Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к письму Федеральной службы судебных приставов
от 18 августа 2016 г. N 00121/16/76875-АП
Обзор
об итогах деятельности Федеральной службы судебных приставов по профилактике, выявлению и пресечению коррупционных и иных должностных правонарушений в первом полугодии 2016 года
Федеральная служба судебных приставов в первом полугодии 2016 года свою деятельность по профилактике коррупционных и иных правонарушений осуществляла на плановой основе в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Национальным планом противодействия коррупции на 2016-2017 годы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 01.04.2016 N 147, а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства юстиции Российской Федерации и организационно-распорядительными и методическими документами ФССП России.
В рамках проводимой работы по данному направлению деятельности в первом полугодии 2016 года поступило 1488 обращений о возможных коррупционных правонарушениях, допущенных работниками ФССП России, в том числе 71 - по телефону доверия. Из них рассмотрено 1421. Признаны обоснованными 50 обращений, из них направлены в правоохранительные органы 39, по которым возбуждены 4 уголовных дела.
В первом полугодии 2016 года одним из приоритетных направлений деятельности по профилактике коррупционных и иных правонарушений являлось проведение анализа сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
В территориальные органы ФССП России (далее - территориальные органы) направлялись поручения об организации работы по сбору сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственных гражданских служащих (письма ФССП России от 11.02.2016 N 00125/16/12141, от 24.02.2016 N 00125/16/14381). Подготовлена и направлена в территориальные органы новая редакция Методических рекомендаций по порядку заполнения справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера от 20.04.2016 N 0012/4.
Представление сведений о доходах, расходах осуществлялось согласно Указу Президента Российской Федерации от 18.05.2009 N 557 и Перечню должностей федеральной государственной гражданской службы, при замещении которых федеральные государственные гражданские служащие Федеральной службы судебных приставов обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденному приказом ФССП России от 15.09.2015 N 437 (далее - Перечень).
В территориальных органах по состоянию на 31.12.2015 должности государственной гражданской службы, включенные в Перечень, замещали 66 562 гражданских служащих, из них:
62 731 гражданский служащий сведения о доходах, расходах представил в установленный законом срок;
386 гражданских служащих не представили в установленный срок сведения о доходах, расходах, что составляет 0,6% от общего количества государственных гражданских служащих, обязанных представить сведения о доходах, расходах (из них 204 государственных гражданских служащих находятся в отпусках по уходу за детьми до достижения ими трехлетнего возраста);
3445 гражданских служащих сведения о доходах, расходах не представили в связи с их увольнением с государственной гражданской службы.
Наибольшее количество государственных гражданских служащих не представили сведения в установленный законом срок в управлениях ФССП России по Москве (70 госслужащих), по Краснодарскому краю (78), по Самарской области (30), по Республике Татарстан (27).
В территориальные органы направлено поручение о необходимости использования программного комплекса "Справки БК+" при заполнении государственными гражданскими служащими справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (письма ФССП России от 11.02.2016 N 00125/16/12141, от 24.02.2016 N 00125/16/14381).
Вместе с тем с использованием программного комплекса "Справки БК+" справки о доходах, расходах заполнили около 35% от общего числа государственных гражданских служащих территориальных органов, представивших сведения.
На официальных интернет-сайтах территориальных органов размещены сведения о доходах государственных гражданских служащих, должности которых входят в Перечень, утвержденный приказом ФССП России от 24.04.2015 N 250 "Об утверждении Перечня должностей, замещение которых влечет за собой размещение сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера федеральных государственных гражданских служащих Федеральной службы судебных приставов, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей на официальном сайте Федеральной службы судебных приставов в информационно-коммуникационной сети "Интернет".
Управлениями ФССП России по Республике Башкортостан и Камчатскому краю при размещении сведений грубо нарушены требования, установленные Порядком размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера отдельных категорий лиц и членов их семей на официальных сайтах федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и организаций и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 08.07.2013 N 613. Виновные должностные лица привлечены к дисциплинарной и юридической ответственности.
Руководителями 64 территориальных органов в течение первого полугодия 2016 года принято решение об инициировании 712 проверок в соответствии с Положением о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2009 N 1065 (далее - Положение, утвержденное Указом от 21.09.2009 N 1065).
