Письмо Ассоциации российских банков от 15 ноября 2016 г. N А-01/5-606
В настоящее время проводятся публичные обсуждения следующих разработанных Министерством финансов Российской Федерации законопроектов:
- "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" (размещен в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по ссылке: http://regulation.gov.ru/projects/List/AdvancedSearch#npa=53390):
- "О внесении изменений в статью 131 Трудового кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" (размещен в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по ссылке: http://regulation.gov.ru/projects/List/AdvancedSearch#npa=38999).
В указанных законопроектах содержатся изменения в подпункт "а" пункта 6 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон о валютном регулировании), касающиеся порядка применения к физическим лицам понятия "валютный резидент".
В целом текст законопроектов заслуживает поддержки. Однако в законопроектах по-прежнему не решена одна проблема, которая всегда волновала банковское сообщество, и которая послужила причиной разработки указанных изменений в Закон о валютном регулировании.
Подпункт "а" пункта 6 части 1 Закона о валютном регулировании в редакции (законопроектов) не устраняет до конца проблему выявлении статуса физического лица как резидента или как нерезидента.
Содержащаяся в законопроектах формулировка о том, что резиденты - это "физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации", достаточно удобна для банков при условии, что у этого физического лица имеется только один паспорт гражданина Российской Федерации. В случае же если у клиента имеется два паспорта, например, гражданина России и гражданина Израиля, то банк не сможет правильно установить валютное резидентство своего клиента, если клиент не предъявит в банк паспорт гражданина России.
В результате в законопроектах заложен правовой риск привлечения банка к ответственности за нарушение валютного законодательства, которое банк не в состоянии предотвратить.
В связи с изложенным предлагаем дополнить законопроекты нормой, которая бы возложила на физических лиц ответственность за непредставление в уполномоченный банк паспорта гражданина России при его наличии.
Кроме того, по нашему мнению, оба законопроекта не содержат всех необходимых изменений, которые должны обеспечивать корректное применение обновленной категории "валютный резидент" на практике.
Оба законопроекта исключили применение ограничений, предусмотренных статьей 12 Закона о валютном регулировании, к физическим лицам - гражданам Российской Федерации, постоянно или временно (не менее 1 года) проживающим на территории иностранного государства. Такой подход считаем обоснованным.
Однако в законопроектах не решен вопрос о допустимости применения к таким лицам других ограничений, предусмотренных Законом о валютном регулировании. Речь идет, например, о правилах статей 11, 14 и 19 Закона о валютном регулировании.
Разумеется, допустимо доказывать, что указанные нормы не могут распространяться на граждан Российской Федерации, постоянно (или временно не менее одного года) проживающих на территории иностранных государств, в силу строго территориального характера действия указанных правил.
Однако применение правила о репатриации валютной выручки (статья 19 Закона о валютном регулировании) в случаях, когда гражданин Российской Федерации постоянно проживает на территории иностранного государства и занимается предпринимательской деятельностью, может оказаться спорным, особенно в деятельности российских правоохранительных органов.
Поскольку речь идет о необходимости зачисления валютной выручки на счета резидента в уполномоченном (т.е. в российском) банке, допустимо утверждать, что эта норма регулирует отношения именно на территории Российской Федерации, а значит, распространяется на всех резидентов, независимо от места их постоянного проживания.
В связи с тем, что нарушение правила статьи 19 Закона о валютном регулировании влечет в отдельных случаях привлечение к уголовной ответственности, полагаем, что законопроекты необходимо дополнить нормой, которая прямо исключит применение статьи 19 Закона о валютном регулировании к гражданам Российской Федерации, постоянно или временно (не менее 1 года) проживающим на территории иностранного государства.
Учитывая вышеизложенное, просим Министерство финансов Российской Федерации учесть позицию банковского сообщества при доработке проектов федеральных законов "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" и "О внесении изменений в статью 131 Трудового кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле".
Президент |
Г.А. Тосунян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Ассоциации российских банков от 15 ноября 2016 г. N А-01/5-606
Текст письма официально опубликован не был