Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина А.А. Короткевича к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. Решением гарнизонного военного суда, оставленным без изменения вышестоящими судами, были признаны правомерными действия должностного лица органа военного управления, связанные с отказом в принятии гражданина А.А. Короткевича на учет военнослужащих, нуждающихся в обеспечении жилым помещением в избранном месте жительства. Как указали суды, А.А. Короткевич, будучи обеспечен жилым помещением на праве собственности по соответствующим нормативам, имеет возможность приобрести жилье в избранном месте жительства за счет бюджетных средств лишь посредством получения и реализации государственного жилищного сертификата.
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации А.А. Короткевич оспаривает конституционность пункта 14 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", устанавливающего жилищные гарантии для определенной категории военнослужащих и предусматривающего, что данные гарантии предоставляются один раз, а в целях получения жилья по избранному месту жительства необходимо представить документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации.
По мнению заявителя, оспариваемая норма не соответствует статьям 7, 19 и 40 Конституции Российской Федерации, поскольку позволяет отказывать военнослужащим в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении при наличии у них в собственности жилья и тем самым ограничивает их право на получение субсидии для приобретения или строительства жилого помещения по избранному месту жительства. Заявитель также указывает, что его право как военнослужащего на получение государственного жилищного сертификата было признано судом при разрешении иного спора, однако предусмотренные сертификатом суммы меньше размера субсидии для приобретения или строительства жилого помещения по избранному месту жительства.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Конституция Российской Федерации, предусматривая, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40, часть 3), тем самым предписывает федеральному законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также устанавливать конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом имеющихся у государства финансово-экономических и иных возможностей. При этом, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением права военнослужащих на жилище, являются как законодательство, определяющее правовой статус военнослужащих, так и нормы жилищного законодательства Российской Федерации (определения от 14 мая 2013 года N 629-О и N 693-О, от 17 февраля 2015 года N 412-О, от 19 ноября 2015 года N 2678-О и др.).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "N 629-О" имеется в виду "N 692-О"
Как следует из представленных материалов, суды, отказывая заявителю в удовлетворении его требований, пришли к выводу, что положения Жилищного кодекса Российской Федерации и правовых актов Правительства Российской Федерации содержат запрет на постановку на учет граждан, включая военнослужащих, в качестве нуждающихся в жилье в случае наличия у них в собственности жилых помещений по установленным нормам, однако военнослужащим в целях приобретения жилья в избранном месте жительства предоставлен иной вид жилищной гарантии - они вправе получить государственный жилищный сертификат, оформив обязательство о сдаче принадлежащих им жилых помещений.
С учетом изложенного положения пункта 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" сами по себе не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя, которому государство предоставило определенный вид жилищной гарантии, учитывающий наличие у него в собственности жилого помещения по соответствующим нормативам.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Короткевича Алексея Альбертовича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 25 октября 2016 г. N 2274-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Короткевича Алексея Альбертовича на нарушение его конституционных прав пунктом 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)