В течение отчетного периода окончено 467 проверок, из них:
321 проверка достоверности и полноты сведений о доходах, представленных государственными служащими ФССП России;
136 проверок соблюдения государственными служащими ФССП России требований к служебному поведению;
10 проверок достоверности и полноты сведений о доходах, представленных гражданами при назначении на должность, а также сведений, представленных указанными гражданами в соответствии с нормативными актами.
По результатам проведенных проверок руководителями территориальных органов приняты решения о применении взыскания к 169 гражданским служащим (36% от общего числа проверок), из них: замечание - 40, выговор - 66, предупреждение о неполном должностном соответствии - 29, увольнение в связи с утратой доверия - 34.
В ряде территориальных органов часть проверок в соответствии с Положением, утвержденным Указом от 21.09.2009 N 1065, инициирована на основании информации, поступившей из правоохранительных органов: 83 проверки, или 11,7% от общего количества назначенных проверок.
По результатам изучения материалов проверок, оконченных в первом полугодии 2016 года (467), основным нарушением законодательства в сфере противодействия коррупции, допускаемым гражданскими служащими ФССП России, является предоставление неполных и (или) недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (321 проверка). Вместе с тем следует отметить тенденцию к снижению количества таких проверок по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (661 проверка).
В целях упорядочения действий по проведению проверок в соответствии с Положением, утвержденным Указом N 1065, Управлением противодействия коррупции в письмах от 23.03.2015 N 00124/15/17946, от 12.08.2015 N 00124/15/59929 даны разъяснения по применению алгоритма проведения проверки в соответствии Положением, утвержденным Указом от 21.09.2009 N 1065, где было указано на необходимость строгого соблюдения требований статей 59.1, 59.2 и 59.3 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Кроме того, в территориальные органы направлены письма организационного характера:
от 13.08.2015 N 00124/15/60654 "О проведении проверок в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2009 N 1065 в первом полугодии 2015 года";
от 25.11.2015 N 00125/15/92373 "О направлении методических рекомендаций Минтруда России по привлечению к ответственности за несоблюдение требований к служебному поведению";
от 09.02.2016 N 00121/16/10150 "О проведении проверок в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2009 N 1065 в 2015 году";
от 29.02.2016 N 00121/16/16002 "О соблюдении ограничений и запретов, установленных антикоррупционным законодательством";
от 23.03.2016 N 00125/16/24140 "О повышении эффективности работы по профилактике нарушений, связанных с несоблюдением запретов и требований к служебному поведению";
от 28.03.2016 N 00121/16/25882 "О направлении Обзора практики привлечения к ответственности гражданских служащих";
от 25.04.2016 N 00125/16/35846 "Об организации работы по предотвращению и урегулированию конфликта интересов и соблюдению государственными служащими запретов и ограничений";
от 22.06.2016 N 00125/16/56001 "О проведении проверок в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2009 N 1065 в отношении гражданских служащих, не представивших сведения о доходах на себя и членов своих семей за 2015 год".
Наряду с профилактикой коррупционных правонарушений в ФССП России также ведется работа по оказанию содействие правоохранительным органам в выявлении и пресечении преступлений, совершенных должностными лицами ФССП России в связи с исполнением ими служебных обязанностей.
В целом количество лиц, в отношении которых в первом полугодии 2016 года возбуждены уголовные дела, по сравнению с аналогичным периодом 2015 года снизилось на 4,3%.
Уголовные дела по должностным преступлениям, в том числе коррупционной направленности, были возбуждены в отношении 154 работников территориальных органов, а также граждан, ранее проходивших государственную гражданскую службу в ФССП России (далее - работники) (в первом полугодии 2015 года - в отношении 161 работника).
Количество работников, в отношении которых возбуждены уголовные дела в первом полугодии 2016 года, распределяется по основным составам преступлений следующим образом (в скобках данные за первое полугодие 2015 года):
ст. 159 УК РФ (мошенничество) - 10 (18);
ст. 160 УК РФ (присвоение или растрата) - 45 (40);
ст. 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями) - 10 (24);
ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий) - 15 (19);
ст. 290 УК РФ (получение взятки) - 50 (43);
ст. 291 УК РФ (дача взятки) - 0 (1);
ст. 291.1 УК РФ (посредничество во взяточничестве) - 1 (1);
ст. 292 УК РФ (служебный подлог) - 13 (11);
ст. 293 УК РФ (халатность) - 6 (2);
ст. 327 УК РФ (подделка, изготовление, сбыт поддельных документов) - 0 (1);
иные преступления - 4 (1).
