидетельства о государственной регистрации заявителя, о постановке на налоговый учет, учредительных документов юридического лица, копии паспорта, выкопировки земельного участка в масштабе 1:500.
Судом первой инстанции было установлено, что необходимость предоставления вышеперечисленных документов связана с проверкой обоснованности обращения заявителя с заявлением о размещении вывески либо информационного указателя.
Однако суду первой инстанции не были представлены доказательства, подтверждающие необходимость такой проверки, а также невозможность проверки интересующей информации о юридическом лице либо индивидуальном предпринимателе, праве на помещение, земельный участок, постановке на налоговый учет из иных доступных источников, а также недостаточность информации при ее получении из общедоступных источников либо в результате межведомственного информационного взаимодействия.
В соответствии с Федеральным законом "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" необходимая информация, такая как выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, сведения о постановке на налоговый учет юридического лица, правах на земельный участок, может быть представлена по межведомственному информационному взаимодействию. В этой связи суд первой инстанции обоснованно посчитал, что возложение обязанности по предоставлению перечисленных в разделе 3, а также в абзацах 4, 5 пункта 4.1 Правил документов противоречит положениям федерального законодательства и налагает на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей не предусмотренные федеральным законодательством обязанности.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о признании пунктов 8.5.1 и 8.5.2 Правил размещения и эксплуатации средств наружной рекламы на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, а также пунктов 3.1-3.9 (раздел 3) и абзацев 4, 5 пункта 4.1 Правил согласования, размещения и регистрации средств информационного оформления на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденных решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 13 июля 2011 года N 39/5 "О нормативных правовых актах по вопросам размещения наружной рекламы на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан", не соответствующими федеральному законодательству, что влечет удовлетворение административного иска в этой части.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 3 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий |
Зинченко И.Н. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Корчашкина Т.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 25 октября 2016 г. N 49-АПГ16-35
Текст определения официально опубликован не был