Количество работников, в отношении которых возбуждены уголовные дела по ст. 292 УК РФ (как основной состав), увеличилось с 11 до 13, или на 18,2%.
Уголовные дела по данному составу преступления возбуждены в отношении работников 10 территориальных органов (управления ФССП России по Республике Башкортостан, по Красноярскому краю, по Самарской области - по 2 работника, по Республике Татарстан, по Краснодарскому краю, по Ярославской, Новгородской, Астраханской, Нижегородской, Иркутской областям - по одному).
Как и в предыдущие периоды, данное преступление совершается в целях завышения статистических показателей деятельности и создания видимости эффективной работы.
В большинстве случаев служебный подлог совершается путем внесения подложных сведений в акты совершения исполнительных действий (о месте и времени совершения исполнительных действий, имуществе должников, на которое может быть обращено взыскание, и др.), в акты описи и ареста имущества должников (сведения о присутствующих при аресте лицах и составе арестованного имущества), составления иных подложных документов.
Так, в первом полугодии 2016 года служебный подлог выявлен:
при вынесении постановления об окончании исполнительного производства - 6;
при составлении акта совершения исполнительных действий - 3;
при составлении акта ареста имущества - 2;
при составлении постановления от имени другого должностного лица - 1;
при изготовлении и выдаче должнику справки о погашении задолженности по исполнительному документу - 1.
По итогам первого полугодия 2016 года на 12,5% (с 40 до 45) по сравнению с аналогичным периодом 2015 года увеличилось количество работников, в отношении которых возбуждены уголовные дела за совершение присвоения и растраты денежных средств и имущества (ст. 160 УК РФ).
Наибольшее число фигурантов уголовных дел по фактам присвоения и растраты в первом полугодии 2016 года отмечено в управлениях ФССП России по Оренбургской области - 5 работников, по Приморскому краю и Вологодской области - по 4.
В большинстве случаев присвоение и растрата совершаются судебными приставами-исполнителями при взыскании с должников наличных денежных средств по квитанционным книжкам, при этом имеют место также случаи совершения данного преступления работниками, ответственными за ведение депозитных счетов структурных подразделений. Общая сумма присвоенных должностными лицами денежных средств составила более 2,6 млн. руб.
Факты присвоения денежных средств в крупном размере (от 140 до 300 тыс. руб.) выявлены в восьми случаях (управления ФССП России по Алтайскому, Забайкальскому и Приморскому краям, по Вологодской, Волгоградской и Оренбургской областям), в размере от 10 до 100 тыс. руб. - в 20 случаях. Присвоение денежных средств в незначительном размере (от 1 до 10 тыс. руб.) составило 37,8% от общего количества случаев присвоения.
По-прежнему в условиях недостаточного контроля со стороны профильных отделов аппаратов управления территориальных органов имеют место случаи, когда преступления, связанные с присвоением денежных средств, выявляются со значительным опозданием.
Так, 22,2% работников, в отношении которых в первом полугодии 2016 года возбуждены уголовные дела по ст. 160 УК РФ, совершили преступные деяния в 2013-2014 годах.
Например, бывший судебный пристав-исполнитель УФССП России по Оренбургской области в апреле 2013 года присвоила денежные средства в размере 19,9 тыс. руб., принятые от должника по квитанционной книжке. В июле того же года указанный работник присвоила 11,9 тыс. руб., а в августе - еще 157,9 тыс. руб. Общая сумма присвоенных бывшим судебным приставом-исполнителем денежных средств составила 189,8 тыс. руб.
При этом указанные противоправные деяния должностного лица выявлены лишь в сентябре 2015 года при проверке, проведенной подразделением противодействия коррупции с участием специалистов контрольно-ревизионного отдела территориального органа, что свидетельствует о ненадлежащей организации работы по данному направлению деятельности.
Уголовное дело по данному факту возбуждено 03.02.2016. Работник уволен с государственной гражданской службы 14.02.2014.
В соответствии с указанием ФССП России от 11.04.2016 N 1-у "О дополнительных мерах по устранению причин и условий, способствующих совершению служебного подлога и хищению денежных средств" с 2014 года в территориальных органах ФССП России принимаются дополнительные меры, направленные на устранение причин и условий, способствующих хищению денежных средств.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного указания следует читать как "от 11.04.2014"
В территориальных органах осуществляется проверка сведений о невозможности обращения взыскания на имущество должника, содержащихся в актах совершения исполнительных действий, а также контроль получения от должников записи на оборотной стороне квитанции о получении ими корешка квитанции с указанием уплаченной суммы задолженности.
Так, по информации территориальных органов, в первом полугодии 2016 года проведено около 4,8 тыс. проверок, в ходе которых проверено более 38,9 тыс. финансовых документов,
К примеру, в УФССП России по Республике Бурятия в первом полугодии 2016 года проведено 29 проверок по вопросам учета денежных средств, поступающих в структурные подразделения Управления во временное распоряжение. Проведено 194 встречные сверки с должниками на соответствие денежных сумм, полученных от должников по квитанционным книжкам, и сумм, сданных судебными приставами-исполнителями на депозитные счета структурных подразделений.
Вместе с тем в отдельных территориальных органах указанная работа организована на недостаточно высоком уровне, что приводит в конечном итоге к незаконному присвоению денежных средств, полученных от должников.
В первом полугодии 2016 года возросло количество выявленных фактов взяточничества.
Если в первом полугодии 2015 года удалось переломить ситуацию с взяточничеством: количество взяточников по сравнению с АППГ снизилось на 17,3% (с 52 до 43), то в текущем году отмечается увеличение числа взяточников в Службе по сравнению с аналогичным периодом 2015 года на 16,3% (с 43 до 50 соответственно).
Всего в первом полугодии 2016 года в отношении 50 взяточников возбуждено 45 уголовных дел.
При этом свыше половины от общего количества взяточников (32 человека, или 64%) проработали в занимаемой должности менее трех лет, в том числе 13 человек (26%) - в должности менее одного года.
Среди них работник, назначенный на должность начальника отдела судебных приставов (УФССП России по Астраханской области), заместитель начальника отдела судебных приставов (УФССП России по Сахалинской области) и заместитель начальника отдела судебных приставов (УФССП России по Московской области), три взяточника в УФССП России по Ростовской области, судебный пристав-исполнитель УФССП России по Московской области, и.о. начальника отдела судебных приставов УФССП России по Краснодарскому краю.
Средний размер вымогаемых взяток остался, как и в аналогичном периоде 2015 года, на высоком уровне - около 200 тыс. руб. (195,53 тыс. руб.),
Самые крупные взятки вымогались работниками управлений ФССП России:
по Московской области - в сумме 2 и 1,5 млн. руб.;
по Москве - 1,5 млн. и 500 тыс. руб.;
по Краснодарскому краю - 1,5 млн. руб.
Крупные суммы взяток также вымогались работниками управлений ФССП России по Самарской области (300 тыс. руб.), по Республике Дагестан (240 и 160 тыс. руб.), по Челябинской области (200 тыс. руб.), по Ставропольскому краю (180 тыс. руб.), по Санкт-Петербургу (150 тыс. руб.), по Ростовской области (150 тыс. руб.), по Красноярскому краю, по Астраханской, Кемеровской и Саратовской областям (по 100 тыс. руб.).
Взятки в сумме до 100 тыс. руб. вымогались в 28 случаях, при этом имели место факты получения незначительных сумм - 3 тыс. руб. (УФССП России по Самарской области) и 2,5 и 4 тыс. руб. (УФССП России по Нижегородской области).
За незаконное окончание исполнительного производства возбуждено 22 из 45 уголовных дел по ст. 290 УК РФ (48,8%), за незаконные действия по снятию ареста с имущества должников - 12 (26,6%), за незаконное бездействие (непринятие мер принудительного исполнения) - 6 (13,3%). По одному уголовному делу возбуждено в связи с получением взятки за незаконное снятие временного ограничения должника на выезд из Российской Федерации и незаконное вынесение постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по ст. 177 УК РФ.
Законные действия послужили поводом для получения взятки в пяти случаях (10,6%). При этом в трех случаях - от взыскателей за ускорение взыскания долга и в двух - от должников: снижение размера удержаний из пенсии и пособничество в снятии ограничений, установленных в ходе исполнения требований исполнительных документов.
Резкое увеличение количества коррупционных преступлений связано, в первую очередь, с отсутствием в отдельных территориальных органах ФССП России целенаправленной работы по предотвращению взяточничества.
В УФССП России по Сахалинской области с 2009 года не был выявлен ни один взяткодатель, однако в текущем году в отношении работника данного территориального органа возбуждено одно уголовное дело по ст. 290 УК РФ. Аналогичная ситуация сложилась в Смоленской области.
Показатель выявления взяточников силами территориальных органов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос почти вдвое. Если в первом полугодии 2015 года уголовные дела по ст. 290 УК РФ по материалам ФССП России возбуждены в отношении 5 работников из 43 (11,6%), то в текущем году подразделениями противодействия коррупции территориальных органов выявлено 24%, взяточников (12 из 50) (управления ФССП России по Красноярскому краю, Московской, Омской, Пензенской и Смоленской областям и Санкт-Петербургу - по одному фигуранту и по Республике Дагестан и Москве - по три).
Количество уведомлений представителя нанимателя о попытках склонения государственных гражданских служащих территориальных органов ФССП России к получению взяток в первом полугодии 2016 года по сравнению с аналогичным периодом 2015 года осталось на прежнем уровне и составило 235 (237). При этом доля реализованных уведомлений в отчетном периоде увеличилась с 35,4% до 40%.
Количество граждан, в отношении которых по уведомлениям госслужащих в первом полугодии 2016 года возбуждены уголовные дела по ст. 291 УК РФ (дача взятки), увеличилось на 11,9% и составило 94 (84).
Кроме того, в первом полугодии 2016 года одно уголовное дело по ст. 291.1 УК РФ за посредничество во взяточничестве возбуждено в отношении судебного пристава-исполнителя УФССП России по Московской области.
В отчетном периоде наибольшее количество взяткодателей по уведомлениям работников ФССП России выявлено в Ставропольском крае и Волгоградской области - по 9 граждан, Республике Башкортостан, Краснодарском крае, Костромской области и Москве - по 5, Ростовской области и Санкт-Петербурге - по 4, в Республике Дагестан и Республике Ингушетия, Кабардино-Балкарской Республике и Карачаево-Черкесской Республике и в Новосибирской области - по 3, в Кемеровской, Ленинградской, Московской и Тульской областях - по 2 гражданина.
Впервые в 2016 году уголовные дела по ст. 291 УК РФ в отношении граждан были возбуждены по уведомлениям работников УФССП России по Республике Тыва, Республике Крым и Хабаровскому краю.
Вместе с тем в шести территориальных органах с 2008 года на протяжении всего периода действия Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Закон о противодействии коррупции) не возбуждено ни одного уголовного дела в отношении взяткодателей (управления ФССП России по Республике Коми и Республике Марий Эл, по Новгородской и Магаданской областям, Отдел по Ненецкому автономному округу, по Чукотскому автономному округу), а также УФССП России по Севастополю.
Средний размер предлагаемых в первом полугодии 2016 года взяток увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2015 года более чем в два раза (на 135,3%) и составил 43,3 тыс. руб. (18,4 тыс. руб.).
Крупные денежные вознаграждения предлагались: в сумме 1,5 млн. руб. - начальнику отдела - старшему судебному приставу УФССП России по Амурской области за снятие ограничений на распоряжение 22 транспортными средствами, 800 тыс. руб. - работнику УФССП России по Ростовской области за незаконное неперемещение за пределы Российской Федерации, 200 тыс. руб. - работнику УФССП России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре - за незаконное окончание исполнительного производства.
Незаконное вознаграждение предлагалось в основном должниками - физическими лицами. При этом только 14 взяткодателей - представители юридических лиц.
Всего за период действия Закон о противодействии коррупции, т.е. с 2008 года по 30.06.2016, по 2594 уведомлениям федеральных государственных гражданских служащих ФССП России за дачу взятки в отношении 989 граждан возбуждены уголовные дела по ст. 291 УК РФ (в 2008 году - 1, в 2009 году - 27, в 2010 году - 93, в 2011 году - 114, в 2012 году - 175, в 2013 году - 178, в 2014 году - 155, в 2015 году - 152, в первом полугодии 2016 года - 94).
По итогам первого полугодия 2016 года количество работников, в отношении которых возбуждены уголовные дела по ст. 293 УК РФ, по сравнению с первым полугодием 2015 года увеличилось в 3 раза (с 2 до 6 работников). Уголовные дела за халатность возбуждены в отношении работников управлений ФССП России по Ставропольскому краю и Московской области (по одному работнику) и по Краснодарскому краю (4). Из них в отношении четырех работников - по материалам правоохранительных органов.
Преступления данной категории выражались в ненадлежащем исполнении служебных обязанностей, длительном неприменении мер принудительного исполнения (бездействии), вследствие чего утрачена возможность исполнения требований, содержащихся в исполнительных документах, что повлекло причинение крупного ущерба или существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.
Основными причинами совершения данного преступления явились: ненадлежащая организация внутриведомственного контроля за деятельностью судебных приставов-исполнителей, а также ненадлежащее исполнение служебных обязанностей судебными приставами исполнителями.
Так, в первом полугодии 2016 года уголовные дела по ст. 293 УК РФ возбуждены по фактам:
незаконного вынесения постановления об отмене ограничительных мер в отношении недвижимого имущества - 1;
ненадлежащего осуществления ареста или отмены ограничительных мер в отношении автотранспортного средства - 3;
необоснованной оценки арестованного имущества - 1;
незаконного бездействия должностного лица - 1.
По итогам первого полугодия 2016 года отмечается снижение на 44,4% (с 18 до 10) количества лиц, совершивших мошеннические действия (ст. 159 УК РФ). При этом совершение мошенничества, как правило, связано с хищением денежных средств.
Структура уголовных дел, возбужденных по ст. 159 УК РФ, следующая:
преступные деяния, направленные на хищение наличных денежных средств, - 70%;
преступные деяния, направленные на хищение с депозитного счета структурного подразделения, - 10%,
преступные деяния, связанные с нарушением порядка управления, - 10%
преступные деяния, не связанные с основной деятельностью, - 10%.
Большинство преступлений указанной категории совершались должностными лицами территориальных органов путем введения в заблуждение сторон исполнительного производства с целью получения от них денежных средств, которые впоследствии присваивались должностными лицами.
Имел место случай, когда должностным лицом одного из территориальных органов из корыстных побуждений был предъявлен к исполнению поддельный исполнительный документ,
Снизилось количество работников, в отношении которых уголовные дела возбуждены за злоупотребление либо превышение должностных полномочий:
по ст. 285 УК РФ - на 58,3%, или более чем в два раза: с 24 - в первом полугодии 2015 года до 10 - в первом полугодии 2016 года (управления ФССП России по Республике Мордовия, по Республике Татарстан, по Тамбовской, Архангельской, Астраханской и Саратовской областям, по Краснодарскому и Приморскому краям). Злоупотребление должностными полномочиями выражалось:
в незаконном окончании исполнительных производств при отсутствии подтверждающих документов об оплате задолженности;
в отмене ограничительных мер в отношении имущества должников;
в необоснованном занижении стоимости арестованного имущества;
в составлении фиктивных заявлений от имени взыскателей об отзыве исполнительных документов;
в незаконном привлечении должника к административной ответственности;
в действиях, направленных на присвоение (хищение) денежных средств.
При этом 70% преступных деяний, квалифицированных по ст. 285 УК РФ, содержат признаки служебного подлога. В совокупности со ст. 292 УК РФ возбуждены лишь два уголовных дела по данному составу в отношении двух лиц;
по ст. 286 УК РФ - на 21%: с 19 до 15 (управления ФССП России по Республике Татарстан, по Краснодарскому и Ставропольскому краям, по Костромской, Московской, Тамбовской, Астраханской, Саратовской, Свердловской, Челябинской и Иркутской областям). Большинство преступлений данной категории совершены путем незаконного снятия ареста с имущества должников, а также незаконных действий при оценке и реализации имущества должников (86,7%).
Анализ структуры указанных преступлений выявил, что существенная часть должностных преступлений, совершенных работниками ФССП России, связана с осуществлением исполнительных действий по оценке и передаче на реализацию имущества должников. Так, в структуре должностных преступлений количество фактов, связанных с арестом, оценкой и реализацией имущества должников, составило: по ст. 286 УК РФ - 86,7%, по ст. 293 УК РФ - 83,3%, по ст. 290 УК РФ - 25,5%, по ст. 292 УК РФ - 15,4%.
При этом около 76,4% должностных лиц, в отношении которых возбуждены уголовные дела по ст. 159, 160 УК РФ, совершили преступные деяния при непосредственном контакте с наличными денежными средствами.
Доля лиц, совершивших должностные преступления путем хищения денежных средств с депозитных счетов структурных подразделений с использованием безналичных расчетов, составила 5,5%. Сумма денежных средств, похищенных работниками, ответственными за ведение депозитных счетов структурных подразделений территориальных органов, составила более 191 тыс. руб.
По итогам первого полугодия 2016 года на основании материалов территориальных органов уголовные дела возбуждены в отношении 72 работников территориальных органов (46,8%) (в отношении 64 (39,8%).
Факты возбуждения уголовных дел в отношении работников без участия территориальных органов допущены в 34 территориальных органах (управления ФССП России по Республике Дагестан, по Республике Мордовия, по Республике Татарстан, по Республике Хакасия, по Республике Крым, по Краснодарскому, Ставропольскому, Пермскому, Красноярскому, Алтайскому и Забайкальскому краям, по Белгородской, Владимирской, Воронежской, Ивановской, Костромской, Московской, Рязанской, Тамбовской, Вологодской, Ленинградской, Новгородской, Астраханской, Волгоградской, Ростовской, Нижегородской, Самарской, Саратовской, Челябинской, Иркутской, Кемеровской, Новосибирской, Сахалинской областям, по Санкт-Петербургу).
В 12 субъектах Российской Федерации уголовные дела в отношении работников Службы возбуждены исключительно по материалам правоохранительных органов (управления ФССП России по Республике Татарстан, по Республике Хакасия, по Республике Крым, по Пермскому краю, по Воронежской, Ивановской, Костромской, Рязанской, Ленинградской, Новгородской, Самарской и Сахалинской областям).
Только по материалам территориальных органов уголовные дела по должностным преступлениям возбуждены в отношении работников 18 территориальных органов (управления ФССП России по Республике Калмыкия, по Чеченской Республике, по Республике Башкортостан, по Республике Марий Эл, по Республике Бурятия по Приморскому краю, по Смоленской, Ярославской, Архангельской, Калининградской, Мурманской, Кировской, Оренбургской, Пензенской, Ульяновской, Свердловской и Омской областям, по Москве).
Уголовные дела по должностным преступлениям в отношении работников ФССП России не возбуждались в 33 территориальном органе (управления ФССП России по Республике Карелия, по Республике Адыгея, по Республике Ингушетия, по Кабардино-Балкарской Республике, по Карачаево-Черкесской Республике, по Республике Северная Осетия - Алания, по Республике Коми, по Удмуртской Республике, по Чувашской Республике, по Республике Алтай, по Республике Тыва, по Республике Саха (Якутия), по Хабаровскому и Камчатскому краям, по Брянской, Калужской, Курской, Липецкой, Орловской, Тверской, Тульской, Псковской, Тюменской, Курганской, Томской, Амурской, Магаданской областям, Еврейской автономной области, по Ненецкому, Ямало-Ненецкому, Чукотскому автономным округам, по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, по Севастополю).
Наибольшее количество работников, в отношении которых возбуждены уголовные дела, отмечается в управлениях ФССП России по Краснодарскому краю (13 работников), Московской области (10), Ставропольскому краю (9), Красноярскому краю (6).
В ФССП России и ее территориальных органах ведется работа, направленная на отражение роли ФССП России в выявлении преступлений коррупционной направленности в статистических учетах правоохранительных органов.
Согласно данным формы N 1-КОРР, подготовленной ГИАЦ МВД России, в первом полугодии 2016 года уголовные дела возбуждены в отношении 136 работников (в первом полугодии 2015 года - 119) 49 территориальных органов (в первом полугодии 2015 года - 47). При этом в форму N 1-КОРР внесены сведения о 99 преступлениях коррупционной направленности (в первом полугодии 2015 года - 86), выявленных по инициативе территориальных органов ФССП России.
Таким образом, по сравнению с аналогичным периодом 2015 года по данным ГИАЦ МВД России наблюдается увеличение количества работников территориальных органов - фигурантов уголовных дел (на 12,5%), а также совершенных ими преступлений (на 4,8%), которые отражены в форме N 1-КОРР.
Результаты деятельности 36 территориальных органов (в первом полугодии 2015 года - 50) в форме N 1-КОРР не отражены (управления ФССП России по Республике Карелия, по Республике Ингушетия, по Карачаево-Черкесской Республике, по Чеченской Республике, по Республике Адыгея, по Республике Калмыкия, по Республике Крым, по Республике Башкортостан, по Удмуртской Республике, Чувашской Республике, Республике Алтай, Республике Тыва, по Республике Хакасия, по Республике Саха (Якутия), по Хабаровскому и Камчатскому краям, по Брянской, Владимирской, Костромской, Орловской, Тамбовской, Тверской, Тульской, Ярославской, Архангельской, Новгородской, Псковской, Кировской, Курганской, Амурской и Сахалинской областям, по Ненецкому, Ямало-Ненецкому и Чукотскому автономным округам, по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, по Севастополю).
По состоянию на 30.06.2016:
обвинительные приговоры по уголовным делам вынесены в отношении пяти работников территориальных органов;
на рассмотрении в судах находятся уголовные дело в отношении 13 работников;
в следственных органах на стадии расследования находятся уголовные дела в отношении 133 работников.
Уголовные дела в первом полугодии 2016 года прекращены в отношении 3 работников территориальных органов, из них:
следствием по ч. 1 ст. 28 УПК РФ в связи с деятельным раскаянием прекращено одно уголовное дело в отношении одного работника территориального органа;
судом по п. 3 ч. 1 ст. 27 УПК РФ вследствие акта об амнистии в отношении двух работников,
Уголовные дела, возбужденные в отношении работников территориальных органов, по реабилитирующим основаниям в связи с отсутствием состава преступления в отчетном периоде не прекращались.
Учитывая изложенное, во втором полугодии 2016 года основной упор в работе необходимо сделать на усиление мер профилактики коррупционных правонарушений и повышение эффективности принимаемых антикоррупционных мер.
Особое внимание необходимо сосредоточить на устранении причин и условий, способствующих совершению незаконного присвоения и растраты (ст. 160 УК РФ), реализации комплекса мер, направленного на предупреждение и пресечение взяточничества (ст. 290 УК РФ).
В этих целях необходимо:
продолжить реализацию мер, предусмотренных приказом ФССП России от 30.05.2016 N 355 "О мерах реагирования при возбуждении уголовных дел в отношении федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной службы судебных приставов", указанием ФССП России от 11.04.2014 N 1-у "О дополнительных мерах по устранению причин и условий, способствующих совершению служебного подлога и хищению денежных средств" и письмом ФССП России от 10.11.2011 N 12/12-27518-АП "О мерах по противодействию корыстным преступлениям в ФССП России";
результаты работы отразить в аналитической справке об итогах деятельности территориального органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений за 2016 год. Справку с приложенными копиями статистических карточек формы N 1 и формы N 1-КОРР представить в Управление противодействия коррупции, обеспечения работы с кадрами и вопросов безопасности до 15.01.2017.
Информацию разместить в сервисе поручений центрального аппарата ФССП России на ведомственном служебном портале АИС ФССП России.
Направление информации на бумажном носителе не требуется.
Управление противодействия коррупции,
обеспечения работы с кадрами и вопросов безопасности
<< Назад |
||
Содержание Письмо Федеральной службы судебных приставов от 18 августа 2016 г. N 00121/16/76875-АП О направлении обзора об итогах деятельности... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.